Казахстанский поэт Ауыт Мукибек обратился к министру просвещения республики Асхату Аймагамбетову с требованием убрать из школьной программы русский язык.
«За 30 лет кое-как избавились от русского и английского языков в первых классах. Это правильно, но этого мало. В казахских школах в начальных классах нужно обучать только на казахском языке. И лишь потом можно внедрять английский. Но русский язык не нужен. Его нужно полностью убрать из школьной программы», — цитируют СМИ пост Мукибека в социальной сети.
«Моя дочь Райан через год пойдет в школу. До этого мы еле нашли казахский детский сад, сменив три учреждения. Я не буду учить [ее] русскому языку в школе, он ей не нужен. Русскому она и на улице научится. Если другие хотят учить русский, пусть учат в русских школах. Одним словом, в казахских школах не нужен русский язык», — заключил Ауыт Мукибек.
Он также заявил, что русский язык в школах вызывает у него сомнения в независимости Казахстана. «Это признак рабства и порабощения!» — утверждает поэт-националист. При этом Мукибек заострил внимание на том, что он является оралманом (этническим казахом-репатриантом) и за 24 года, прошедших с момента переселения из Китая в Казахстан, не выучил ни одного слова по-русски.
«А кто он такой, чтобы что-то требовать? — возмутились казахстанцы в соцсетях. — Какой вклад он сделал в Казахстан? Написал какую-то поэму, которую никто не читал? На русском языке говорят сотни миллионов людей по всему миру. Это язык международного общения… Многие научные статьи, книги изданы на русском. Отказ от русского — это путь назад».
Ауыт Мукибек известен тем, что в 2015 году направил на имя Нурсултана Назарбаева поэму «Сен қазақша сөйледің…», посвященную его выступлению на генеральной ассамблее ООН в сентябре 2015 года. Тот факт, что Елбасы произнёс ту свою речь на казахском языке, по мнению автора поэмы, свидетельствует о том, что Казахстан повышает свой статус на мировой арене.
Правда, весной 2022 года Мукибек получил известность уже другого свойства. О домогательствах со стороны дяди рассказала племянница поэта Акниет Ияр. Слишком откровенные признания девушки о деталях симпатии националиста к собственной родственнице цитирует казахстанская пресса.
Может, Мукибека собираются за это посадить за решетку, и он решил на политическом фронте отметиться? Глядишь, снисхождение проявят…
Пусть и медленное, но сворачивание роли русского языка в образовательном процессе не может не настораживать. В стране, где живут миллионы русских и почти все население знает русский, прекрасно говорит на нем и пишет, это может привести к функциональной неграмотности. Еще опаснее, если снижение роли русского языка станет политической целью. Пример Украины, где образование на русском запретили, красноречив.
Местные власти такие планы опровергают. «Те, кто утверждает, что позиции русского языка в Казахстане уменьшились, сузились и тем более стали ущербными, очень сильно идут против истины. Это все рассуждения от лукавого в целях политизации той или иной ситуации», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Уже 1 сентября он выступит с посланием народу Казахстана на совместном заседании обеих палат парламента. Будет ли там сказано о судьбе русского языка?
О ситуации со школьным образованием в Казахстане нам рассказал главный редактор портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир.
— Изучение русского языка первоклассниками в классах с обучением на казахском языке будет отменено. Русский, как и английский, там теперь будут учить только со второго года обучения. Это объяснили тем, что учить сразу два или три языка семилетним детям тяжело. На первый взгляд это логично. Правда, дети, поступающие в классы с русским языком обучения, продолжат учить казахский язык с первого класса.
Некоторое время назад в Казахстане была попытка ввести трехязычную систему обучения, когда часть предметов должна преподаваться на русском языке, часть на казахском, а часть на английском. Ее преподносили как прорыв в образовании. Но на практике эта идея оказалась труднореализуема и от нее отказались. Теперь обучение ведется либо в русских школах — на русском языке, либо в казахских — на казахском языке.
«СП»: — Как эти два типа школ соотносятся между собой?
— В советский период примерно 60 процентов приходилось на русские школы, 30 процентов — на казахские и еще была небольшая доля школ с другими национальными языками. Сейчас пропорция, скорее, обратная. Около 65 процентов школ — казахские. Это отражает изменения в этническом составе населения республики. Особенно мало молодых русских.
Сейчас средний возраст русского гражданина РК — более 40 лет. В последние годы русские постепенно стараются переезжать в Россию. Те, кто не может или не хочет уехать, остаются, пытаются отправить хотя бы детей. Если не в школу, то для получения среднего специального или высшего образования. Обратно в РК они как правило уже не возвращаются.
Интересно, что несмотря на сокращение числа русских школ, с определенного момента наблюдается приток в них учеников. Если в 2014 году их было по всей стране около 800 тысяч, то к настоящему моменту число увеличилось до 1,2 млн. Несложные арифметические подсчеты показывают, что этот рост произошел за счет титульной нации — казахов. Назвать причины этого явления я затрудняюсь.
«СП»: — Герой дня — поэт Ауыт Мукибек, не считает нужным учить русский язык в школах. Он — оралман, переселился в Казахстан из Китая…
— В среде оралманов были такие настроения: мол, мы приехали в свое национальное государство, а здесь все по-русски и казахский язык не очень-то распространен. Сейчас доля владеющих казахским языком выше. Процесс переселения оралманов еще не завершен. При этом из России казахи возвращаться в Казахстан не спешат. Напротив, по-прежнему есть тенденция отъезда в Россию, в том числе этнических казахов.
По словам брата известного политзаключенного Ермека Тайчибекова — Марлена, с нового учебного года власти ввели новые правила, касающиеся численности учеников в группах изучения русского языка.
— О том, что учителям сокращают часы, стало известно неделю назад. Под эти изменения попали преподаватели иностранных языков (русский язык), трудовики, физруки. Если в классе 24 ребенка, его делят на две группы. Если 23 — это уже одна. То есть, если со школы ушел ребенок, то группы объединяют, работает один учитель. Однако не учитывается то, что в течение учебного года в школах могут появляться новые ученики, и классы снова пополняются. Наверное, именно поэтому раньше проводили тарификацию раз в год с учетом всех форс-мажорных обстоятельств, говорят педагоги.
«СП»: — Преподавать и учить язык в больших группах тяжелее…
— Моя дочь учится в казахском классе, но, чтобы не упразднили недоукомплектованный русский класс я фактически пошёл на подлог и попросил провести по документам, что она числится в русском классе, чтобы сохранить в классе 24 ученика. Это мой маленький личный вклад в сохранения обучения на русском языке. Такое возможно в Жамбылской области, где я живу. В масштабе всего Казахстана что творится не ведаю, но думаю, что идёт повсеместная разнарядка. Создан прецедент — смешанные классы. Русских детей добавляют в казахские, если их мало. Происходит ассимиляция.
«СП»: — Уверен, многие оценят такую позицию, как и вашего брата…
— Сидит в тюрьме мой братец Тайчибеков Ермек (осужден на 11 лет строго режима — авт.) и думку, наверное, думает: демократия в стране, а я тут за то, что противостою национализму и за то, чтобы у русского языка был статус государственный.
https://svpressa.ru/society/article/344214/ |