Важнейший и жизненно необходимый процесс формирования нравственных качеств человека заключается в воспитании. Его важность и практическую значимость никто не отрицает: ни родители, ни воспитатели, ни чиновники системы образования, ни даже законодатели (в законе «Об образовании» воспитание и обучение – это и есть образование).
Хорошее воспитание может дать только те воспитатели, которые сами прошли непростой и сложный путь воспитания жизнью. Именно такими были мои родители Харлан Корнеевич (1908–1990) и Ева Прокофьевна (1911–1977), жившие в деревне Вощанки Гомельской области, вырастившие и воспитавшие шесть детей в традициях православной веры, унаследованных от своих крестьян-предков. У меня три брата, два старших и один младший, и две сестры, старшая и младшая. Все мы росли на благодатной белорусской земле, получили достойное образование, сначала среднее, а потом и профессиональное. Затем вне родительского дома работали в разных отраслях производства и науки. В частности, мне посчастливилось учиться и работать в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Позднее в этом же университете на механико-математическом факультете учился и мой младший брат Николай, предварительно закончивший Московский авиационный институт с отличием. В дальнейшем семейная традиция продолжилась – мой сын Иван закончил механико-математический факультет МГУ тоже с отличием…
Чтобы воспитывать и воспитывать по-настоящему, надо хорошо знать жизнь. Без духовно-нравственных ценностей, обретенных воспитанием, человечество обречено на гибель. Духовно-нравственные качества не стареют и через тысячи лет облагораживают человека. Они обретаются упорным трудом прежде всего родителей, воспитателей, учителей и, конечно же, самого воспитанника. Духовно-нравственное воспитание ограждает детей от поспешности, суеты и легкомыслия, которые особенно свойственны молодости, когда некоторым упрямцам и море по колено. Оно указывает светлый путь спасения души в безбрежном океане пороков и страстей.
Без достойного воспитания немыслимо хорошее образование. Знания воспитанного всегда идут на пользу. Истинное воспитание ведет к хорошим поступкам и является залогом всех благородных дел, которые всегда имеют нравственное начало. Невоспитанные дети – это позор не только для родителей, но и для всех ближних и всего общества. Они легко впадают в заблуждения и отдают драгоценное время не учебе, а губительным порокам. Учеба бесполезна дурно воспитанному ребенку. Знания без надлежащего воспитания могут быть и опасными.
Одна из важнейших задач воспитания – научиться жить по совести, не нарушая нравственных законов. Многим кажется странным, что невозможно, например, безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия материального мира. Нормальному и здоровому человеку никогда не придет в голову безумная мысль выйти из дома не через дверь, а шагнуть прямо через окно, скажем, десятого этажа. Закон всемирного тяготения сразу накажет такого безумца. Но помимо мира материального существует и мир духовный со своими законами, относящимися к духовно-нравственной области человеческого бытия. Нарушение их не остается безнаказанным. Это подтверждают многие трагические события, в том числе и недавняя отечественная история. Разве мы не повторили прегрешения наших предков в начале XX в.? Разве из какой-то пустой суеты и тщеславия в погоне за миражами материального благополучия, мы не отвергли человеческий порядок бытия земли русской? Очевидно, от подобных причин бывают и подобные же следствия. Отсюда кровь гражданской войны, ужасы кровавого террора и принудительной коллективизации, унизительный позор нынешней «демократии», приведшей к обнищанию и вымиранию народа. Эти и другие трагические события миновали бы русский народ, если бы люди, рвущиеся любой ценой к власти, жили по совести.
Одно из самых распространенных заблуждений в практике современного воспитания заключается в том, что можно воспитать взрослого человека. Например, каждому преподавателю современного вуза вменяется в обязанность воспитывать студентов: воспитательная работа включается в его индивидуальный план. Подобная работа, по своей сути принудительная, предписывается и на службе в армии. Воспитывать взрослого – всё равно что плыть под парусом против ветра. Можно пытаться воспитывать взрослого, но вряд ли будет достигнут желаемый результат. При такой тщетной попытке речь может идти только о перевоспитании взрослого, так как основные характерные качества человека уже сформированы и заложены в раннем возрасте. Перевоспитание гораздо труднее воспитания и ни к чему хорошему не приводит. Ужасная, бандитская и преступная попытка большевиков перевоспитать людей, перековав их на орала, и навязать мнимые ценности путем пыток, тюрем, ссылок и расстрелов кончились крупномасштабной трагедией русского и братского народов.
Воспитывать можно только любовью, но не той любовью, которой все возрасты покорны. Воспитание начинается в родительском доме, с рождения ребенка, с пеленок. И чем раньше родившийся младенец ощутит ласку матери и любовь воспитанных родителей и воспитателей, тем легче прививаются благородные качества.
Известный русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой (1829–1910) со знанием просветительского дела утверждал, что нужно воспитывать детей до тринадцати лет. Древнейшая мудрость гласит: до пяти лет обращаться с сыном как с царем, с пяти до пятнадцати – как со слугой, после пятнадцати – как с другом. Ранний возраст – самое подходящее время для плодотворного воспитания, а семейный очаг с любимыми родителями – благодатная почва, на которой хорошо прививаются духовно-нравственные качества воспитываемого человека. Ее не могут заменить ни детские ясли, ни детские сады, ни детские дома, ни чужие родители, какими бы хорошими все они не были.
Другое заблуждение состоит в том, что в воспитании труд, прежде всего физический, играет второстепенную роль. Воспитание трудом – самый действенный способ обретения высоких нравственных качеств. «Эту привычку к труду благородному нам бы не худо с тобой перенять» – эти прекрасные выразительные строки из замечательного стихотворения, которое раньше учили наизусть в школе, к сожалению, исчезли из школьных учебников, и лишь немногие наши современники-школьники (об этом свидетельствуют результаты опроса) знают о великом русском поэте Николае Некрасове (1821–1878), авторе этих строк, воспевавшем труд благородный в своих выдающихся произведениях о крестьянской жизни.
О трудовом воспитании в наше не пишут, не вещают. Оно как бы повисло в воздухе. Зато сейчас слишком много говорят об экономике, менеджменте, поголовной цифровизации и прочей «инновации», которые якобы без труда решают все земные проблемы, стоит только получить диплом государственного образца, даже не владея в должной мере ни фундаментальными, ни профессиональными знаниями. Печальный результат таких бездумной нововведений налицо: некоторые молодые люди не хотят прилежно учиться и работать, а хотят сразу же занять руководящие посты и дистанционно управлять, не выходя из дома, как это сейчас широко практикуется на всех постах верховной власти.
Основная задача воспитания, по мнению выдающегося русского философа И.А. Ильина (1882–1954), состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях; чтобы душе ребенка стало доступным – и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности, и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и действительная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта, и мужество национального героя, и творческая жизнь национального гения с его одинокой борьбой с жертвенной ответственностью, и, главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе.
С решением такой благородной задачи воспитания, сформулированной еще в прошлом веке И.А. Ильиным, профессором Московского университета, в полной мере справились мои родители Харлан Корнеевич и Ева Прокофьевна, которые в поте лица добывали хлеб насущный и научали нас любить ближнего своего как самого себя…
Величайший немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель И.В. Гёте (1749–1842) писал: «Пускай мир прогрессирует и развивается сколь ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она основа всякого образования и всякого развития». Нет сомнений, что основу православного просвещения составляет Библия – высший Божественный закон, кладезь мудрости и любви. Она пришла из глубины веков и состоит из нескольких книг, которые в течение многих столетий писали разные авторы, принадлежавшие разным народам и создававшие одно Великое Послание, отражающее вечные мысли для спасения человечества.
При обсуждении вопросов духовно-нравственного просвещения высказываются разные точки зрения. Одна из них основывается на материалистическом понимании всего того, что никак не относится ни к одному известному виду материи, а другая опирается на познание божественной истины, вовсе не противоречащей научной истине, критерием которой является эксперимент, опыт, а не запутанные и витиеватые теоретические рассуждения, весьма далекие от земной жизни.
Очень важно, чтобы в продолжение благородных родительских традиций на уроках духовно-нравственного просвещения в школе без подавления свободной воли познающего в его душе прививалась любовь к истинным ценностям, которые формировались в течение всей истории многовековой духовной культуры. Для этого учителю потребуется много сил и огня, чтобы ученики полюбили его. Блажен тот учитель, который смог зажечь сердца своих учеников и раскрыть их многогранные способности, дарованные природой. А просвещенные и воспитанные ученики будут с благодарностью и благоговением вспоминать не только своих родителей, но и учителей, приобщивших их к познанию божественной истины.
Степан Харланович Карпенков
Известный ученый, педагог и публицист,
лауреат Государственной премии
и премий Правительства Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор,
Надпись к фото:
Ева Прокофьевна и Харлан Корнеевич (1975 г.)
(фото в цифровом формате представлено Николаем Карпенковым)
Русская Стратегия |