Как человек, душой болеющий за родной край, я попросту не мог пройти мимо вопиющего факта, который буквально ранит моё сердце.
Что называется, не могу молчать.
В Нефедово Вологодского района нам предлагается арт-объект «Мировые башни» – то есть копии Эйфелевой башни (футуристический ужас, который сделали символом Парижа вместо чудесного Нотр-Дама, который сейчас, увы, намерены откровенно испохабить), Биг-Бэна, Пизанской башни и так далее. Этот, с позволения сказать, арт-объект участвует во всероссийском конкурсе таковых и продвигается даже руководством района, которое почему-то считает, что это якобы прославит нашу область. И что это будто бы «красиво» и так далее. И ещё говорят, что это «познакомит детей с мировыми достопримечательностями»! А то они их не знают! А то они все свои родные-то знают! Но вот им почему-то непременно надо знать, как выглядит Биг-Бэн!
Но вот почему-то в других регионах, участвующих во всероссийском конкурсе, аналогичные арт-объекты стараются отражать какие-то региональные особенности и патриотические чувства. Однако от нашей области на конкурс выдвинута была вот эта пошлость, запредельная и отвратительная пошлость, ужасная, вопиющая пошлость, исполненная ментального западничества самого худшего пошиба. Все эти копии «фефелевых башен» и прочее всегда воспринималось именно как проявление этого самого ментального рабства, когда хочется прикоснуться к «Святой Загранице» хотя бы вот так. По сути же это самый настоящий карго-культ. Да, именно так. Это настолько колониальное сознание, которое не может не броситься в глаза. Можно было сделать акцент на кружеве, на масле, на авиации (Можайский, Ильюшин, Макшеев, Клубов, Каберов и Алелюхин сразу вспоминаются), на иных вещах, которые ассоциируются с русскими и Россией, с Вологодчиной. Вместо этого всего – вот такая ужасная, низкопробная пошлятина. Стыдно становится.
Неужели нельзя обратить внимание на русские традиции, национальный русский стиль? Почему надо ставить эту низкопробную поделку, достойную какого-нибудь парка аттракционов в бывшей колонии? Почему надо демонстрировать вот такое самое пошлое западничество а-ля Украина, стремящаяся «шляхами перемог» в Евросоюз и НАТО? Если мы действительно Европа и не хотим уподобляться Африке, мы должны сохранять свои традиции и следовать своему национальному стилю. Чтобы все видели, что мы – Россия. Вместо создания абсолютно оригинальной вещи, которая стала бы выдающимся произведением искусства и культурным и национальным достоянием, создали даже не вторичное, а абсолютно третичное и пошлое убожество,
Автор этой пошлятины – Атом Коляевич Григорян. Это он делал этот ужас и навязал его области, а руководство района и радо стараться. И нахваливают, нахваливают. К сожалению, есть немало вроде бы русских людей, которым ЭТО нравится. Это ж как надо было отбить наше национальное чувство, отбить понимания о прекрасном! Мы всё-таки русские люди, а не манкурты, мы должны любить свою Родину и её культуру и традиции!
Все ли арт-объекты плохи? Нет, не все. В связи с этим расскажу вот такую историю.
Есть у нас в городе, в самом центре такой объект, называемый Памятник букве О. Кто был, тот знает, а кто не бывал – побывайте и взгляните. В молодости я относился к этому памятному знаку со скепсисом, с усмешкой. А сейчас, когда я уже взрослый дядька, стал относиться к нему с большой симпатией и вообще считаю, что это – одна из больших удач. Если к идее поставить собачку в непотребном виде у памятника электрическому освещению я и сейчас отношусь с неприятием (увы, запоминается именно она, а не сам памятник и его смысл, которые просто теряются – как, увы, даже великий Клыков «удружил» Батюшкову с лошадью), то вот букву О я считаю таким символом нашей идентичности – точнее, одним из таковых. Кружевная скамеечка, которая недавно украсила центр, это тоже символ идентичности нашего края.
Особенно это чудесно видно, когда у нас в Вологде проводятся тематические экскурсии – и вот такие символы становятся своего рода важными пунктами, остановками на пути следования. Вот у этого памятника можно было поговорить об особенностях народного вологодского говора, про наши местные особенности речи. И ударение на О в речи вологжан встречается, факт, даже у меня самого оно заметно – в Москве вот меня сразу по букве и распознали. А у кружевной скамеечки можно поговорить об особенностях кружевоплетения и традициях сего ремесла.
Так что я лично за всем сердцем, вот за такое. Но в то же время ещё выступаю и за то, чтобы мы расширялись относительно своей истории и нас бы ещё и памятники появлялись тем, кто у нас совершенно никак не увековечен. Но я очень надеюсь, что у нас и дальше будет развиваться это стремление показать свою идентичность, своё национальное МЫ. И эти символические воплощения нашей идентичности будут воспитывать наших потомков в духе любви к своей малой родине.
Мы должны воспринимать себя как русские, как великая и тысячелетняя страна Россия, великая христианская цивилизация. Мы должны хранить свою национальную идентичность, своё лицо и не допускать этой колониальной пошлости, многократно уже использованной, по многу раз. Нет в этих башнях ничего оригинального, есть второсортная, третьесортная, десятисортная пошлость. И нам эту пошлость надо изживать. Мы должны быть русскими, а не общечеловеками.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия |