Князь императорской крови Олег Константинович Романов, сын известного поэта К. Р. - великого князя Константина Константиновича, прожил короткую, но яркую жизнь. Он погиб в возрасте 22 лет в самом начале Первой мировой войны. Книга была написана Николаем Кульманом (1871-1940), преподавателем литературы и старшим другом князя Олега, через год после его гибели и опубликована в 1915 году.
Заведующий редакционно-издательским отделом издательства ПСТГУ Егор Агафонов отметил, что книга вышла благодаря Светлане Горлевской (1937-2022), директору книжного магазина "Православное слово", а затем - сотруднику редакционного отдела ПСТГУ. Книга - полностью ее задумка, она интересовалась всем, что имело отношение к Константиновичам, то есть семье великого князя Константина Константиновича Романова (1858-1915). В издательстве ПСТГУ готовится к изданию биография сестры князя Олега Татьяны Константиновны, которая стала игуменией Тамарой в Елеонском монастыре в Иерусалиме.
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин напомнил, что собор был построен в 1913 году в память 300-летия Дома Романовых, десять лет назад был восстановлен после десятилетий поругания. В Феодоровском соборе наряду с богослужебной жизнью действуют выставочное пространство, духовно-просветительский центр. Книгу "Светлый князь" можно приобрести в книжной лавке собора и в интернет-магазине.
Главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров" протоиерей Александр Степанов рассказал, что на радио были программы, посвященные великому князю Константину Константиновичу, где упоминались и его дети. Он отметил, что гибель князя Олега можно назвать героической, а гибель его братьев, убитых большевиками, - безусловно трагической. По словам отца Александра, как современные греки имеют мало общего с древними греками, так и современные россияне имеют мало общего с гражданами Российской империи. Мысли и чувства князя Олега, о которых он поведал в своих дневниках, далеки от умонастроений нынешней молодежи. Изданная книга - чудесный памятник этому светлому юноше, часть нашего наследия. "Хочется отложить эту книгу в памяти как дорогое воспоминание", - сказал отец Александр. Он подчеркнул, что для Российской империи было характерно сочетание офицерского звания с высокой культурой, тогда как в современной России культурные люди - сугубо штатские.
Егор Агафонов отметил, что обычно представители династии Романовых связывали свою жизнь с армией. Князь Константин Константинович, хотя и тоже был военным, имел другие интересы - был директором Академии наук, писал стихи, был одним из основателей Пушкинского Дома. Князь Олег унаследовал от отца гуманитарные склонности. Был всегда внимателен к внутренней жизни. В год 100-летия Александра Пушкина князь Олег Константинович учился в Александровском, бывшем Царскосельском лицее. В 19 лет он предпринял издание рукописей поэта. Это издание вышло в 1911 году - факсимильное, с цветным воспроизведением особенностей бумаги, чернил. Когда началась Первая мировая война, у князя Олега Константиновича была возможность служить при штабе, но он категорически отказался и ушел в действующую армию. Во втором бою получил тяжелое ранение, вскоре скончался, успев перед смертью повидаться с родителями. Во многих публикациях, последовавших за его кончиной, его стали называть "светлый князь". По его завещанию был похоронен не в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора, а в усадьбе Осташево под Москвой, принадлежавшей его семье. "Его гибель стала предвестником и символом будущей трагедии Дома Романовых - трое его братьев были сброшены в шахту в Алапаевске вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной", - сказал Егор Агафонов.
Был показан видеоролик об усадьбе Осташево, затем выступила краевед из Москвы Марина Запорина. Более тридцати лет она изучает историю пребывания членов Дома Романовых в селе Осташево Волоколамского района, на берегу реки Рузы. Великий князь Константин Константинович приобрел это имение в 1903 году. Князь Олег Константинович 12-летним мальчиком приехал в Осташево, у него есть и стихи, и проза, посвященные этому месту. Марина Запорина рассказала, что сохранились три письменных свидетельства местных жителей о похоронах князя Олега. Над его могилой было решено построить храм-усыпальницу. До революции храм не был достроен и не получил посвящения. Восстановление храма-усыпальницы состоялось благодаря трудам протоиерея Игоря Бондарева (1938-2018), настоятеля Преображенского храма села Спас Волоколамского района, к которому в настоящее время приписан храм святого преподобного благоверного князя Олега Брянского.
Встреча продолжилась выступлением Татьяны Ганф, которая рассказала, как в 1991-1992 годы в Америке общалась с Верой Константиновной (1906-2001), младшей сестрой князя Олега. В то время она была уже очень больна. Вера Константиновна рассказывала, что любила братьев, но не могла разговаривать с ними на серьезные темы из-за большой разницы в возрасте. Татьяна Иннокентьевна спрашивала у Веры Константиновны, почему та не вышла замуж. Вера Константиновна отвечала, что духовник ей не благословил. В ответ на сожаления Татьяны Иннокентьевны, что она могла бы передать что-то важное своим детям, если бы они у нее были, Вера Константиновна ответила, что Романовы завершили свою историческую миссию, "эта дверь закрыта".
Завершая встречу, Егор Агафонов рассказал, что в планах издательства также - подготовка издания пьесы К. Р. "Царь Иудейский" с научными комментариями. Пьеса была запрещена к представлению Святейшим Синодом (по тогдашним правилам запрещалось изображать на сцене Иисуса Христа и святых) и игралась только в домашних спектаклях семьи Романовых.
"Книга, как я уже говорил, появилась благодаря Светлане Горлевской, которая крайне трепетно относилась к семье Константиновичей, особенно к князю Олегу, - рассказал Егор Агафонов корреспонденту ИА "Вода живая". - Идея такого издания появилась лет девять назад, но Светлана Ивановна не хотела просто переиздавать книгу Кульмана, тем более что она уже переиздавалась в 1994 году. Ей хотелось, чтобы у книги было современное введение, современные комментарии. Книга складывалась с большим трудом, несмотря на кажущуюся простоту. Большинство историков, которые занимаются этой темой, были не готовы писать для популярного издания - для этого нужен совершенно другой стиль. Мы подбирали авторов, изучали рукописи. В итоге книга дополнена текстами современных авторов, но основной корпус - это книга Кульмана и отклики, которые появились вскоре после гибели князя Олега Константиновича".
ИА "Вода живая",
01.02.23