В РФ запретили новый фильм Сокурова «Сказка». Да, Сокуров всегда был ближе к стану либеральному, но его хотя бы нельзя упрекнуть в конъюнктурщине. И категорически не соглашаясь с ним в ряде принципиальных вопросов, нельзя относиться без внимания к его заявлениям. К примеру, ещё в 2008 году Александр Николаевич говорил об угрозе войны с Украиной. Раньше него её прочил наверное только А.И. Солженицын, предугадавший ожидающую наш народ трагедию в 80-е. Сегодня Сокуров предсказывает новую войну на Кавказе. И она, действительно, представляется более чем реальной.
«Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», - говорит русская пословица. Во 2-й Чеченской мы фактически оказались проигравшей стороной. Можно сколько угодно говорить о победе, но факты вещь упрямая. Мы предали забвению факт геноцида русского народа. Мы отказали в компенсации уцелевшим, изгнанным и потерявшим все - русским. При этом мы платили щедрые компенсации пострадавшим от войны чеченцам. Мы обрушили на Чечню золотой дождь, о котором Кадыров как-то выразился – «Аллах дает». Знаем мы этого «аллаха». Москва, Кремль… Но это не великая цена за мир. Однако, РФ платила контрибуцию не только деньгами, но и головами. Своих офицеров, например. «Присяжные не поняли волю моего народа», - сказал Кадыров по поводу оправдания присяжными русских офицеров Аракчеева и Худякова, чья невиновность была полностью доказана. И президент России, нарушив ее конституцию, поразил в правах собственных военнослужащих, отменив для них суд присяжных. Аракчеев почти полностью отмотал срок в 15 лет. Худяков скрывался, был в 14-м схвачен и посажен и в итоге погиб в СВО… Но не только головами русских офицеров платилась контрибуция. Газимагомадов, Дахиев, Байсаров, Ямадаевы… Всех этих командиров, и неизменно верных России, и перешедших на ее сторону, убили, когда оказалось, что они чем-то мешают получившему ярлык клану. Годы спустя таким же образом – вплоть до деталей убийств (вызвали по телефону на встречу и убили) – будут уничтожены командиры Новороссии… В убийстве командира «Горца» (ФСБ) Байсарова в центре Москвы принимал участие теперешний депутат Делимханов…
Ныне федеральный центр и региональные баи осыпают наградами детей и племянников Кадырова. Племянника, занимающего пост вице-премьера Чечни и не имеющего иных заслуг, президент РФ наградил «Орденом за заслуги перед Отечеством»… Чьим? Чем? В регионе, ставшем после резни русских практически моноэтническим, его глава теперь требует от чиновников, чтобы они разговаривали дома, в семье на чеченском, а не на русском. Чеченский лидер осуждает российских силовиков за операцию против незаконной молельни в Москве, и подразделение, исполнившее свой долг, тотчас расформировывают. В обход российских законов в Чечню на расправу выдается русский зек Журавель (преступник, да, но должный отвечать по российским законам – там, где совершил преступление). Силовики Чечни похищают людей в российских регионов – будь то жена чеченского судьи, с семьей которого у Кадырова возник конфликт, будь то чеченская девушка, посмевшая разорвать со своими и жить обычной жизнью в северной столице. По одному только окрику Кадырова Мединский и Ко правят свой учебник, а целый федеральный министр («просвещения») спешит к главе Чечни – лично и вслух читать ему исправления… Раньше или позже федеральный центр окажется неспособен удовлетворять растущие аппетиты волка. А внушить к себе уважение – единственное прочное начало в отношениях с гордым и независимым народом Чечни, умевшем обособиться и жить по своим законам даже в годы депортации, при сталинском тоталитаризме – центр не смог да и не пытался, напротив, уничтожая всяческое к себе почтение вечным угодничеством. Т.ч. в данном случае Сокуров не то чтобы выступил в роли кассандры.
Но вернемся к запрещенному фильму. Оставив за скобками позицию режиссёра, за которого теперь ухватилась клика Собчак и Ко, скажем о том, что существенно в данном случае. За что запретили «Сказку»? Минкульт постеснялся назвать причину, сформулировав её как «иные основания». Но совершенно очевидно, что «иными основаниями» стал «светлый» образ товарища Сталина, которого Сокуров посмел поставить на одну доску с Гитлером. То есть вслед за «Смертью Сталина» за «неуважение» к величайшему истребителю русского народа в истории под запрет попала «Сказка». Фигура «вождя» в РФ становится поистине «сакральной» - на государственном уровне. Это – идеологическая и духовная трагедия. Для России. Для Русских. И это единственное, что важно.
Самому фильму, впрочем, запрет пойдет на пользу. Запреты множили и создавали диссидентский флер даже отпетым ничтожествам и бездарям в СССР. Сокуровское кино, конечно, не относится к этой категории, но довольно скучный, хотя и интересный по оформлению, артхаус был решительно обречен на провал в прокате. Массовый зритель такое не смотрит. Зато теперь, соблазнясь «запретным плодом», фильм посмотрят многие тысячи, а то и миллионы пользователей ютуба по всему миру.
«Сказка» была снята на деньги частных инвесторов, государственные инвестиции на неё не затрачивались. Зато инвестиции эти пошли в пользу очередного бандитского блокбастера «Слово пацана», романтизирующего молодежные группировки 90-х… Кому-то наивно казалось, что время «Бригад» и «Бандитских Петербургов» минуло, но верящие в лучшее, как всегда в наших суровых реалиях, ошиблись. Да и не могли не ошибиться, ибо кинематограф РФ мертв. Он существует лишь, как корыто, к которому допускаются исключительно входящие в «клан», заправляющий отраслью. Мафия. Спрут. Никакого искусства – только распил «бабла», распределение госдотаций между своими людьми, пусть даже вовсе не способными снять даже самый примитивный фильм. Именно поэтому в лихие 90-е при полной нищете иногда появлялись если не шедевральные, то человечные фильмы. Потому что их снимали… от души и для души. С трудом находя на съемку какие-то копейки. Теперь бездарность и кумовство восторжествовало.
Да, в рамках «распила» пытаются снимать что-то о «высоком». Получается прескверно. Потому что, как написала в своем романе проживающая в России французская писательница Лоранс Гийон: «Чтобы слагать былины, нужно самому быть богатырем». Нельзя убедительно показать «высокое», если цель – «хапок», «пиар» и т.п. «духовноскрепные» цели.
А, вот, разную уголовщину – пожалуй, можно. Есть ведь какая-то социальная близость, правда? Поэтому про уголовников у «творцов» иногда почти вдохновенно выходит. И вдохновляюще. На «подвиги»… Вот, «пацанами» из 90-х уже вдохновляются современные пацаны… В Казани вновь начали появляться районные подростковые банды. Подростки выходят стенка на стенку (от 10-ти лет). В Иркутске «пацаны», вдохновясь примером предшественников, убили 15-летнего подростка за то, что он «не с того района». То ли ещё будет…
Российское общество в целом лишено верных нравственных ориентиров. Тем более лишены оных подростки. Вместо этих ориентиров их «заряжают» бандитскими «понятиями», бандитским «кодексом чести». Доброе привить непросто, дурное пристает моментально. И вместо того, чтобы взращивать доброе, государство занимается прямо обратным: растлевает юношество примером уголовников-«пацанов» и… запрещает кино, показывающее в истинном свете уголовника-«вождя». В сущности, логичная взаимосвязь.
Судя по тяжелому влиянию «пацанов», фильмы об уголовниках снимать ещё не разучились. А, вот, о героях – никак. При поддержке сразу нескольких государственных ведомств, на казенные средства допущенные до корыта сняли кино «Свидетель» - про войну на Донбассе. И сразу выяснилось, что даже самостоятельно придумать сюжет «творцы» были не в состоянии, поэтому просто украли сценарий поэта Юрия Юрченко и, основательно его испохабив, выдали за плод собственного творчества. Теперь «творцы» утверждают, что хотели снять это кино «задолго до 2014 года». Блеск! А мы-то гадали, кто всю эту кашу заварил – американцы, Кремль или вообще Тель-Авив… А, оказывается, то были «авторы» «Свидетеля»!
Хотя что такого? Воровство – это старая-добрая традиция творческих бездарностей ещё с советских времен. Вспомним советские знаменитые марши и песни. То у немцев, то у белогвардейцев, то у композитора де Боде украденные… Понимаете ли, какая вещь. Творчество – оно от Творца. От Бога. А бесы творить не могут. Вообще. Они могут только разрушать или кривляться. Сатана – обезьяна Бога. И только. Так, вот, жуликоватые прикорытные деятели своего создать не могут по определению. Только воровать и похабить чужое. Во имя Распила, прикрываемого «патриотизмом».
Это проявилось даже в ответе деятелей на обвинения в плагиате. Этот ответ Юрию Юрченко бедняги вымучивали целый месяц. И что же вымучили? По стилю – передовица «Правды» «бородатых» годов. Ну, не могут они по-другому. Вроде ведь и люди нестарые ещё, и не могла в них въесться эта стилистика с тех ещё времен, но… Видимо, суть определяет стиль. «Когда наши космические корабли…» То есть наши победоносные войска… Разные ренегаты и наймиты мирового империализма… И пошло, пошло… С нарастающим «патриотическим» пафосом! Всё о проклятых империалистах, всё о врагах… Мол, вот, с кем объединяется автор! (Осталось добавить, который «хуже свиньи»…) Из серии, кто против нашей стряпни, тот против России! Вот, любят, любят у нас «путать свою личную шерсть с государственной» и этак скромно примазывать себя к России. Помнится, когда в прокате провалилась изобилующая следами чужих произведений «Цитадель», то тоже объявляли это происками врагов и заявляли, что кто против Михалкова, тот… Тоже традиция.
Дивно, что покалеченного в плену ополченца-добровольца Юрченко столичные «ветераны культурных фронтов» не объявили иноагентом. Хотя ещё не вечер, объявят. У нас ведь как? Воровать – это «патриотизм». А, вот, обличать воров – экстремизм и измена Родине. Уголовник – это социально-близкий. Политический – враг народа.
При всем при том авторы письма-ответа, видимо, люди повышенной застенчивости. Подписать его своими именами они поскромничали, предпочтя остаться анонимами. Вместо имен стоит размашистое – «съемочная группа».
Что тут добавить? Можно лишь печально констатировать: пока бал правят «застенчивые воришки», «кина не будет». Да и не только «кина»…
Елена Семенова
Русская Стратегия |