На днях в центре Софии точно напротив памятника Советской армии была установлена скульптура «Крик украинской матери». Под присмотром усиленного наряда полиции горстке собравшихся свое произведение представили авторы идеи Чарли (Христо Илиев), Джеки (Георги Стоев) и скульптор Неделчо Костадинов. По словам болгарских художников с явно неболгарскими прозвищами, работа над изваянием, олицетворяющим осуждение действий России, началась буквально через два дня после начала военной операции российской армии на Украине.
Задумка, по их рассказам, состояла в том, чтобы противопоставить «хрупкую фигурку» монументальному памятнику: зритель должен проникнуться состраданием к женщине и содрогнуться от ненависти к русским солдатам, запечатленным в камне напротив. Увы и ах! Результат не оправдал ожиданий авторов. Крысоподобное существо с обвисшими до пупка грудями вызвало у зрителей исключительно чувство омерзения. Не оценили шедевр даже украинцы. В соцсетях с чем только не сравнили это творение Чарли и Джеки! Самым безобидным было – просьба уступить изваяние по дешевке, так как срочно требуется пугало для огорода.
Появилась информация, что первоначально скульптура была посвящена телесериалу «Игра престолов» и называлась «Голый демон», однако продать ее не удалось, а тут подоспела спецоперация на Украине. Голого демона быстренько оформили украинской матерью.
Некоторые блогеры отметили, что почему-то не видно до сих пор напротив американского посольства скульптур кричащих матерей Кореи, Ливана, Вьетнама, Лаоса, Ливии, Сербии, Афганистана, Ирака, Сирии…
За вступление в ЕС и НАТО Болгария заплатила своим суверенитетом и с тех пор даже вопросы об установке памятников на своей земле решает с оглядкой, а то и по прямой указке своих хозяев.
Так, в Софии появился памятник американским летчикам, почти ежедневно бомбившим Софию и другие болгарские города с января 1944 г., в результате чего погибло свыше 4 тысяч мирных жителей. Парадоксально, но факт – очень многие среди болгарской молодежи сегодня убеждены, что в 1944 г. бомбили Болгарию советские самолеты. Установлен в Софии и памятник Р. Рейгану, проводившему политику активного противостояния СССР, названному им «империей зла». Возглавляемая им же «империя добра» бомбила столицу Ливии, проводила военные операции в Ливане, Гренаде, Никарагуа и Анголе.
Но есть в Болгарии и другие памятники, их около 500, все они посвящены героям Освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Они скромны и безыскусны, пронзительны и прекрасны. Они – воплощение благодарности и стремления чистых сердец увековечить память тех, кто отдал свои жизни «за други своя». Они проникнуты любовью и пониманием величия подвига русских солдат, превративших болгар из турецких подданных в болгарских граждан. В Болгарии менялись власти и режимы, но до сих пор никто и никогда не пытался их разрушить или осквернить.
Авторы «Крика украинской матери» не знают или не хотят знать ни о причинах, ни о сути происходящего на Украине. Слезы русских и украинских матерей не трогают их сердца. Главное для них успеть отметиться в общем хоре обличителей России.
Вот и создали они не произведение искусства, а экспонат русофобского пацифизма. Но если разобраться, вопреки задумке авторов-русофобов, получилась очень символичная композиция: крысоподобное существо, олицетворяющее нынешний фашистский киевский режим и его кукловодов, корчится от страха перед русским солдатом, которому не впервой очищать землю от фашистской нечисти.
Разглядели ли софийские городские власти это символическое значение и уже через три дня распорядились убрать шедевр Чарли и Джеки или все-таки без должной охраны не уберегли такую красоту, и она действительно заняла свое место пугала на огороде – трудно сказать. Но осадочек, как говорится, остался.
Ольга Решетникова – кандидат исторических наук
Специально для «Столетия» |