Казак, иконописец, один из родоначальников русской портретной живописи, благотворитель… Владимир Лукич Боровиковский был истинным русским самородком. Он родился 4 августа 1757 года в Миргороде в семье казачьего старшины Луки Ивановича Боровика. Лука Иванович был «важным живописцем» в родном краю. «Малевали» и братья его, и сыновья. Артель Боровиков трудилась над росписью местной церкви. Иконописцем по примеру старших стал и Владимир, азы мастерства которому преподавал отец. С 1774 года юноша служил в Миргородском казачьем полку и одновременно занимался живописью. В начале 80-х поручик Боровиковский вышел в отставку и всецело посвятил себя иконописи. Примечательно, что писал художник левой рукой. Большой талант миргородского левши заметил знаменитый в ту пору литератор граф Василий Васильевич Капнист. Он пригласил Боровиковского расписать интерьеры своего дворца в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Над росписями казаки Боровики трудились вновь артелью, изобразили в аллегорическом виде и саму Государыню.
Императрица Екатерина Алексеевна обладала счастливым даром выделять даровитых людей во всех областях. Во многом поэтому и вошло в историю ее правление как Золотой век. Работы молодого казака ей понравились. Владимир Лукич получил за них свой первый гонорар и по велению матушки-государыни отправился в столицу.
В Петербурге отставной казачий поручик и «богомаз» не растерялся. Он поселился в доме поэта и архитектора Н.А. Львова, у которого свел знакомства в тогдашним цветом русской культуры - Державиным, Хемницером и др. Будучи талантливым самоучкой, Владимир Лукич брал уроки у профессора Императорской Академии художеств Левицкого. Дмитрий Григорьевич Левицкий был лучшим портретистом своего времени, но Боровиковский быстро превзошел своего учителя. Его работы выходили более утонченным, одухотворенными, поэтическими. Владимир Лукич нисколько не грешил против реализма, не стремился приукрасить «натуру», но искал передать не только внешний облик человека, но и самую душу его, чувства, психологию. Портрет великой монархини, созданный им, был наименее парадным из всех её образов. Боровиковский представил Екатерину не могущественной повелительницей, перстом своим направляющей армии, но – женщиной. Немолодая, добродушная дама поутру прогуливается в парке с любимой собачкой… Трогательный, живой, человеческий образ…
Владимир Лукич быстро стал популярным портретистом. Он создал целую галерею портретов знаменитых и выдающихся своих современников – Павла Первого, его жены и дочерей, графа Куракина, Г.Р. Державина, генерала Боровского, графа Шереметьева… Портреты эти, преимущественно, парадные. Но особого искусства достиг художник, создавая образы лирические. Портреты Нарышкиной, Арсеньевой, Лопухиной, Гагариных, Лизоньки и Дашеньки, крестьянки Христины – всё это гимн женской красоте, очарованию и чистоте. Нежность, воздушность тонов, плавность линий – никто из русских художников не достигал ещё такого тончайшего мастерства. О портрете М.И. Лопухиной век спустя поэт Яков Полонский напишет:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Кроме того, Боровиковский был признанным мастером портретной миниатюры, основой для которой служили ему жестяные медальоны.
В 1794 году художник получил оригинальное звание «назначенного в академики». Но уже год спустя миргородский самородок стал полноправным академиком - за портрет великого князя Константина Павловича.
На закате дней Владимир Лукич вновь сделался «богомазом». Граф А.С. Строганов пригласил его работать над росписями Казанского собора. Кроме Боровиковского над образами нового храма работали О. Кипренский, А. Иванов, Г. Угрюмов и др. Владимир Лукич написал иконы для царских врат главного иконостаса, образы архангела Гавриила и Девы Марии для Благовещения и четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матвея.
В 1823 году художник написал иконы для Михайловского дворца: «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов», «Святого благоверного князя Александра Невского» и «Архистратига Михаила». Также им были расписаны Борисоглебский собор в Торжке и Иосифовский собор в Могилёве. Сохранились и отдельные его иконы: «Константин и Елена», «Святая великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий», «Товий и архангел Рафаил», «Апостол Филипп», «Иова и его друзья»… До революции именно религиозная живопись Боровиковского считалась главной в его творчестве. Его иконы хранились в частных собраниях и музеях.
Последней работой мастера стал монументальный иконостас Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Ныне он хранится в государственных реставрационных мастерских.
В годы большевистского владычества многое из наследия Владимира Лукича было утрачено. Храмы разрушались, иконы уничтожались… То, что уцелело, было надолго спрятано в запасниках.
Первый исследователь творчества Боровиковского В.П. Горленко назвал его «вдохновенным религиозным художником». Владимир Лукич был, кроме того, и вдохновенным религиозным человеком. Семьи «миргородский левша» не имел. В последние годы он вел практически затворнический образ жизни: не писал светских портретов, отказывался от выходных заказов, всецело отдавшись занятию иконописью. Свое мастерство стареющий художник передал ученику – Алексею Венецианову, а имущество материальное завещал раздать нуждающимся. Скончался Владимир Лукич Боровиковский 18 апреля 1825 года.
Е. Федорова
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733
Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |