Санкционная война России и Запада на поверку оказалась односторонней. Пока Запад душит нашу экономику драконовскими запретами, мы выполняем все обязательства и, более того, финансируем недружественные страны в обмен на долговые расписки. Сюрреализм наяву.
Игра в поддавки
Специальная военная операция (СВО) России на Украине началась 24 февраля 2022 года. А уже на следующий день были введены новые санкции против нашей страны. Следовательно, сейчас пошёл уже шестой месяц настоящей (а не ползучей, как в 2014-2021 гг.) санкционной войны коллективного Запада против России. Времени вполне достаточно для того, чтобы перестроить отечественную экономику, вывести её из-под контроля Запада, повысить резистентность по отношению к санкциям и начинать наносить ответные удары.
Однако пока такой радикальной перестройки не произошло. Нет даже признаков. Москва пытается минимизировать негативные последствия санкций, не выходя за рамки тех правил игры, которые были навязаны ей ещё в начале 1990-х годов. А это правила игры в поддавки.
Сейчас стало очень сложно отслеживать многие параметры экономики страны по той причине, что Банк России, Федеральная таможенная служба, Росстат и другие ведомства перестали публиковать оперативные статистические данные под предлогом сохранения секретности в условиях чрезвычайной ситуации. Но кое-какую картину составить всё-таки можно.
Во-первых, российские ведомства и российские чиновники пока что обнародуют некоторые цифры. Во-вторых, можно кое-что узнавать из иностранных источников. Например, использовать "зеркальную" статистику иностранного государства по внешней торговле с нашей страной. Или из статистики международных организаций – например, пресловутого Международного валютного фонда, куда Россия как член этой организации продолжает по инерции представлять данные.
То есть у себя мы цифры не публикуем – секрет! – но отсылаем врагу, который публикует их на своих страницах. Это какая-то слишком специальная статистическая операция, объяснить которую в рамках здравого смысла невозможно.
Кроме того, Банк России продолжает публиковать данные по платёжному балансу России (в виде укрупнённых агрегатов). Так, две недели назад Центробанк обнародовал агрегированные данные по платёжному балансу за второй квартал этого года – период времени, когда коллективный Запад уже с полной силой проводил против России активные санкционные операции.
Всё ещё продаём, но уже не покупаем
Положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами по итогам указанного квартала составило 80,7 млрд долл. Это рекордный показатель за многие годы. Для сравнения: профицит торгового баланса по второму кварталу 2021 года был 34,8 млрд долл. – за год цифра выросла в 2,3 раза.
Для некоторых чиновников и политиков это свидетельство того, что нам, мол, санкции Запада нипочём. Между тем подобный настрой не способствует перестройке и мобилизации отечественной экономики.
Положительное сальдо торгового баланса по итогам первого полугодия не менее впечатляющее – 158,4 млрд долл., годом ранее – 60,5 млрд долл. Рост на годовой основе – в 2,6 раза!
По итогам первого полугодия 2022 года стоимостный объём экспорта и импорта составил соответственно 318,5 млрд и 161,1 млрд долл. Превышение экспорта над импортом в 1,98 раза – такого тоже не было многие годы. По второму кварталу нынешнего года экспорт – 153,1 млрд, а импорт – 72,4 млрд долл., разница в 2,11 раза.
Доминирование экспорта над импортом – хроническое состояние нашей внешней торговли, которое наблюдается все 30 лет, но зафиксированный во втором квартале этого года разрыв является рекордным за всё время существования современной России. Для примера отмечу, что в первом полугодии 2021 года экспорт превышал импорт в 1,35 раза; во втором квартале 2021 года – в 1,37 раза.
Деньги есть, но их не видно
Рекордный профицит баланса торговли товарами и услугами во втором квартале образовался в результате роста валютной выручки от экспорта и снижения стоимостного объёма импорта. Экспорт на годовой основе вырос на 20,0%; импорт упал на 22,4%. Валютная выручка росла даже при некотором снижении физических объёмов товарного экспорта – её рост был обусловлен стремительным удорожанием энергоресурсов, составляющих основную часть русского экспорта. А причиной удорожания стали санкции коллективного Запада.
Сокращение импорта обусловлено исключительно санкциями, так что никаких заслуг российских чиновников в том, что у России образовался гигантский избыток валюты, нет. Это заслуга только коллективного Запада.
А то, что гигантский избыток валюты сохраняется и даже продолжается его прирост, не заслуга российских чиновников, а проявление их полной недееспособности (это самое мягкое, что можно сказать).
Какова же судьба гигантского объёма валюты, который остался после оплаты импорта? У Владимира Высоцкого в песне были такие слова: "Где деньги, Зин?" Будь жив сегодня Владимир Семёнович, он, наверное, спел бы: "Где валюта, Эльвир?"
Даже сильно агрегированный (т.е. недетализированный) платёжный баланс России позволяет ответить на этот вопрос. Частично валютный навес был ослаблен тем, что происходили выплаты доходов иностранным инвесторам. Их величина во втором квартале составила 21,0 млрд долл. – столько же, сколько и в первом, и намного меньше, чем во втором квартале прошлого года (37,1 млрд долл.). Но мы-то ожидали, что будет не меньше, а ноль. В этой связи появилась горькая шутка:
Война войной, а выплаты процентов и дивидендов иностранным инвесторам по расписанию.
Можно предположить, что большинство этих иностранных инвесторов – из стран, входящих в список "недружественных государств". То есть мы за свой счёт продолжаем играть в "дружбу" с нашими врагами.
Деньги или кредитование?
Но самая главная позиция платёжного баланса, отвечающая на вопрос "Где валюта, Эльвир?", – "Сальдо финансового счёта, включая резервные активы". По итогам второго квартала 2022 года этот показатель оказался равным +66,3 млрд долл. Банк России специально поясняет, что знак плюс означает чистое кредитование остального мира, а знак минус – чистое заимствование. Запомним эту терминологию.
По итогам первого полугодия 2022 года чистое кредитование Россией остального мира составило гигантскую сумму 130,8 млрд долл. против 41,0 млрд долл. в первом полугодии 2021 года. Увеличение – в 3,2 раза!
Последнее "откровение" Банка России – среднесрочный прогноз, который был обнародован одновременно с итогами заседания совета директоров по ключевой ставке 22 июля 2022 года. Вот некоторые показатели прогнозного платёжного баланса в 2022 году (млрд долл.):
- Экспорт товаров и услуг – 593
- Импорт товаров и услуг – 316
- Сальдо торгового баланса – 277
- Сальдо финансовых операций частного сектора – 246.
Приведённые цифры прогноза показывают: Банк России исходит из того, что экономика страны будет по-прежнему примитивно дрейфовать под действием тех ветров, которые можно назвать "экономические санкции коллективного Запада" и "конъюнктура мировых рынков". Как и в первом полугодии, во второй половине 2022 года Банк России ожидает почти двукратного превышения экспорта над импортом. А избыток валюты будет оформлен как положительное сальдо финансовых операций частного сектора. Судя по всему, Банк России всё бремя аккумуляции прибывающей валюты будет по-прежнему возлагать на частный сектор (т.е. ЦБ не будет проводить закупки валюты в международные резервы). Обозначенная выше цифра 246 млрд долл., выражаясь языком финансистов, – "чистое кредитование частным сектором остального мира".
Что с того?
Ещё раз подчеркну, что применительно к данной цифре понятие "остальной мир" – на 90 процентов "недружественные государства". Читатель может возмутиться: как мы можем кредитовать наших геополитических противников? Но "недружественные государства" и не считают, что Россия их кредитует. Она, по их мнению, просто бесплатно поставляет природные ресурсы и другие товары коллективному Западу. А как насчёт тех 246 млрд, которые нарисовал Центробанк в своём прогнозе на 2022 год? Так ведь это, по формулировкам того же Центробанка, не деньги – это всего лишь цифра, обозначающая общую сумму долговых расписок, которые наши враги выдали и ещё будут выдавать России.
Когда возникнет критическая масса таких расписок, коллективный Запад просто нажмёт кнопку и их обнулит.
На птичьем языке Запада это называется "экономическая санкция".
Скоро уже полгода горячей стадии санкционной войны, а Россия по-прежнему остаётся "дойной коровой" коллективного Запада.
Валентин Катасонов
Источник
"Невойна" и ее причина
Комментарий М.В. Назарова
В идущей Мiровой войне на поражение, открыто объявленной нам Западом, к врагам России текут не только деньги (стоит также упомянуть сознательно поощряемый вывоз "лишнего" капитала из РФ), но текут и газ, нефть, причем российские политики и эксперты всё еще агитируют за открытие "Северного потока-2", то есть за спасение от холода и от экономического краха врага, накачивающего дальнобойным оружием свободолюбивых укронацистов-карателей для их разрушения мирных городов и для "окончательной победы над агрессивным Путиным". Но миролюбимый Путин демонстрирует "неукоснительное выполнение Россией договорных обязательств с партнерами", поставляет врагам (конфисковавщим у РФ золото-валютные резервы) также зерно, удобрения, титан (для авиастроения и оборонной промышленности) и другие редкие металлы, неон и другие инертные газы, которые необходимы при производстве микросхем для электроники, а значит и ВПК, связи, медицинского оборудования и во всех высокотехнологичных отраслях ‒ причем эту продукцию в самой РФ не создают и не планируют, а зависят от запрещенного теперь западного импорта, лишь надеясь заместить его азиатским или контрабандным... И маскируют это "непреложными экономическими законами", установленными мiровой закулисой в ее колониальных целях Нового мiрового порядка (См.: "Непреложные экономические законы" как основа мiрового господства и Как "Экономика" трансформирует человечество в "Чудный новый мiр").
Разумеется, это немыслимый и невиданный в истории человечества способ войны с врагом, удивляющий многих даже на Западе, ‒ потому Роскомнадзор и настаивает на том, чтобы называть эту войну не войной, а "спецоперацией", в которой тем не менее гибнут тысячи наших воинов и мирных граждан. А отсюда и демонстративно "гуманитарная" сдержанность в политическом отношении к нелегитимным карателям, захватившим власть в Киеве, которых с 2014 года и до сих пор власти РФ трактуют как "легитимные" и сетуют на то, что хунта, науськиваемая "нашими американскими партнерами", отказывается продолжать минско-стамбульские "переговоры". Отсюда и продолжающаяся в самой РФ показная беззаботно-мирная пропагадная атмосфера с юморинами, развлекательными программами, дебильным смакованием супружеских измен "элиты" (Малаховым и др.), безконечными киносериалами для обывателей, рекламой заграничного отдыха, эгоистично-гедонистической и вообще безнравственной рекламой ‒ как будто действительно нет никакой войны. Поэтому и дополнительные воинские подкрепления на Украину демонстративно не вводят, хотя всем военным уже ясно, что без этого настоящее наступление невозможно.
Патриотические "конспирологи" подозревают в этом "договорняк" Путина с мiровой закулисой (на уровне Киссинджера и пресловутого "Бнай-брит") ‒ "чтобы славяне уничтожали друг друга". Но вся эта демонстративная "невойна" имеет главную причину ‒ нынешний компрадорско-олигархический государственный строй РФ, диктующий государству зависимую прозападную экономическую политику как изначальный основополагающий государственный принцип, о чем Катасонов не пишет, но это хорошо описывает, например, Ю. Болдырев в статье " Репарации или плата за разрешение на узурпацию?". Именно в этом подлинные причины существующей вовсе не "странной" экономической политики, которые в полной мере и сейчас не раскрываются, а зависимость от импорта скрывается и маскируется пропагандными "достижениями" (на уровне налаженного производства отечественных памперсов или упаковочной пленки, но невозможного на уровне высоких технологий, без которых безопасность государства не может быть обезпечена на длительный срок, даже в успешном сельском хозяйстве).
Главная продолжающася беда ‒ в эгоистичном нежелании (и неспособности) властителей менять этот удобный лично им преступный строй Олигархата РФ и его идеологию колониально-конституционного уравнения добра и зла (статьи 13-15) ‒ из боязни, что тогда придется отвечать за это грандиозное государственное преступление 1990-х (до сих пор продолжающееся в своих последствиях) и потерять власть... В этом же и главная причина в избранной "скрепе": позорной богопротивной ресоветизации ‒ чтобы не каяться. И вместо ожидавшегося многими из патриотов вразумления циничным Западом наших правителей "от обратного" становится очевидна их прежняя тупая неподвижность с засаленной колодой тех же министров и лишь с усилением соыетской "скрепы", всё больше питающей западную русофобию. По той же причине (чтобы не каяться) и церковные начальники не способны оказывать вразумляющего воздействия на власть, а выполняют при ней жреческую функцию, поддерживая даже кощунственную богопротивную ресоветизацию.
Поэтому необходимой радикальной перестройки прозападной государственной системы и компрадорской экономики «не произошло. Нет даже признаков. Москва пытается минимизировать негативные последствия санкций, не выходя за рамки тех правил игры, которые были навязаны ей ещё в начале 1990-х годов». Более того: не выходя из "понятий" о законности и "правил игры", установленных в Великой криминальной революции 1990-х годов и символизируемых помпезным Ельцин-центром. (Участие от имени РФ давно уж зарубежного, но все еще "русского", миллиардера Абрамовича в стамбульских "переговорах" с киевскими военными преступниками ‒ тоже этому пример.) "Отважный патриот-правдоруб" Михалков постоянно и правильно критикует Ельцин-центр в своих "Бесогонах", но и он указанной главной причины не затрагивает, тем более что сам активно агитировал на переизбрание Ельцина в 1996 году серией роликов "Всё у нас получится" с аргументом: «Эти уже наворовались, а придут новые - грабеж начнут по-новому»...
Если есть другая причина ‒ прошу лояльных патриотов меня поправить. Только доказательно. Я всегда признаю свои ошибки и неточности при их убедительном выявлении. Такового пока что в данном вопросе не встречал, кроме патриотичного блеяния, что "царь Путин хочет, но не может, ему не позволяют опутавшие его либералы-иноагенты" (которых он сам же на эти государственные должности назначил и держит, осыпая благодарностями)...
|