Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8179]
- Аналитика [7762]
- Разное [3273]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Октябрь » 16 » Генедиректор и худрук телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова: «Наш конкурс для молодых композиторов — колоссальная мотивация к развитию"
    20:49
    Генедиректор и худрук телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова: «Наш конкурс для молодых композиторов — колоссальная мотивация к развитию"

    В Московской государственной консерватории им. Чайковского завершились открытые конкурсные прослушивания произведений лауреатов общероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Об истории конкурса и его задачах «Культуре» рассказала председатель оргкомитета конкурса, генеральный директор  художественный руководитель телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова.

    — Ирина Анатольевна, вы и председатель оргкомитета конкурса, и член жюри. В чем для вас основная сложность при оценке произведений конкурсантов?

    — Да, в этом году я выступаю сразу в двух ипостасях. И, конечно, это особая ответственность. Я не только оцениваю присланные заявки как профессиональный музыкант, но и постоянно думаю о том, что я могу сделать для наших конкурсантов, как помочь им в их дальнейшей жизни, профессии и карьере. Так что, с одной стороны, я должна быть строгим оценщиком их работ, а с другой, помогать развитию их карьеры. И для меня это, в общем, достаточно сложно. Хотя в каких-то случаях, безусловно, эти два направления соединяются.

    — Что оказалось самым неожиданным в работе над конкурсом в целом?

    — Самым сложным, пожалуй, стал этап сбора заявок. Было необходимо «добраться» до самых крайних уголков нашей страны и оповестить о конкурсе абсолютно всех потенциальных участников. Мы обратились в разные учебные заведения. Я лично разговаривала и с ректорами, и с преподавателями и столкнулась с совершенно неожиданной проблемой. Очень многих кандидатов, которые могли бы прислать нам заявки, забраковали их собственные преподаватели! Они полагают, что их студенты еще слишком молоды, что они только начинают, но главное — далеко не у всех в зачетке стоят пятерки за композиторские дисциплины! И они говорят: не подавай заявку, ты еще не готов. А для конкурса «Партитура» это очень плохо, потому что в итоге у нас нет реальной картины музыкальной жизни, мы не видим, сколько же вообще людей занимаются в нашей стране композицией. Я понимаю, что преподаватели всегда хотят, чтобы их ученики выглядели достойно, но я уверена, что для ребят наш конкурс — колоссальная мотивация к развитию! Преподаватели, закрывая эту дверку в мир большой музыки, возможно, очень негативно влияют на будущее своих подопечных. И я хочу воспользоваться возможностью и обратиться к преподавателям: дайте свободу вашим ученикам, дайте им шанс!

    — С какими еще подводными камнями столкнулись?

    — Еще одной трудностью стал… закон о рекламе. Администраторы сайтов профильных вузов, к которым мы обратились за помощью, рассматривали наше объявление о конкурсе как рекламу. Новый закон о рекламе очень их пугает. Они боятся, что у них будут штрафы и неприятности, что Роскомнадзор их накажет. И вот вопрос: как сделать, чтобы объявление об участии в музыкальном конкурсе на профильных сайтах, а это очень важная профессиональная деятельность, не считалось рекламой? Мне кажется, что с этой проблемой столкнулись не только мы. То, что сайт вуза не может размещать подобные объявления, очень обедняет информационную среду данного конкретного вуза и, безусловно, ограничивает и сужает возможности учащихся.

    — Можно ли уже сейчас говорить о каком-то принципиальном отличии конкурса этого года от конкурсов прежних лет?

    — Это, наверное, все-таки увеличение количества участников. Несмотря на все организационные сложности, в этом году мы получили беспрецедентное число заявок: 1094 работы из 101 населенного пункта — от Петрозаводска до Владивостока. Свои произведения прислали молодые композиторы из Донецкой и Луганской областей, из Крыма.

    — Для участников конкурса «Партитура» важно, чтобы их музыка звучала. Но в репертуаре симфонических оркестров сегодня так мало музыки современных авторов! Почему?

    — Наверное, таков общий тренд симфонических оркестров. И даже не столько симфонических оркестров, сколько тех залов, в которых они играют. Это чисто коммерческая проблема. Если оркестр хочет показать что-то очень новое, чего публика не знает, зал рискует не продать билеты. Собственно в этом и заключается главная причина, по которой оркестры «не любят» играть молодых композиторов.

    Но есть и другие причины. Молодые композиторы — сложные, их музыкальный язык сильно отличается от той музыки, которую привыкли исполнять классические симфонические оркестры. Хотя я должна сказать, что на самом деле есть энтузиасты, которые всеми силами продвигают новую музыку. Например, в Московской филармонии шел цикл концертов «80 премьер современных авторов» (фестиваль «Другое пространство»), которыми дирижировал Владимир Юровский; в Московском союзе композиторов ежегодно проходит фестиваль «Московская осень», Московская консерватория проводит композиторские конкурсы, Союз композиторов России — конкурс Avanti, радио «Орфей» в свое время поддерживало конкурс «Рострум». Так что нельзя сказать, что новая музыка не звучит вовсе. Просто это та музыка, на которую ходит особая публика.

    — Почему же зритель так вяло реагирует на появление новых имен и новой музыки в концертных программах?

    — Люди очень разные, кто-то любит привычное и знакомое, а кто-то все время ищет новое. Мне кажется, причина и в том, что молодых композиторов крайне редко замечают СМИ. Сегодня новые имена появляются не благодаря телевидению или радио, а через театр и кино. Но театр и кино — это тоже всего лишь титры, которые не всегда успеваешь прочесть, и получается, что имя-то не звучит. Очень важно, чтобы СМИ все-таки подключались к этой работе абсолютно осознанно. Радио «Орфей» это понимает. У нас постоянно звучат произведения наших современников, недавно даже открыли рубрику «Музыка современных композиторов».

    — Появится ли музыка лауреатов конкурса в эфире радио «Орфей»? И насколько рискованно включать в плейлист незнакомую музыку новых авторов? Как реагируют на нее постоянные слушатели радио «Орфей»?

    — Обязательно! Кстати, на сайте радиостанции https://orpheusradio.ru/ идет слушательское голосование за лауреатов конкурса, победителя голосования ждет специальная премия от радио «Орфей». Это будет выбор нашего слушателя, очень чутко реагирующего на все новое.

    — В советское время «бремя» записи современной музыки несли коллективы Гостелерадио СССР. Не пора ли государству возродить эту традицию?

    — Действительно, в советское время существовала индустрия создания записей. И молодых композиторов в том числе. Были отборы, художественные советы, госзаказы. Это действительно была «очень взрослая» машина, которая формировала будущих композиторов, певцов, исполнителей. Конвейер, который поставлял на концертный рынок уже отобранных специалистами музыкантов.

    Жаль, конечно, что сейчас этого нет. И, хотя запросы от музыкального сообщества звучат постоянно, к сожалению, в Москве, по большому счету эти записи негде делать. Больших студий, где мог бы разместиться оркестр, попросту нет. Я имею в виду, конечно же, не концертный зал, где можно сделать запись, а настоящие акустические студии, где оркестры могли бы увековечивать свое исполнение каких-то новых произведений и, соответственно, новых композиторов. То есть это проблема, которая действительно висит неотвеченным вопросительным знаком у всех, кто работает в музыкальной среде.

    — За последние два года география вещания «Орфея» значительно расширилась. «Орфей» зазвучал в Новосибирске, Сочи, Нижнем Новгороде. В каких городах планируется в ближайшее время запуск радиостанции? В каких странах, помимо России, поклонники русской классической музыки могут слушать вашу радиостанцию?

    — А еще «Орфей» появился в Волгограде и Туле! И недавно мы выиграли конкурс на получение частоты в Санкт-Петербурге, где, наконец, нас можно будет слушать в FM-диапазоне. О дальнейших планах по расширению вещания пока не буду говорить, чтобы не сглазить. Но они есть! Что касается зарубежных слушателей, то мы очень гордимся, что сегодня русская музыка звучит в Бразилии, Индонезии, Зимбабве, Малайзии, Киргизии! Сейчас такое время, когда совершенно неожиданно русская музыка — и фольклорная, и классическая — стала тем культурным мостом, который мы перекидываем в те страны, которые хотят дружить с Россией. Или даже не хотят дружить, но понимают, что без русской культуры они обойтись не могут.

    «Орфей» — это не только единственная в стране государственная радиостанция, но и замечательные музыкальные коллективы: Симфонический оркестр радио «Орфей», Академический большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева, Академический хор русской песни, Академический хор «Мастера хорового пения». Недавно к «Орфею» присоединились два новых коллектива — Большой детский хор и Академический оркестр народных инструментов имени Николая Николаевича Некрасова.

    Телерадиоцентр «Орфей» — уникальная структура. Помимо радиостанции, у нас есть свои коллективы. Есть симфонический оркестр, есть концертно-эстрадный, теперь появился Оркестр русских народных инструментов. Эти оркестры могут исполнять и записывать самую разную музыку, но, что особенно важно, исполнительские права принадлежат нам, это наше производство, и мы спокойно можем отдавать эту музыку слушать нашим друзьям из других стран, партнерам из других стран. Что мы, собственно, и делаем.

    Что касается хоров, то у нас три хора. Я уже упоминала Академический хор русской песни, который, конечно, большее внимание уделяет русской народной песне, но исполняет также и песни военных лет, и современные песни из кинофильмов, и песни Александры Николаевны Пахмутовой, и Академический хор «Мастера хорового пения». Теперь к нам присоединился и Большой детский хор, и, конечно, мы хотим, чтобы этот хор жил, пел, выступал, записывался, снимался! Совсем недавно Большой детский хор принял участие в концерте другого нашего коллектива — Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева «Александра Пахмутова. Наши любимые песни».

    — Какие еще проекты вы готовите?

    — В этом году нашему совместному с компанией ЮНИПРО проекту «Возрождаем наследие русских композиторов» исполняется 10 лет! За эти годы мы вернули слушателям невероятную музыку Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина, Алексея Животова, Владимира Дешевова и многих-многих других незаслуженно забытых авторов. В 2020 году проект обрел форму Международного музыкального фестиваля «Энергия открытий», и в этом году он пройдет уже в четвертый раз. Симфонический оркестр радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Кондрашев) готовит программу, которую мы так и назвали — «Энергия открытий. Избранное».

    Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 88 | Добавил: Elena17 | Теги: Русская Культура
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2052

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru