Сообщение из Белграда о том, что югославский суверен посетит Софию в конце сентября, а Париж в начале октября 1934 года, по характеру дела, было в центре внимания всей Европы. Все ждали, принесет ли эта миссия Александра Карагеоргиевича что-то новое в существующий порядок на Старом континенте.
Помимо дипломатических и разведывательных кругов великих держав, деятельность Александра сопровождалась экстремистскими эмигрантскими политическими организациями. Еще в начале августа 1934 г. Югославская и европейская пресса начала публиковать подробности этих визитов. В римском отеле «Континенталь» по инициативе главы усташей прошла встреча Анты Павелича и главы распущенной ВМРО Ванчо Михайлова. После неудачного покушения в Загребе в середине декабря 1933 года, они увидели новый шанс ликвидировать короля Александра.
Фактически в тот день началась подготовка к покушению. Ванчо Михайлов недвусмысленно заявил, что в Софии ничего не делается из-за трудного положения его сторонников в Болгарии и возможности непреднамеренного убийства короля Бориса, а также из-за возможности того, что убийство в Софии может привести к объявлению войны. Болгарии. Именно поэтому была достигнута договоренность о проведении покушения во Франции.
На этой секретной встрече не без оснований присутствовал генеральный секретарь итальянской политической полиции Эрколе Конти, который, по-видимому, представил все подробности официальной программы пребывания короля во Франции, которые были получены итальянской разведкой. Позже мы увидим, что в этой операции были задействованы агенты советских, немецких и, скорее всего, французских спецслужб. Он также представил оценку того, что убийство в Марселе или Париже вызовет больший международный шок, чем если бы оно произошло в Софии. С оперативной точки зрения главным докладчиком на этом заговорщическом собрании был Ванчо Михайлов. Спокойный, хладнокровный, маленький, преждевременно облысевший, костлявый, со слишком длинными руками, он тут же предложил: «Я дам вам Владу-шофера! Без него нет ничего... Только Влада может убить кого угодно, даже отца!» Влада-шофер был Величко Димитров Керин, гражданин Болгарии, известный как террорист, проводивший смертные казни. В его списке преступлений также были убийства двух болгарских депутатов. Он использовал множество вымышленных имен: Влада шофер, Рудольф Сук, Владимир Димитров, Георгий Стоянов, Владо Георгиев Черноземский, Величко Стоянов... Павелич и Конти признали, что он должен быть одним из убийц.
Павелич и Михайлов договорились подготовить несколько групп убийц. Первая группа должна была попытаться убить сразу после прибытия короля в Марсель. В случае, если она не выполнила бы задание, вторая должна была попытаться убить его бомбой в нужное время. Третья группа была готова выступить в Париже. Если ни одной из трех групп не удастся убить короля, четвертая группа была готова действовать в Англии, которую король после официального пребывания во Франции намеревался посетить инкогнито, чтобы встретиться со своим сыном, наследником престола, который учился в колледже в Сассексе.
В начале сентября главный штаб усташей встречается в Болонье. Павелич решает, что организатором убийства югославского короля будет Еуген Дидо Кватерник, сын Славко Кватерника, бывшего австро-венгерского подполковника, который провозгласит независимое государство Хорватия 10 апреля 1941 года. Таким образом, следующий глава тайной политической полиции Независимого государства Хорватия, пресловутой усташской »надзорной службы», фактически станет личность, организовавшая убийство в Марселе, а не Анте Павелич.
Еуген Дидо Кватерник был студентом и близким соратником Павелича. Он бежал из страны и временно поселился в Берлине - из-за своего участия в акции усташей по сносу здания полицейского участка в Загребе. Его ловкость и молодость сыграли решающую роль в избрании его лидером всей операции по убийству со стороны Павелича.
Дидо Кватерник решил выбрать для этой операции только двух соратников из «Главного штаба усташей» - Мийо Бзика и Анту Годину. Он устранил всех остальных.
Трое из них решили, что роль вождя в убийстве будет заключаться в том, чтобы он выдал доверенность и письменный приказ убийцам, а они официально утвердили решение о том, кто будет виновен в убийстве югославского короля.
После тщательной подготовки и проверки пятнадцати наиболее успешных террористов, чья преданность движению усташей была ранее доказана, Дидо Кватерник выбирает трех убийц, которые присоединятся к уже избранному Величку Керину. Это были Мийо Краль, Иван Райич и Звонимир Поспишил.
Поспишил был заочно приговорен к смертной казни в Югославии за убийство журналиста Тони Шлегеля в Загребе. Он также ликвидировал трех усташей «колеблющихся» за границей, в том числе единственного на тот момент мусульманина-усташа Хасана Хускича. На балансе Мийо Краля было убийство югославского полицейского и двух единомышленников, попавших в немилость к командиру усташского лагеря в Венгрии. Рекомендации и гарантии доктора Ивана Елича, кажется, были достаточными для Кватерника, чтобы включить Ивана Райича в ряды наемных убийц.
Никто из членов террористических группировок не знал о времени и месте покушения, за исключением четвертого, Андрия Артуковича, которого Кватерник отправил в Лондон.
Мийо Бзик, секретарь штаб-квартиры в Болонье, должен был отправиться в лагерь Янко Пуста и показать потенциальным убийцам два приказа Павелича, которые имели схожее содержание:
«Без дискуссий слушайте отдавшего этот мой приказ – глава доктор Анте Павелич». Анте Година, который, как мы уже видели, долгое время находился в контакте с офицером разведки Владом Миличевичем, имел две обязанности: подготовить серию поддельных паспортов и передать оружие для убийства, сначала в Швейцарию, а затем во Францию. »Октябрьская» затея могла начаться.
У Владеты Миличевич был приказ Анты Павелича, лидера экстремистской организации усташей, который ясно показал намерение убить югославского государя, который Бзик носил с собой в кармане. С копиями этих приказов Владета Миличевич приходит к министру полиции Живоину Лазичу. Ранее он сообщил Белграду, что усташи и Вмровцы не будут пытаться убить короля Александра, пока он является гостем болгарского короля Бориса в Софии. Готовятся попробовать во Франции.
Публицист Михайло Марич записал признание Владеты Миличевича перед смертью об этой встрече с министром Лазичем. »Я взволнован, министр спокоен. Я взволнован, он улыбается. Я беру фотокопию двух приказов Павелича из внутреннего кармана жилета и передаю господину Жике. Он берет, смотрит, переворачивает, читает. Один раз, другой раз. Внезапно меняет цвет лица. Чувствует, что там что-то есть. Спрашивает у меня источник информации. Я говорю: «Главная усташская квартира. В то время я еще не знал, что мой осведомитель Анте Година стал членом штаба покушений Павелича. Година не дал мне знать, я догадываюсь, почему. Но все, что я собрал у него и других разведчиков из Италии и Венгрии, указывало на неминуемую опасность, на очень серьезную ситуацию, которая внезапно ухудшилась».
Перевод Анжелы Шиповац
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |