Деревни в России продолжают исчезать: отсутствие работы, инфраструктуры, а главное перспектив гонит людей из родных мест. Вместе с людьми уходят традиции, история, уникальная культура. Выбрали среди номинантов на премию «Жить вместе 2022» проекты, которые пытаются остановить этот разрушительный процесс.
«Электронная энциклопедия истории и культуры русских сёл и деревень»
Москва
Начался этот проект в 1992 году, когда учитель Московской школы № 1553 имени В.И. Вернадского (тогда она носила название «Донская гимназия») Надежда Владиславовна Свешникова организовала c учениками экспедиционную группу «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень». В поездках по Русскому Северу, Уралу и Сибири ребята собирали и фиксировали элементы традиционной культуры и повседневной истории людей, живущих в сёлах и деревнях. Сначала, разумеется, эта «Энциклопедия истории и культуры русских сёл и деревень» не была электронной, цифровая версия появилась в 2001 году. С тех пор на сайте, который называется «Деревни-сёла», выкладываются материалы экспедиций – в виде краеведческого альманаха или документального фильма. В их основе – семейные архивы жителей, воспоминания, рассказы об истории поселения, записи фольклора и библиография.
Сведения эти постоянно дополняются: «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сёл и деревень» устроена по типу Википедии, автором может быть каждый, кому есть что сказать по истории или современности данного места.
Фото: verkola.info
За это время состоялось несколько десятков экспедиций, создано более десяти электронных краеведческих альманахов (сайтов), посвящённых отдельным поселениям, снято четыре антропологических фильма.
Школьники, которые начинали участвовать в экспедициях в качестве интервьюеров, заражаются этим делом на всю жизнь: они получают дипломы архитекторов, реставраторов, диалектологов, историков, филологов и возвращаются в проект уже как профессиональные коллеги.
«Ключевая идея фонда “Электронная энциклопедия истории и культуры русских сёл и деревень” связана с необходимостью сохранять и делать доступным устную память российской глубинки, повышать значимость локальной истории в глазах самих жителей, привлекать к сохранению памяти людей разных поколений», – говорит руководитель фонда Надежда Свешникова. Сейчас идёт работа над новым проектом – краеведческим сайтом-альманахом по истории и культуре исторического поселения Кын – уникального села в Лысьвенском районе Пермского края.
Фестиваль уснувших деревень «Спасская Губа»
Кондопога, Карелия
Деревни в России продолжают исчезать, вместе с оттоком их жителей уходят самобытные традиции, разрывается связь поколений, прерывается историческая летопись. Одним словом, замкнутый круг: снижается этнокультурный потенциал территории, люди продолжают уезжать.
Карелия, и в частности Кондопожский край, увы, не являются исключением. Проект «Фестиваль уснувших деревень» был создан как попытка разорвать этот печальный круг, а для этого, уверены его создатели, нужно сохранять и популяризировать бытовые традиции, историческое наследие, культурное богатство и этнографические особенности Русского Севера.
Идея проекта зародилась в 2017 году. Первый фестиваль уснувших деревень, который назывался «Возле древних Гирвасских вулканов», прошёл в Геологическом парке посёлка Гирвас Кондопожского района и был посвящён старинным карельским деревням: Койкары, Линдозеро и Уссуна.
Фото: со странички фестиваля на VK
В следующем году фестиваль переехал в посёлок Белая Гора, потом – в село Кончезеро. В этом году место сбора – старинное карельское село Спасская Губа и территория у горнолыжного клуба «Лумми» на полуострове Декнаволок. Этот фестиваль посвящается историческим поселениям Мунозерской волости, упоминания о которых можно найти в писцовых книгах Обонежской Пятины XV–XVI вв.
«Одним из центральных событий фестиваля станет открытие Центра родословий, созданного по инициативе представителей старинного рода Гуккиных», – говорят организаторы. Они ожидают, что фестиваль соберёт около тысячи участников – жителей Петровского сельского поселения, села Спасская Губа, «уснувших деревень»: Тереки, Мунозеро, Нелгомозеро, Декнаволок, Вохтозеро, Наволок, Готнаволок, Утуки, туристов, дачников и специалистов – краеведов, историков, учёных Карельского РАН, художников, фотографов.
«Деревня у водяной мельницы»
Село Лох, Саратовская область
«В селе Лох Саратовской области сохранилась деревянная водяная мельница. Когда я впервые попала сюда, возникло желание её восстановить. И мы попробовали объединить усилия жителей, специалистов, учёных и представителей власти вокруг этой идеи. Скептики спрашивали: “Ну восстановят вам мельницу, а что дальше? В селе разруха…” Но словно круги по воде начали расходиться другие важные дела, меняющие привычное течение жизни маленького села. Людей объединяет хорошее», – рассказывает Мария Кислина, инициатор проекта «Деревня у водяной мельницы».
Идею подхватили энтузиасты: студенты-гидротехнологи разработали проект восстановления мельницы, студенты-филологи написали краеведческие статьи, местные жители собрались на субботники. Конечно, мельница не самоцель. Хотелось, чтобы село Лох Саратовской области стало полноценным и удобным местом для жизни современного человека: местом, где есть история и культура, архитектурные достопримечательности и условия для развития личностного потенциала.
Фото: seloloch.ru
В село стали приезжать туристы, у местных жителей появилась возможность проявить свой предпринимательский потенциал. Кто-то водит экскурсии, кто-то печёт пирожки, кто-то готовит обеды. Мастерицы делают сувениры, а Юрий Карамзин делает козий сыр и проводит экскурсии по Саду неправильных скульптур. Раньше в селе была одна достопримечательность – Кудеярова пещера, сейчас же разработана разветвлённая туристическая навигация.
В прошлом году в селе появилось современное футбольное поле. Команды из окрестных сёл приезжают сюда поиграть и пообщаться.
Сейчас сельское комьюнити работает над арт-резиденцией «Мельничный дом». Впереди задач немало: восстановить храм Архангела Михаила и разбить вокруг него ландшафтный сад-парк. Но главное – раскрыть богатый исторический, природный и человеческий потенциал села.
«Развитие села Невежкино»
Село Невежкино, Саратовская область
Началось всё с хоккейной коробки. Фермер Александр Жариков, потомственный житель села Невежкино (сохранилась фотография его прадеда со Столыпиным, когда тот, будучи саратовским губернатором, приезжал в село), ещё в начале 2000-х годов построил в селе хоккейную коробку и начал тренировать мальчишек. В 2020 году команда «Подсолнух» даже вышла в финал «Золотой шайбы».
«В остальном Невежкино – обычное село со всеми обычными проблемами российских сёл: бездорожье, отток трудоспособного населения, низкий уровень жизни, безработица – женщинам почти негде работать, для мужчин только тяжёлый физический труд, отсутствие медицинских услуг и прочее», – рассказывает Анастасия Михайлова, руководитель проекта «Развитие села Невежкино». Она не живёт в селе, и никто из её предков там не жил, о Невежкино узнала случайно – выяснилось, что чиновники пытаются снести хоккейную коробку, и они с семьёй решили помочь. Так всё закрутилось – дошли аж до администрации президента, но коробку сделали новую. Потом случилось чудо: починили дорогу, по которой даже местный автобус отказывался ходить. Воодушевившись успехами, энтузиасты решили не останавливаться, получили грант на проект «Развитие села Невежкино», целью которого заявили устойчивое развитие села с сохранением преемственности традиций и улучшением качества жизни жителей.
Фото: с личной страницы Анастасии Михайловой
«В основе моей проектной деятельности лежит методика программы “Социальный город” в Германии. Если коротко: в рамках программы берётся неблагополучный район, во время встреч с жителями выделяются несколько ключевых проблем. И дальше в течение нескольких лет ведётся работа по этим направлениям, на это объединяются ресурсы и усилия всех присутствующих на территории акторов», – рассказывает Анастасия Михайлова. В Невежкино сегодня ведётся работа по следующим направлениям: во-первых, развитие инфраструктуры для детей, создание возможностей для развития творческого, созидательного, лидерского потенциала. Во-вторых, создание рабочих мест для их родителей – так появилась идея женской мастерской и развитие локального туризма. Культурный потенциал села раскрывается в возрождении и сохранении традиций, создании привлекательного имиджа села как места для отдыха и жизни. Но главное – в пробуждении активности сельчан в решении вопросов своего села.
https://s-t-o-l.com/material/30866-kak-razbudit-usnuvshie-derevni/ |