Не стало Виктора Мережко. Казалось, что совсем недавно он давал интервью Царьграду, рассказывал о том, что его волнует, и переживал и за ситуацию, которая складывается в столь близкой ему сфере – в искусстве, и за проблемы нашего общества в целом.
Возможно, мы могли бы ещё увидеть новые фильмы, снятые по сценариям Виктора Ивановича или им самим как режиссёром, но не случилось, болезнь забрала его раньше. Как писал Валентин Гафт – "кто-то свыше всё решил за нас".
А теперь он ушёл, но остались его работы в кинематографе и на телевидении. Остались его герои – обычные люди, которых он показывал с такой большой любовью, что ею проникался и зритель. Ведь в каждом обычном человеке можно увидеть прекрасное. Даже в таких гротескных образах, как в его знаменитой "Родне".
Снимают фильмы про вокзальный сортир в каком-то провинциальном городке
В интервью нашему телеканалу Виктор Мережко говорил о современной России – о её удачах и бедах. Режиссёр не скрывал: нынешнее состояние современной отечественной культуры, а особенно кинематографа, вызывает у него неподдельную тревогу. Виктор Иванович категорически не принимал модную тенденцию – показывать нашу страну в гиперболизированно неприглядном виде:
Если снимают картины, то Россия у них – дерьмо, люди – свиньи, пьяницы, алкоголики, воры и ничтожества. Как говорит Андрей Кончаловский, создаётся представление, что это вокзальный сортир в каком-то провинциальном городке. Нельзя снимать кино о моей стране, о моём народе в таком унизительном, уничижительном виде,
– с болью говорил режиссёр в последнем интервью Царьграду.
То, что нередко стали показывать на сценах столичных театров, волна разврата, выливающаяся на зрителя, голые персонажи и мат – всё это тоже не оставляло Виктора Ивановича равнодушным.
Значит, кто-то взял курс на абсолютную дебилизацию. Тем более это рассчитано на молодёжь. Я не знаю, кто пойдёт на эту порнуху смотреть, разве что идиоты, психически больные какие-нибудь пойдут. Омерзительно, отвратительно, гадко. Непостижимо и преступно, в общем-то, по большому счёту,
– так оценил эту тенденцию кинорежиссёр.
Про "однодневок" в крашеных перьях
Не менее резко высказывался Мережко и о ситуации в отечественном шоу-бизнесе. По его мнению, большая часть наших артистов от этого цеха – "однодневки", а кое-кому уже давно пора "угомониться" и перестать ходить "в крашеных перьях".
Довольно жёстко режиссёр отреагировал на список номинантов на премию "Виктория"-2021, где рядом со знаменитыми и заслуженными артистами вроде Леонида Агутина и Юрия Шевчука фигурировали Манижа и рэпер Моргенштерн.
Это солянка такая, понимаете. Приготовленная очень плохим поваром. В столовой какой-то студенческой,
– раскритиковал выбор жюри режиссёр, добавив, что совершенно не понимает, по какому принципу эта "солянка" делалась.
Может, пройдёт время, кто-то ещё будет Меладзе вспоминать или Агутина, а может, и нет, – отметил он.
А что касается Моргенштерна, то его рэп "на грани пошлости" вообще никак не относится ни к культуре, ни к традициям России, подчёркивал Виктор Иванович.
Цензура нужна именно идеологическая
Конечно, тут и встаёт вопрос о необходимости цензуры – именно идеологической, потому что это позволит сохранить нравственные нормы, положительно воспитать новое поколение, избежать мелькания "голых мужиков и девочек, которые бегают по сцене со всеми прелестями и без", появления богохульных вещей. Нельзя издеваться над собственным народом, бездумно копируя всё, что создаёт Запад:
Цензура должна быть идеологической и, конечно, должны быть заказные работы, которые курируются государством. И государственные телеканалы должны приоритетно показывать эти заказанные страной и для страны работы. Людей нужно воспитывать. Мы уже потеряли не одно поколение молодых людей. Они воспитаны на попкорне и на компьютерном кино,
– не сомневался Мережко. Когда же зашёл разговор о необходимости запретить показ фильмов с гомосексуальными отношениями, режиссёр заметил, что неслучайно эта инициатива появилась именно сейчас, когда страну просто захлестнула волна разврата и падения нравов, что дальше уже некуда.
Гомосексуализм пропагандируется практически на всех каналах, не говоря уже про видеохостинг YouTube.
Мне кажется, кто-то там осознал из власть предержащих, что это уже почти крах,
– сказал Виктор Мережко в интервью Царьграду. Инициативу Роскомнадзора в целом он поддерживал, но высказал и опасение: как бы чиновники не начали запрещать всё подряд – и нравственное, и безнравственное:
Поэтому намерения хорошие, но очень опасные по последствиям своим в случае ошибки.
Мережко был уверен, что Россия – страна самодостаточная, такой она была всегда, поэтому и стояла особняком. Русские должны об этом помнить и жить духовно, красиво и достойно.
Хватит тащить по карманам, хватит грабить, хватит убивать, жить во имя золотого тельца! Должна быть встряска. Люди должны одуматься. Потому что мы сейчас в моральном и духовном тупике. Вся планета и, к сожалению, Россия,
– призывал режиссёр.
Может, денег не хватало? Но в политику лезть не стоило
Негативно относился Виктор Иванович и к тому, что по отечественному ТВ показывают артистов, оскорблявших публично нашу страну. И один из них – Вахтанг Кикабидзе, который не просто оскорблял Россию, но и старательно втаптывал в грязь всё, что с ней связано.
Почему же этот самый "грузинский герой" вдруг появился в очередном сезоне столь любимого нашими гражданами сериала "Сваты"? Понятно, что фильм в этот раз снимался не в России, но тогда зачем сериал с участием "Бубы-русофоба" показали по федеральному каналу?
Комментируя этот неловкий момент, Виктор Иванович отметил, что умалять талант Кикабидзе не стоит, но то, что он полез в политику ранее, было точно зря.
"Я не сторонник этого сериала ("Сваты". - Ред.). Мне кажется, на грани пошлости всё это там делается. Поэтому я не слежу и не буду смотреть", – отметил он.
А появление Кикабидзе в сериале просто объясняется необходимостью заработка, предположил тогда Виктор Мережко:
Может, ему денег не хватает? Насколько мои грузинские друзья говорят, он не очень хорошо последнее время себя чувствует.
В целом, подчёркивает режиссер, не стоило артисту лезть в политические перипетии:
Политика ведь убивает творцов и разделяет на разные стороны баррикад. Творцу нельзя лезть в политику. Это самоубийство. Вот Вахтанг полез – и получил. Его стали забывать в России, а это для него был очень большой заработок, да и популярность была бешеная в России, на Украине.
Как и многих из нас, режиссёра очень волновал вопрос – как остановить деградацию, направленную на уничтожение русского населения. По его мнению, основные действия сейчас происходят не только на внешнеполитической арене, но и на моральном, на национальном фронтах.
Народ стал труслив и равнодушен
Скандальная история в московском метро, когда трое приезжих из Дагестана спровоцировали драку своим хамским поведением, набросились сначала на девушку, сделавшую им замечание, а затем жестоко избив Романа Ковалёва, ставшего на её защиту, страшна не только поведением "гостей столицы", но и безразличием окружающих. Ведь никто из мужчин, которые находились в вагоне, на помощь Ковалёву не пришёл.
Виктора Мережко эта история возмутила. Конечно, отметил тогда режиссёр, нападавшие – настоящие звери, отморозки и нелюди, но ещё худших слов заслужили те мужчины, что сидели и смотрели, как парня избивали.
Народ труслив, равнодушен... А те, кто снимал, не вмешался, как их назвать? Может, преступниками? Как угодно. Понимаете, это показывает, что страна вырождается, особенно мужики. Они становятся женоподобными,
– сказал режиссёр в беседе с Царьградом, отметив, что только одна женщина попыталась вступиться за молодого человека.
Женщины и в целом становятся более мужественными, чем мужчины, указал Мережко. По его мнению, наступает период матриархата. Да и деваться-то женщинам некуда, в силу того что мужчины становятся более женственными и инфантильными, выпивающими и желающими пожить за счёт дам,
– с сожалением констатировал тогда Виктор Иванович.
Опасная "хуснуллизация"
Беспокоили режиссёра и неприятные тенденции в "мигрантском" вопросе. Мережко был уверен в том, что курс на "завоз" трудовых мигрантов ради улучшения экономической ситуации – глубоко ошибочен. Это может превратить Россию в колонию Средней Азии. Ситуация схожа с пожаром, который пытаются игнорировать, сказал режиссёр:
Когда начинается в доме пожар – проще всего не замечать, пока дом не сгорит. Нельзя, чтобы Россия стала колонией Средней Азии. Пусть они живут себе там. Но зачем их берут сюда? Я понимаю, что это дешёвая рабочая сила, там можно половину денег, как я догадываюсь, красть, и половину платить этим несчастным гастарбайтерам. Но понимаете, таким образом, идя на поводу у людей, желающих заработать побольше денег, можно всю страну превратить в Среднюю Азию.
Эту тенденцию – заселять Россию мигрантами – режиссёр называл "хуснуллизацией", по имени главного лоббиста завоза гастарбайтеров вице-премьера Марата Хуснуллина.
Раньше была индустриализация, сейчас хуснуллизация. То есть уже русских людей становится всё меньше. Всё вытесняется мигрантами из Средней Азии,
– сказал режиссёр в беседе с Царьградом и добавил:
С одной стороны, идёт деградация духовная и моральная нашего народа, с другой стороны, идёт уничтожение русского народа. Я понимаю, что русские вымирают. Поэтому государству, наверное, нужно создать видимость, что население растёт. За счёт чего растёт? За счёт людей, которые не знают нашу культуру, которые не приемлют и которые позволяют себя вести уже варварски, как настоящие преступники. И хуснуллизация страны продолжается.
Мережко говорил о том, что в засилье мигрантов скрывается серьёзная угроза: русские могут превратиться в нацменьшинство. Однако страшно ещё и то, что параллельно идёт процесс деградации нравственности, развитие неуважения к собственной нации и Родине.
источник |