В село Мереть Сузунского района Новосибирской области социальные педагоги Елена Васильева и Владимир Филипцев переехали семь лет назад. Владимир незадолго до этого вернулся в родной Омск из Европы, занимался живописью. Елена работала в Новосибирске в художественной лавке. Рассказываем, как их пара перевернула школьную жизнь села.
Из мегаполиса — в сельскую школу
«Скажи мне раньше кто-то, что я пойду учителем в школу, — ни за что не поверила бы. Мы просто хотели переехать в село, жить там вместе и найти работу», — вспоминает Елена.
Они встретились на проекте «От малого к великому», который Елена проводила вместе с искусствоведом новосибирской художественной галереи «Че» Еленой Черновой. Владимир в нём участвовал как художник. Идея проекта была проста: ребята из детского дома рисовали картины, а потом взрослые художники Новосибирска и соседних городов выбирали себе рисунок, близкий по духу. И создавали работы в пару к детскому произведению. Парами они потом и выставлялись — сначала в галерее «Че», затем на других площадках Новосибирска и даже в Санкт-Петербурге.
Проекту много внимания уделяли СМИ. Воспитанники детского дома получили опыт заслуженного успеха, одного юного художника даже усыновили в процессе подготовки выставки. Но проект завершился, все вернулось на круги своя, а Елена и Владимир решили не расставаться.
Свободной жилплощади у них не было. Тогда кто-то предложил: «А не поехать ли нам в деревню?» В Мереть привёл случай. Знакомые Елены и Владимира собрались покупать дом в райцентре Сузун, в историческом месте, где с 1766 года работал построенный по приказу Екатерины II медеплавильный завод и чеканились монеты.
Сузунский район из-за красоты ландшафтов называют «сибирской Швейцарией». И когда будущие социальные педагоги Елена Валерьевна и Владимир Петрович попали в село Мереть в 26 километрах от Сузуна и увидели пустующий холм, с которого село и пространства вокруг как на ладони, то поняли: здесь их место. Построились, посадили огород, завели коз. И получили приглашение поработать в школе.
Сейчас Владимир ведёт ИЗО, ОБЖ, шахматный кружок, борьбу на поясах, бокс и работает как классный руководитель в пятом классе. У Елены технология, она классный руководитель в «любимом девятом» и ведёт профессиональный практикум. В школе села Мереть теперь по вечерам горят окна. Это еще в первый год работы Елены и Владимира заметила глава администрации Меретского сельсовета.
«Директор школы, когда нас на работу брала, думала, что мы недолго продержимся»
«Деревенские дети сильно отличаются от городских. Они бесхитростны, открыты, доверчивы. Хотя есть ребята с педагогической запущенностью, родители которых не смогли выполнить свои обязанности по отношению к ним. Иным даже сказки на ночь прочесть было некому. Почему-то особенно хочется помочь маленьким разбойникам и хулиганам. Да и помнишь о них дольше. Думаешь, переживаешь за таких.
Первый год нас ученики проверяли! Сейчас, семь лет спустя, все поменялось. Первоклассники приходят в школу — мы уже там. А в первый год это мы пришли на их территорию. Каких только квестов для нас не придумывали! Мы многое прошли. К нам приставали с вопросами: «Зачем вы сюда приехали?» Потому что мы, городские, все такие навороченные, вот у меня свой автомобиль, а это в глазах деревенских уже потолок, и неважно, что он 1997 года выпуска.
Родители к нам поначалу отнеслись недружелюбно. Даже педагоги не сразу приняли, но у меня характер такой, что я легко друзей завожу. Директор школы, когда нас на работу брала, наверное, думала, что мы недолго продержимся. Многие учителя уезжают. Но мы ничего, выдержали. А сейчас уже дети все наши, они нам рассказывают то, что родителям не говорят. Оказалось, что мы этой школе очень даже полезны.
Сейчас уже многое в ней вокруг нас вращается, мы две такие живые планеты. Володины ученики в районном шахматном турнире стали чемпионами. Творческих достижений много. Ребята сочинили «меретскую роспись». «Котов меретских» начали лепить, таких лупоглазых, узнаваемых и неподражаемых. Даже сувениры «нэцке по-меретски» делали. Наши юные художники — призёры и лауреаты многих конкурсов и фестивалей, от районных до всероссийских. В прошлом году в районе меретские ребята заняли пять первых мест, два вторых и одно третье.
А я научилась просить. За себя не могу, за детей — пожалуйста. Доски шахматные нужны, художественные материалы. Ищу спонсоров, друзья часто помогают. Сейчас хорошо бы проектор да доску — экран для «Меретских ястребов».
«Меретские ястребы»
В «любимом девятом» на вопрос журналиста, о чём непременно надо «рассказать в статье», первым делом назвали «Меретских ястребов». Потом добавили: «Елена Валерьевна всегда нас поддержит — вот про это напишите».
Экологический отряд «Меретские ястребы» Елена придумала несколько лет назад. Сначала Елена и Владимир просто ходили с ребятами в походы по любимым окрестным местам. Но они, к сожалению, нравились не только школьникам. В Мереть приезжают на рыбалку и охоту из ближайших городов и даже из Москвы и Питера. Часто рыбаки оставляют после себя горы мусора. Что делать? Создать экологический отряд!
Елена создала Положение, Устав и придумала название «Меретские ястребы». К отряду просто так не присоединишься. Все серьёзно, вступаешь — принимаешь груз ответственности. Ты теперь один из «ястребов». Охраняешь малую родину. Что делает отряд? Убирает мусор. Разработал путеводитель по Мерети. Есть мечта издать экологические брошюры и вручать всем рыбакам. Но на печать нужны средства.
Состав команды часто меняется. В основе — 5-й и 6-й классы, самый любознательный и активный возраст. 7-й и 8-й классы остаются «приглядывающими». Девятиклассники говорили — если б не отряд, окрестности села уже потонули бы в мусоре.
Развитие экотуризма заявлено в программе развития Сузунского района, а «Ястребы» давно этим занимаются. Про отряд пишут газеты. Телевидение снимает репортажи, так что они теперь знамениты не только в районе. Елена даже ходила к местному депутату, чтобы попросить денег на фирменные майки и ноутбук.
Компьютерного класса в школе нет. Было бы больше компьютеров, хотя бы на парочку, тогда видеовыпуски о событиях в школе, которые Елена делает с ребятами и показывает на линейке по понедельникам, могли бы развиться в полноценный школьный блог или школьное телевидение. Видео Елена снимает сама на выигранный «за кроссворды» простенький компакт-фотоаппарат, монтирует вместе с девятиклассниками «Школьные новости».
На той самой встрече с девятым, куда Елена, пользуясь случаем, что приехал журналист, отвела меня поговорить с учениками о моей работе, мы довольно горячо спорили с ребятами о блогерстве — хобби это или все же профессия? Кажется, девятиклассники (а может, и ученики помладше) готовы прославить Мереть в соцсетях, нужно только оборудование.
«Я думаю, если мы хоть чуть-чуть облегчим их жизнь, раскрасим, что ли, поможем детям убрать „мусор“ с их дороги, то мы свою задачу выполнили. Дальше они уже сами», — говорит Елена.
«Задача классного руководителя — избавить детей от неуверенности в себе»
«Если ты любишь учеников, ты приходишь в школу и начинаешь просто с ними общаться — не работать, а именно разговаривать, весело, интересно. Если будешь подходить штампованно, то ни черта у тебя не получится в школе.
Если дети спрашивают, когда кружок, я говорю: для вас — всегда! Это постоянный процесс, нет ни конкретного часа, ни дня. Когда ученики интересуются, что сегодня будет, шахматы или рисование, я отвечаю — то, что вы хотите.
Я вижу в шахматах очень много пользы. Например, мальчик в пятом классе начал играть. До этого с математикой у него было очень плохо. Через год, в шестом, — оценки от троек до пятерок. А у другого ученика не только математика подтянулась, у него появилась интуиция и творческая фантазия. Недавно он придумал технику создания пейзажа. Закрасил лист углем, а потом ластиком по нему стал рисовать. Да, в принципе, техника такая есть. Но парень её сам изобрел! Шахматы, конечно, больше про логику, но я-то не логик. Я развиваю творческую составляющую — и в себе, и в детях. Потому что творчество — это спасение.
Одна из основных задач классного руководителя — избавить ребят от излишней боязни, от сомнений, повысить их уверенность в себе. Это можно делать через искусство. Я им говорю, что в нём нельзя делать плохо или хорошо. Ты автор, творец, мыслитель, ремесленник — ты создал единственное в мире своё произведение. Другого нет и вряд ли будет. И, кстати, с пятого класса я им объясняю, что художник должен ходить голодным».
Источник: https://mel.fm/ |