В Архангельской области уже вовсю готовятся к реализации муниципальной реформы, только вместо повышения эффективности работы чиновников и решения насущных проблем все может произойти с точностью до наоборот, ведь теперь власти могут легко избавляться от неугодных депутатов, тех, кто отстаивает интересы простых граждан в небольших поселениях и деревнях. Инициатива предусматривает упразднение муниципалитетов нижнего уровня — сельских и городских поселений, они должны быть объединены в городские округа. На местах законопроект воспринимают как меру по ликвидации местного самоуправления. В Поморье прошли народные сходы, и многие жители не понимают, почему региональные власти так рьяно взялись за уничтожение МСУ с упорством, достойным лучшего применения, и почему сейчас вдруг что-то должно поменяться в лучшую сторону, если власть станет еще дальше от своих избирателей? Подробности — в материале Накануне.RU.
В Лешуконском районе Архангельской области уже начинаются процессы по преобразованию его в муниципальный округ, и когда с людьми пытаются разговаривать на этот счет, то они выступают категорически против. В отдаленных районах много проблем, которые не решается в силу совершенно разных причин. Берущаяся за укрупнения региональная власть, как показала практика, практически не выигрывает финансово от "оптимизации" и больше несет имиджевых потерь, чем реально улучшает жизнь граждан.
На днях народные сходы прошли в деревнях Юромского муниципалитета, и жители завалили "единороссов" вопросами о том, почему не решаются их проблемы, да они и не верят, что после "оптимизации" что-то изменится.
"Жителей деревень Кеслома и Палуга больше интересовали насущные вопросы: когда начнут вывозить мусор, когда прекратится пытка с многодневными отключениями электроэнергии и перепадами напряжения, когда починят здание ФАПа, когда дороги приведут в нормативное состояние, когда в деревнях появится (хотя бы) мобильный интернет и связь, — приводят СМИ слова депутата Архангельского областного собрания Леонида Таскаева. — На эти вопросы представители районной власти отвечали однотипно: вот, будет округ, так и примемся за решение проблем. Что мешает этим же людям решать их сейчас – жителям Юромского МО не объяснили".
Что самое интересное, когда во время встречи "единороссов" с народом "делегаты" зашли в тупик и не смогли ответить на самые животрепещущие вопросы, они начали стращать всех Украиной и Казахстаном, скатившись до "лишь бы не было войны", рассказывает Таскаев.
Стоит отметить, что те же самые чиновники, которые не согласовали проведение митинга по проблеме ввоза мезенских отходов, пренебрегли губернаторским антиковидным указом и организовали сходы для одобрения идеи округа. И все это только с целью давления на местных депутатов, которым после официально объявленного общественного обсуждения придется по этому вопросу голосовать?
Судя по всему, уже сейчас реформа (читай — ликвидация) местного самоуправления становится рычагом для давления на неугодных депутатов на местах, так что же будет дальше? Избиратели совсем потеряют своих представителей, способных хоть как-то влиять на ситуацию и решать их проблемы?
Председатель архангельского отделения "Партии Дела" Диана Рудницкая отмечает, что если в территориально небольших субъектах, сосредоточенных в Центральном федеральном округе, укрупнение могло бы стать актуальным, то во всех остальных регионах, особенно — северных, ликвидация органов местной власти, находящейся в непосредственной связи с местным населением, равнозначна потере управляемости в принципе.
Размер территории того же Лешуконского района Архангельской области больше целой Белгородской области на тысячу квадратных километров. Однако в составе Белгородской области 19 муниципальных районов и три городских округа, а в Лешуконском районе предлагается оставить исключительно окружную администрацию с несколькими территориальными филиалами без полномочий, а значит, по мнению Рудницкой, не будет возможности на что-то повлиять.
"Такой сценарий исключает любую возможность реального развития округов, кроме хищнической добычи или эксплуатации ресурсов на стремительно обезлюдевающих территориях, и является проблемой не только Архангельской области, но и ряда других субъектов России, где двухуровневая система органов местного самоуправления не прихоть, а жизненная необходимость", — считает эксперт.
Реализация концепции "укрупнения" уже давно тихой сапой идет в регионах, а потому есть конкретные примеры того, к чему это приводило. В Приморском крае объединили Лесозаводской район и Лесозаводской городской округ, что привело к сокращению финансирования и трудностям в оперативном решении возникающих проблем, на это указывает председатель регионального отделения "Партии Дела" Всеволод Ию.
"После объединения Лесозаводского района с Лесозаводским городским округом бюджет города составил 1 млрд руб. при 46 тыс. жителей. При этом в Спасском районе, в котором проживает 28 тыс. граждан, и городе Спасск-Дальний с населением в 46 тыс. жителей бюджет составляет 1 млрд и 1,5 млрд соответственно. Объединение Спасского района и Спасска-Дальнего городского округа также приведет к уменьшению финансирования", — объяснил политик.
Депутат Пинежского района Архангельской области Сергей Игнашев в беседе с Накануне.RU также рассказал об опасениях своих избирателей: "В нашем регионе много деревень, где численность населения еле-еле доходит до 60 человек, в основном, это пенсионеры. А представляете, если закроют у них администрацию, то бабушки в возрасте 80 лет просто физически не смогут выбраться в райцентр, чтобы получить какую-то справку, кому-то что-то сказать. У нас и так все не очень-то хорошо, бюджет урезается, люди не знают, куда жаловаться, и единственное, что хоть как-то спасает — это местная власть".
Понятно, что для федерального центра такая управленческая "оптимизация" с переходом на одноуровневую систему — это способ укрепиться, но вот жители деревень и поселков лишатся собственных представителей и потеряют субъектность, так видит ситуацию политолог Константин Калачев. Есть и другие настораживающие нюансы законопроекта Клишаса-Крашенинникова о муниципальной власти. Например, глава региона вправе вынести предупреждение и объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, а то и отстранить от должности.
"Если это защита от дурака в местном самоуправлении, то где защита от дурака-губернатора? Понятно, что право губернаторов единолично выбирать мэров может стать инструментом борьбы с неугодными, с теми, кто слишком активно лоббирует, защищает интересы своих избирателей, — говорит Константин Калачев. — Представьте себе, какой-то муниципальный округ, есть интересы застройщика, за которыми маячат интересы губернатора, и глава местного самоуправления, который отстаивает интересы жителей, чем это все закончится? Отставкой главы местного самоуправления".
По мнению эксперта, единая система удобна для власти, укрупнение кажется инструментом борьбы с региональным сепаратизмом, местечковостью, нехваткой дисциплины, но по факту народ лишается представителей, и это создает взрывоопасную ситуацию:
"Фактически из местного самоуправления убираются люди. Губернатор, приезжий какой-нибудь, не местный, отстаивает бизнес-интересы каких-то групп, и наплевать ему на местное самоуправление и на жителей. У него задача реализовать интересы тех, кто на него сделал ставку. А у тех интересы, например, сделать полигон для утилизации ядерных отходов или просто мусорную свалку, будет ли кто-то считаться с мнением жителей?"
По мнению политолога, как только начнут реализовываться подобные сценарии, локальные протесты не заставят себя долго ждать и начнут расшатывать и без того хлипкую систему власти.
Напомним, ранее стало известно, что более сотни (из приблизительно 190 тысяч) российских муниципальных депутатов и несколько местных советов из разных регионов направили в Госдуму отзывы с требованием скорректировать или отклонить законопроект о местном самоуправлении. По их мнению, упразднение сельских и городских поселений может привести к управленческому кризису и оттоку населения.
|