Для обывательского сознания «война» - это любые военные действия. Но пресловутая «война между РФ и Украиной», о которой столько и давно говорили, если воспринимать ее без кавычек, это нечто совсем другое, чем наблюдаемое ныне. Война – это как минимум частичная мобилизация, озвучивание естественных целей войны (ликвидация вражеского режима и оккупация территории противника) и максимальное использование своих военных возможностей (не говоря уже об абсолютном подавлении враждебных элементов внутри страны). Выходит, однако, что война – только для Украины, но не для РФ, для которой это именно «специальная операция» с весьма мутными целями.
Обыкновением нынешней власти РФ всегда было: если что-либо вообще делать (а лучше – ничего), то либо пугать неожиданными выходками, либо делать наполовину. Этот «половинный» стиль, как видим, сполна проявился и сейчас – воевать не всерьез, а «понарошку». Аксиоматично, что наступающей стороне для успеха желательно создать если не тройное, то хотя бы безусловное численное преимущество. В этом плане ввод 60 тыс., которые вместе с ЛДНР не то что не превосходят, а втрое уступают (!) числу вооруженных лиц на Украине, к тому же находящимся в несравненно более выгодном положении (засевших в городах с русскоязычным населением, с которым войскам РФ необходимо обращаться крайне деликатно) выглядел чистым идиотизмом.
Между тем задействовать если не 500, то, по крайней мере 300 тыс. человек для РФ в случае действительной войны не было бы проблемой даже без мобилизации, и за месяц-полтора вопрос был бы решен. А тут обошлись не только без добровольцев, но и без уже служащих призывников (ну да, да - «специальная операция»).
Только какие цели реально могла преследовать и выполнить такая «операция»? Даже для объявленных крайне невнятных «демилитаризации» и «денацификации» она со всей очевидностью не годится. Какой смысл в разрушении пресловутых «военных объектов», если они вскоре могут быть с помощью друзей восстановлены? О какой «денацификации» может идти речь без контроля над всей территорией, а тем более при сохранении нынешнего режима?
Представляется, что единственной настоящей целью операции было принудить З. к переговорам, добившись, максимум «нейтрального статуса», а минимум – признания Крыма и ЛНДР, т.е. все-таки опять «пугалка», только более высокого уровня. Но и это плохо получилось, потому что даже для такой скромной цели привлеченных сил СЛИШКОМ МАЛО. «Невооруженным глазом» видно, что войск элементарно не хватает даже для выполнения «знаковых» для психологического воздействия на укровласть задач. Не говоря уже о том, что разумность самой такой цели проблематична: если бы З. что-то и «подписал», это всегда могло быть отыграно назад.
Разговоры о «провалившемся блицкриге», впрочем, безосновательны. Если бы РФ навалилась всей мощью и за пару месяцев не сумела бы одержать верх – тогда да. Но территория Украины огромна, и даже просто занятие ее без какого либо вообще сопротивления меньше двух недель не потребовало бы. Говорить же каком-то блицкриге, задействовав менее 100 тыс. войск против втрое большего у противника было бы просто смешно. Если под этим имелось в виду напугать Киев «решительностью» (на что, похоже, отводилась неделя) – то да, это не удалось. Там быстро поняли, что это «не всерьез». Ну и конечно тактика первых дней: продвижение колонн без разведки и авиаприкрытия с оставлением во враждебном тылу отставших подразделений (откуда и почти все потери) испугу не способствовала. (Некоторые вещи вообще в голове не укладываются: смысл «господства в воздухе» при применении штурмовой авиации только на 5-й день, уничтожение «объектов» в виде баз и складов, но – не воинских частей и т.д.).
Как бы там ни было, а «операция» затягивается, и даже та скромная цель, которая, видимо, и ставилась, теперь потребует уже не менее месяца. Но такая ситуация чревата тем, что либо РФ капитулирует (согласившись на прекращение действий в обмен на что-то символическое), либо придется вести уже настоящую войну.
источник |