Сегодня, во время невиданного со времен Великой Отечественной войны противостояния России внешним врагам приходится сталкиваться с неприятием позиции нашего государства не только в среде либералов-западников, но и среди некоторых православных христиан в России. Это глубоко прискорбное обстоятельство вынуждает дать достойный ответ, поскольку внутреннее разделение опаснее внешних нападок.
Назовем позицию наших оппонентов "пацифизмом", а нашу - "консерватизмом".
Ниже хотелось бы разобрать не богословские (это требует отдельной работы), а рациональные аргументы наших "христиан-пацифистов". И дать на них ответ в духе христианского консерватизма.
Во-первых, пацифисты утверждают, что христианину не должно быть дела до того, под каким флагом он живет. Потому что, по их мысли, ничто не должно разделять христиан. И предпочтение одного флага другому нельзя по-христиански обосновать. Потому всякий патриотизм будет по-своему прав (по этой логике, украинский патриотизм ничем не хуже российского патриотизма, и наоборот), и, следовательно, объективно рассудить между патриотами двух враждующих государств невозможно.
Во-вторых, пацифисты замечают, война - это всегда противостояние интересов элит, до которых простому человеку не должно быть дела. Идеология, как они считают, - не более, чем прикрытие холодного государственного расчета. И в данном конфликте они видят, лишь столкновение эгоистических интересов НАТО и России на террритории Украины.
В-третьих, по мысли пацифистов нет ничего важнее сохранения мира любой ценой. Даже если мы сталкиваемся с притеснениями по религиозному и языковому признаку (как православные канонической Церкви и русские на Украине), что само по себе несправедливо и возмутительно, не стоит защищать свои права, ибо это противоречит любви, которая заповедана по отношению ко всем.
Рассмотрим эти аргументы по порядку. Конечно, христианское единство выше разделения на государства и нации. Но государства, в которых они проживают, и нации, к которым они принадлежит, сильно отличаются друг от друга по отношению к христианству. Есть государства православные, есть уважительные к православию, есть государства нехристианские, есть еретические, а есть и антихристианские. Также и нации неодинаково просвещены светом Христовой истины. В силу этого симпатии православных христиан никак не могут быть одинаковыми по отношению к разным государствам и нациям. Украина, что очевидно для православных, есть государство антихристианское, ибо оно гонит православных христиан, устраивает расколы. Кроме того, Украина - изначально антирусский проект. Русофобия есть способ существования этого государства, ибо нет и не может быть никаких других мотивов по отделению Украины от России, кроме превознесения над русскими. Не было бы русофобии на Украине - не было бы и украинского государства, и отдельной украинской нации - языковые различия не критичны и второстепенны по сравнению с общей историей, духовными и родственными связями. То есть, режиссеры создания Украины намеренно раскололи крупнейший православный народ в мире и увлекли его в антиправославный лагерь различными русофобскими идеями и посулами. В этих условиях, совершенно ясно, что православный человек, ставящий единство православного мира выше государственных разделений, в силу этого никак не может быть патриотом Украины. Желто-синий флаг - это флаг исторической измены русскому народу и единству православного мира.
Встречаются возражения, оправдывающие служение православных христиан антихристианскому государству. Рассмотрим эти примеры. Действительно, христиане Римской империи в эпоху гонений оставались ее верными подданными. Но это понятно и правильно. Став христианами, они не переставали оставаться подданными Рима, пользуясь его защитой и благами. Они не отрекались от своего родства как сторонники "незалежной". Потому предавать Рим, означало бы для них преступление. Иудея, завоеванная Римом, также пользовалась плодами Pax Romana, открывая широкие возможности для проповеди народам. Потому противиться Риму после потери независимости, несмотря на национальное уничижение, было для иудеев неразумным и гибельным провинциализмом. Неслучайно, Христос пришел в этот мир подданным Римской империи и был ей лоялен. Гонения на христиан во многом были вызваны неправильным восприятием христианства. Потому апологеты доказывали властям достоинство христианской веры, запечетлевая свою верность мученической кровью, тем самым преобразуя Рим изнутри. Точно также по тем же причинам и православные подданные Японии в период русско-японской войны по благословению свт. Николая Японского оставались верными своему императору. Разрушать свое государство бунтом и неповиновением - значит противиться Божьему установлению государства как удерживающему порядку от хаоса.
На Украине же мы видим совершенно иную картину. Как уже было замечено, Украина - изменнический проект, а не просто языческое государство, как древний Рим. И в силу этого на самой Украине немало тех, кто не поддерживает эту измену, но желает сохранить единство православного и русского мира. Большинство украинцев имеет родственников и друзей в России, и потому неудивительно, что многие предпочитают сохранять и укреплять эти связи, а не разрушать их в погоне за призрачной "европейской мечтой". Нынешний конфликт носит в первую очередь характер гражданской войны, как бы не хотелось это отрицать киевским властям. Потому объявлять сторонников киевского режима "патриотами", мягко говоря, некорректно. А вот противники Киева и сторонники единства с Россией - действительно, последовательные патриоты, имеющие историческую память.
После переворота 2014 года ситуация и вовсе становится неприемлемой для православных русских украинцев, не отрекшихся от своих корней. Не осталось никаких оснований - ни юридических, ни нравственных, подчиняться новым властям, начавшим свою деятельность с убийств и запрета русского языка. Противление самозванным "майданным" властям - не бунт, а напротив - контрреволюция, направленная на подавление сил хаоса, способных перекинуться и на Россию.
Что касается неприятия защиты эгоистических интересов государственных элит, то это аргумент левацкий, а не христианский. Любое государство, в том числе социалистическое, иерархично. Отсутствие иерархии существует только в головах леваков. Из факта злоупотребления властью нельзя выводить ее отрицание. Все мы можем мирно жить и развиваться только благодаря существованию государственного порядка. Пользоваться этими благами и отрицать защиту государства - неблагодарность и неразумие. Пусть все пацифисты переезжают куда-нибудь в непроходимые джунгли, где не действуют никакие законы, и оттуда вещают об отсутствии необходимости государственного насилия. Любая революция разделяет и ослабляет нацию. Также этому способствует и пацифизм. Толерантная к мигрантам Европа завоевывается ими, вырождаясь сама. Потому защищая государственные интересы, мы не только служим своим элитам, но и всему народу в целом. На "смердяковские" возражения типа "что нам дала победа над Наполеоном" следует отметить, что любая победа способствует сплоченности нации и улучшению отношений между различными слоями населения. Даже если внешних перемен не происходит. Наши великие полководцы прошлого были человеколюбивы и милостивы как по отношению к солдатам, так и к простым крестьянам.
Рассматривая аргумент "о мире и любви", можно отметить, что, несмотря на его претензию быть духовным и возвышенным, на деле он оказывается плотским и низменным. Действительно, когда пацифист осуждает войну как способ защиты ближних, тем самым он декларирует, что готов пожертвовать ближними ради спасения преступников. Готов ли он пожертвовать собой при этом, остается открытым вопросом до возникновения такой ситуации, и возникнет ли она - тоже неизвестно. Потому такой пацифизм, когда самому пацифисту ничего не угрожает, заслуживает лишь осуждение. Ничьим женам и детям не пожелаешь, чтобы их муж или папа был пацифистом, готовым отдать их на растерзание. Еще наши "добросердечные" пацифисты считают, что от нацистских украинских банд никакой угрозы мирному населению не было. Просто диву даешься, как можно быть настолько слепым, когда эти бандиты в открытую используют символику и идеологию преступников, устраивавших геноцид. И это - не просто теория. Множество расправ над мирными людьми с 2014 года на Украине - тому подтверждение. Более того, отказавшись защищать Донбасс (и Крым), русские показали бы свою беспомощность. Что непременно катализировало бы множественные притеснения русского населения как в бывших советских республиках, так и на территории России. Мы уже знаем, что такое либеральное государство, не защищающее своих граждан.
Упаси Бог от повторения 90-х с их кольцом локальных конфликтов, разгулом криминала и распадом экономики. Мы этого просто можем не пережить. Под красивые лозунги "о мире и любви" пацифисты готовят именно это. Так что же в этой ситуации является меньшим злом? Безусловно - вооруженная защита русского народа и России в целом. Именно консерватизм является залогом мира, а пацифисты лишь незаконно украшают себя именем мира. |