Поздравляемъ васъ, возлюбленныя чада Русской Зарубежной Церкви Канадской епархіи съ началомъ Святыя Четыредесятницы Великаго Поста. Настало для всѣхъ насъ особое время усиленной молитвы и воздержанія. Да не дерзнемъ уклониться отъ этого подвига. Всѣ фиізически здоровые люди должны поститься и пусть никто подъ предлогомъ тяжелаго труда не оскверняетъ себя скоромной пищей. Никто не умеръ отъ того, что послушался Церковь Христову и постился такъ, какъ это предписываютъ святые отцы, то-есть, за всю святую Четыредесятницу не вкушать ни мяса, ничего молочнаго и даже никакой рыбы. Послѣдняя разрѣшается только на Благовѣщеніе Пресв. Богородицы и на Входъ Господень во Іерусалимъ. Кто будетъ смиренно и скромно поститься такъ, какъ повелѣваетъ Церковь, тотъ воспріиметъ сугубую Божію благодать и узритъ Пасху во всей Ея неизъяснимой красотѣ, увидитъ воочію солнце играющее, а сердце его будетъ преисполнено такой сладости, такого ликованія и такой радости, что еще здѣсь на землѣ онъ пріобщится частично къ блаженству святыхъ, къ жизни Царствія Небеснаго.
Разсмотримъ, однако, самую сущность поста. Господь всякую душу христіанскую украсилъ дарами Святаго Духа, но дарами этими мы или совсѣмъ не пользуемся по притчѣ евангельской, возвращая какъ рабы лукавые Господу Его талантъ безъ прибыли, или неправильно пользуемся этими дарами для своего самоугожденія, для своей самости. По ученію святыхъ отцовъ, въ душу человѣческую Господь вложилъ естественный раздражитель — силу гнѣва, для того чтобы мы гнѣвались на себя, на свои грѣхи, на діавола по слову прор. Давида: «гнѣвайтесь и не согрѣшайте», а мы обращаемъ эту силу противъ ближняго своего и ропщемъ на Бога. Господь насъ украсилъ разсудительностъю, нѣкоей святой хитростью для того, чтобы мы распознавали добро отъ зла, чтобы черное называли чернымъ, а бѣлое — бѣлымъ, мы же эту тонкую умную способность употребляемъ для всякаго рода корысти, обмана, присвоенія и просто воровства.
Намъ дана вѣра, чтобы мы препобѣждали ею невидимость Бога и на молитвѣ своей молились бы Невидимому, какъ Видимому, а мы обращаемъ этотъ драгоцѣнный даръ на суетныя вещи, сами связывая себя безчисленными суевѣріяміи и вмѣсто благословенія сами себя какъ бы проклинаемъ и сѣемъ вокругъ себя духовное разрушеніе и пустоту.
Наконецъ Господь, создавшій насъ по образу Своему и подобію, надѣлилъ насъ самымъ драгоцѣннѣйшимъ даромъ любви, чтобы мы любили Бога и ближняго своего, а мы обращаемъ весь этотъ даръ на самихъ себя и превращается онъ въ блудъ, нечистоту и похоть.
И вотъ на фонѣ такого искаженія нами даровъ Божіихъ постъ и воздержаніе являются не только простымъ голодомъ, стѣсненіемъ своей плоти, но добровольнымъ актомъ нелюбви къ себѣ, актомъ очень чувствительнымъ, потому что онъ полностью обращенъ противъ нашего тѣла, которое мы холимъ, любимъ и ласкаемъ. Поститься, — это значитъ уже не мечтать о православной вѣрѣ, поститься — это уже не парить въ облакахъ отвлеченныхъ богословскихъ формулъ. Кто постится, тотъ богословствуетъ своей жизнью и своими дѣлами. А проявляя въ постѣ нелюбовь къ себѣ, мы тѣмъ самымъ освобождаемъ даръ Божій любви и способны любить Бога и ближняго своего, потому что невозможно одновременно угождать себѣ и Богу, какъ невозможно служить двумъ господамъ — Богу и маммонѣ. Значитъ постъ тѣсно связанъ съ возможностью стяжать самый большой даръ Святаго Духа — даръ любви, истинной, чистой, святой, безкорыстной любви.
Тучное, упитанное и удовлетворенное тѣло непремѣнно посягаетъ на душу, влеча ее на нечистоту, на нездоровую мечтательность, на грѣхъ. Постъ освобождаетъ душу отъ тираніи тѣла, содѣлываетъ свободными отъ тѣлесныхъ міазмъ всѣ силы души — умъ, сердце и волю. Человѣкъ дѣлается нормальнымъ въ полномъ смыслѣ этого слова; умъ его ясно разсуждаетъ и видитъ вещи безъ обмана и прикрасъ, вещи въ ихъ настоящемъ видѣ, чувствуетъ безъ эмоціи, истерики, безъ болѣзненнаго энтузіазма, безъ сентиментальной плаксивости. Воля въ постѣ укрѣпляется, потому что нѣтъ болѣе вѣрнаго способа закалить свою волю, какъ заставлять себя дѣлать то, что не нравится. Мы всѣ такъ нуждаемся въ сильной волѣ и нѣтъ болѣе грустнаго зрѣлища, какъ человѣка культурнаго, образованнаго, воспитаннаго, но безвольнаго. Таковой похожъ на корабль безъ руля, все въ немъ красиво, все блеститъ, но плыветъ онъ самъ не знаетъ куда или туда, куда занесутъ его морскія теченія или случайные вѣтры. На таковаго нельзя положиться въ обществѣ, ему опасно что-либо поручить.
Видите, возлюбленные братья и сестры, сколько добра проистекаетъ отъ поста, Воистину стоитъ попоститься. Не пожалѣемъ себя, закроемъ нашъ внутренній слухъ отъ воплей нащего тѣла, которое будетъ непремѣнно кричать въ душѣ нашей: хочу ѣсть, пить, спать, и тогда Самъ Господь намъ поможетъ и превратитъ постъ въ сладостный, пріятный подвигъ, такъ что, когда настанетъ снова скоромное время, мы со святой грустью разстанемся съ нимъ и тогда поймемъ всю глубину подвига, всю философію страданія на землѣ ради Христа, страданіе, черезъ которое преподается намъ истинное блаженство.
† Архіепископъ Виталій.
1983 г. |