Наблюдаемые ощутимые изменения в природе, вызванные активной деятельностью человека, явно свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии современной индустриально-технологической практики и её фундаментальной основы – общего и профессионального образования, включающего духовно-нравственную составляющую познания и многоступенчатый процесс обучения. В этой связи назрела объективная необходимость пересмотра всей системы знаний об окружающем мире и человеке ради укрепления фундаментальной базы всеобщего образования, построенной на основе органичного единства всех её составляющих.
Современный человек должен увидеть и осознать свою зависимость от природы, неотъемлемой частью которой он является. «Природа подчиняется только подчинением ей» – так утверждал известный британский учёный Бертран Рассел (1872–1970), философ, математик, лауреат Нобелевской премии. Вне всякого сомнения, при таком однозначном понимании всего сущего знания всех людей, вне зависимости, чем они занимаются и где проживают, будут сочетаться, приумножаться и превратятся в созидательную силу спасения природы.
Можно назвать две главные причины осознанной необходимости повышения уровня фундаментальной базы образования. Первая связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием явных признаков экономического и экологического кризисов во многих странах мира и, как следствие, обострением социальных конфликтов и международных отношений. Вторая причина – мировое сообщество в последние десятилетия ставит задачу совершенствования системы образования, нацеленной на всестороннее интеллектуальное развитие человека путём познания окружающего мира.
Формирование и становление высокообразованной личности требует решения многих взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать условия для гармоничных связей человека с природой посредством изучения фундаментальных законов, которые управляют ею. При этом чрезвычайно важно не столько познать явления природы, чтобы путём тягостных раздумий и поспешных действий, не всегда осмысленных и оправданных, овладеть ею, а сколько для её сохранения в естественном состоянии для нынешних и грядущих поколений. Во-вторых, человек живёт в обществе и для его интеллектуального и всестороннего развития необходимо изучение истории, философии, экономики и других общественных наук.
Концепцию фундаментального образования впервые чётко и ясно сформулировал в начале позапрошлого века Вильгельм Гумбольдт (1767–1835), немецкий филолог и философ. Согласно ней, предметом изучения должны быть те фундаментальные знания, которые рождаются на переднем рубеже развития науки, и классическое образование должно сочетаться с научными исследованиями. Такая прогрессивная система образования внедрена в лучших университетах мира и широко используется по сей день.
Проблема совершенствования и укрепления фундаментальной базы образования актуальна не только для России, особенно в последние десятилетия, но и для других стран. Так, в одном из докладов комиссии США отмечалось, что Америка, как и при запуске первого советского спутника, находится перед угрозой потери качества своего образования и может оказаться среди стран, в которых нет условий освоения новейших достижений науки, техники, технологий из-за очень низкого уровня математического и естественно-научного образования. В официальном документе Национальной комиссии США по качеству образования утверждается: «Нация находится в опасности, так как образовательные основы государства подтачивает всё более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом, и, если бы недружественная держава предприняла попытки навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны». Ещё в одном важном документе, докладе ЮНЕСКО, подчёркивается: «Для развития мира единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование».
Важнейшую и определяющую роль в фундаментальном образовании играют естественно-научные знания, которые не только расширяют кругозор познающего, но и представляют собой сферу активных действий, необходимых для разработки наукоёмких технологий, внедряемых в производство, которое в конечном итоге и определяет в полной мере главный и основной фактор развития цивилизованного общества.
Один из парадоксов развития современного общества заключается в том, что ни осознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивости и развития, ни пересмотр концептуальных оснований системы образования пока ещё почти не сказались ни на реальном поведении человека, ни на его деятельности, ни на стратегии развития многих государств в целом. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани – к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще…
Спустя десять лет после утверждения концепции устойчивого развития, в 2002 году в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная «Саммит Земли». В ней приняли участие делегаты из 189 стран мира и главы свыше 100 государств. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось и планировалось при принятии общего согласованного решения. Потребительский образ жизни общества продолжает истощать естественные жизнеобеспечивающие источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обязательства активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о материальной и финансовой помощи развивающимся странам. Представители многих стран неоднократно заявляли, что именно жители Европы и особенно США, так называемый «золотой миллиард», потребляют около 80 % мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь бедным и нищим людям, коих насчитывается более 2,5 миллиарда и которые не могут удовлетворить жизненно важные потребности в самом необходимом, даже в чистой воде, не говоря о полноценном и качественном питании.
Всякому воспитанному и просвещённому человеку понятно, что корень зла всех бед современного общества кроется не только в мышлении и поведении отдельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях, внутренних и внешних. При этом огромную роль играют всё же духовно-нравственные факторы, нацеленные на искоренение безжалостных, потребительских отношений человека и всего человечества к природе. Единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать сознание каждого человека, выступает опять-таки достойное всеобщее образование, построенное на благодатной почве духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим крайне необходимо усилить мировоззренческое значение естественно-научных составляющих образования. Изучаемые фундаментальные дисциплины должны включать конкретные знания о природе, чтобы применять их с пользой на практике, с одной стороны, а с другой – чтобы представлять целостную картину мира в глобальном планетарном масштабе. А это означает, что фундаментальные знания становятся практически значимыми в единой комплексной системе. И их значимость существенно возрастает при сочетании с духовно-нравственным познанием всего сущего.
Логически обоснованная нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока ещё не до конца постигнута самими учёными, она тем более не усвоена и далеко не понята некоторыми правителями, не обременёнными знаниями о природе, и воротилами делового мира. Но без такого понимания вряд ли возможно цивилизованное развитие общества. Именно во всей системе современного образования, включающего духовно-нравственное воспитание, могут и должны взойти ростки нового миропонимания, и чем раньше они взойдут, тем лучше для всего человечества…
Учёные и педагоги, преподаватели и учителя, все прогрессивно мыслящие люди призваны видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за её решение. Сегодня очень важно, чтобы, как и в прошлом веке, в годы развёртывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в своё время активно и открыто выступали учёные-физики, сумевшие убедить общественность и правящие круги многих государств в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения разрушительного ядерного оружия.
Однако усилия учёных и прогрессивной общественности будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. «Будущее сообщества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймёт свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом», – утверждал выдающийся русский учёный, академик В.И. Вернадский (1863–1945).
Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения – от начальных школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – студенты некоторых высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию, а в средних школах постепенно внедряется изучение православной культуры и светской этики.
Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг – включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина – экология. Введение этих двух универсальных дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведённых учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объём учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой.
Вне всякого сомнения, любой просвещённый и образованный человек, обладающий не только общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы результаты его действий всегда сочетались с бережным отношением к природе и её сохранением для нынешних и грядущих поколений. Только в таком случае созидательная деятельность каждого человека внесёт ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдёт в более упорядоченное состояние – ноосферу, сферу разума.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |