Наблюдаемые ощутимые изменения в природе, вызванные активной деятельностью человека, явно свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии современной индустриально-технологической практики и ее фундаментальной основы – общего и профессионального образования, включающего духовно-нравственную составляющую познания и многоступенчатый процесс обучения. В этой связи назрела объективная необходимость пересмотра всей системы знаний об окружающем мире и человеке ради укрепления фундаментальной базы всеобщего образования, построенной на основе органичного единства всех ее составляющих.
Один из парадоксов развития современного общества заключается в том, что ни осознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивости и развития, ни пересмотр концептуальных оснований системы образования пока еще почти не сказались ни на реальном поведении человека, ни на его деятельности, ни на стратегии развития многих государств в целом. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани – к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще…
Спустя десять лет после утверждения Концепции устойчивого развития в 2002 году в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная «Саммит Земли». В ней приняли участие делегаты из 189 стран мира и главы свыше 100 государств. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось и планировалось при принятии общего согласованного решения. Потребительский образ жизни общества продолжает истощать естественные жизнеобеспечивающие источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обязательства активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о материальной и финансовой помощи развивающимся странам. Представители многих стран неоднократно заявляли, что именно жители Европы и особенно США, так называемый золотой миллиард, потребляют около 80% мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь бедным и нищим людям, коих насчитывается более 2,5 миллиарда и которые не могут удовлетворить жизненно важные потребности в самом необходимом, даже в чистой воде, не говоря о полноценном и качественном питании.
Всякому воспитанному и просвещенному человеку понятно, что корень зла всех бед современного общества кроется не только в мышлении и поведении отдельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях, внутренних и внешних. При этом огромную роль играют все же духовно-нравственные факторы, нацеленные на искоренение безжалостного, потребительского отношения человека и всего человечества к природе. Единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать сознание каждого человека, выступает опять-таки достойное всеобщее образование, построенное на благодатной почве духовно-нравственного воспитания.
В связи с этим крайне необходимо усилить мировоззренческое значение естественно-научных составляющих образования. Изучаемые фундаментальные дисциплины должны включать конкретные знания о природе, чтобы применять их с пользой на практике, с одной стороны, а с другой – чтобы представлять целостную картину мира в глобальном, планетарном масштабе. А это означает, что фундаментальные знания становятся практически значимыми в единой комплексной системе. И их значимость существенно возрастает при сочетании с духовно-нравственным познанием всего сущего.
Логически обоснованная нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока еще не до конца постигнута самими учеными, она тем более не усвоена и далеко не понята некоторыми правителями, не обремененными знаниями о природе, и воротилами делового мира. Но без такого понимания вряд ли возможно цивилизованное развитие общества. Именно во всей системе современного образования, включающего духовно-нравственное воспитание, могут и должны взойти ростки нового миропонимания, и чем раньше они взойдут, тем лучше для всего человечества…
Ученые и педагоги, преподаватели и учителя, все прогрессивно мыслящие люди призваны видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за ее решение. Сегодня очень важно, чтобы, как и в прошлом веке, в годы развертывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в свое время активно и открыто выступали ученые-физики, сумевшие убедить общественность и правящие круги многих государств в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения разрушительного ядерного оружия.
Однако усилия ученых и прогрессивной общественности будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. «Будущее сообщества как части единой системы биосферы зависит от того, когда оно поймет свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом», – утверждал выдающийся русский ученый академик В.И.Вернадский (1863-1945).
Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения – от начальных школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – студенты некоторых высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию.
Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг – включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина – экология. Введение этих двух универсальных дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведенных учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объем учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой.
Вне всякого сомнения, любой просвещенный и образованный человек, не только обладающий общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы результаты его действий всегда сочетались с бережным отношением к природе и ее сохранением для нынешних и грядущих поколений. Только в таком случае созидательная деятельность каждого человека внесет ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдет в более упорядоченное состояние – ноосферу, сферу разума.
Степан Харланович Карпенков
Лауреат Государственной премии и премий Правительства России,
доктор технических наук, профессор
Москва
02.02.2022 г.
Статья опубликована в Учительской газете №18 от 3 мая 2022 г., стр. 11 |