Организация тюркских государств (ОТГ), основанная Турцией – новый фактор в политике Центральной Азии и Закавказье, который России игнорировать нельзя. РФ имеет тесные исторические и экономические связи с рядом участников ОТГ, но в контексте современных геополитических процессов деятельность Организации способствует снижению влияния России в регионе.
В отличие от России, которая делает ставку на развитие экономических связей с регионами, Турция, помимо этого, способна предложить привлекательную идеологию «тюркского мира», что угрожает распространением протурецких настроений в центральноазиатских странах. Подобные процессы на мой взгляд корректно называть политической экспансией Турции: она укрепляет влияние в тех странах, которые долгое время тяготели к нашей стране.
Хотя в Турецкой Республике сегодня наблюдаются определенные проблемы экономического характера, цели ОТГ в среднесрочной перспективе совпадают с видением США и ЕС в рамках проводимой в регионе политики.
В первую очередь это касается развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) как альтернативы «Северному коридору» через Россию. ТМТМ, связывающий Китай и Европу, может подорвать положение РФ как ключевой страны-транзитера между КНР и ЕС. Но наиболее важно, что это ключевой проект, который способствует и экспансии Запада, и Турции в Центральную Азию (где, напомним, содержатся огромные запасы лития и других критических минералов, к которым западные страны проявляют огромный интерес). Евросоюз, кстати, в начале года обязался вложить в проект €10 млрд.
Вот и выходит, что Запад получает доступ к редкоземельным металлам, параллельно теснит Россию, а Организация тюркских государств пытается заполнить идеологический вакуум своими «пантюркистскими нарративами».
Кроме того, стоит задуматься о том, что ОТГ в перспективе может стать полноценным военно-политическим блоком. Членство Турции в НАТО не препятствует ей создавать собственные военные альянсы. Развитие турецкой оборонной промышленности и постепенный выход продукции на центральноазиатские рынки в перспективе может способствовать переходу вооруженных сил стран ОТГ на турецкие стандарты, которые де-факто являются стандартами НАТО. Результаты движения в этом направлении мы сегодня наблюдаем на примере Азербайджана.
В случае негативного развития ситуации встает вопрос о безопасности российских регионов с тюркоязычным населением. Прямой угрозы национальным республикам на сегодняшний день нет. Тем не менее, турецкие власти могут сделать ставку на работу с местным бизнесом и элитами, продвигая инициативы в рамках гуманитарного и экономического сотрудничества.
Как известно, Турция активно развивает религиозные проекты по всему миру. Одно только Управление по делам религии («Диянет») обладает бюджетом более $1 млрд. Весьма вероятно, что продвижение умеренных религиозных проектов в рамках ОТГ станет одним из приоритетов турецких властей.
России в текущих условиях сложно противопоставить растущему влиянию Турции что-то кроме экономических проектов в рамках ЕАЭС, БРИКС+ и ШОС. К тому же, у РФ отсутствуют рабочие инструменты мягкой силы, которые способствовали бы формированию положительного образа страны в регионе. В связи с этим ОТГ становится реальностью, с которой России придется считаться.
https://www.kommersant.ru/doc/6877318?ysclid=lzinxz9sz3925833901