На фото: оригинал Державной иконы Божией Матери, который мы больше никогда не увидим
Державная икона Божией Матери для верных чад нашей Церкви – больше чем просто почитаемый образ. Как известно, она была явлена 2 марта по н.с. 1917 года в день падения русской монархии. (Напомним, что за т. н. «Акт об отречении» выдается документ, юридически абсолютно ничтожный и незаконный). В обретении этого образа было явлено, что корона Российской империи не упала вместе с головой Монарха, а была возложена на Себя Самой Пречистой. Матерь Божия взяла из рук Государя Царскую власть, чтобы передать ее будущему самодержавному правителю России. Поэтому данный образ с мистической, духовной точки зрения относится к самой сердцевине современного русского сакралитета.
И вот, в 2022 году икону было решено отреставрировать. Это сопровождалось подробным идеологическим обоснованием, в котором, под прикрытием внешне благочестивых и правильных слов, был сформулирован типично модернистский подход к проблеме. Целью этой т. н. «реставрации» было провозглашено «максимально полное воссоздание первозданного образа с закреплением хронологически первого (старейшего) красочного слоя и удалением позднейших записей». Иными словами, реставраторы сразу пошли по накатанной, стали действовать с использованием своего привычного шаблона: надо снимать позднейшие слои, как менее ценные и оставлять нижний слой красок, который, согласно их представлению, представляет главную ценность: «Местами живопись верхних красочных слоев эстетически малоубедительна на фоне раскрытого реставраторами первого слоя…, – считает протоиерей Леонид Калинин. — Нынешние же восстановительные работы, напротив, выполняются тщательно и на высочайшем научном уровне».
Уже в этом высказывании маститого протоиерея видится полное непонимание духовной стороны дела. Ведь вся духовная, мистическая сторона явленного образа связана именно с позднейшими слоями красок!
Как бы ни ссылались наши современные церковные реставраторы на специалистов Третьяковки, именно по их сегодняшним свидетельствам, «Коломенский» образ в результате «реставрации» практически утрачен! Сейчас, когда основные работы в основном завершены, выясняется, что действительность прямо противоположна тому, что говорилось при их начале: наибольшую художественную ценность представляют именно позднейшие слои, старательно счищенные ремесленниками из реставрационной мастерской ТСЛ. «В результате проведённых работ – пишет их современный свидетель – явленный чудотворный Образ понёс следующие утраты: с ликов были сняты старинные масляные краски, те самые, которые реставрировал Григорий Осипович Чириков. (Реставратор, работавший с иконой в 1917 году – В.С.). Они создавали образ этих ликов и являлись произведением искусства. На расчищенной темперной основе, реставраторы подвели тени, в результате чего лики выглядят как после неумелого макияжа.» И т.д. Могут сказать, что это пишет не искусствовед. Но искусствоведы, с которыми нам довелось беседовать, его слова полностью подтверждают! В результате, пишет автор статьи, «утрата явленного изображения будет символизировать искажение духовного образа нашего народа и утрату покрова над нами Царицы Небесной. Искажение самих основ нашей общественной, политической и духовной жизни, которые не сломили годы лихих гонений первой половины двадцатого века».
Конечно, решать за Божью Матерь вряд ли правильно. Чудотворная икона – это особая реальность; она может чудесно обновиться по нашей вере и нашим молитвам. Но немалая правда в этих словах есть. Однако главное здесь все же не проговорено. Основная ответственность за произошедшее лежит прямо и непосредственно на руководстве РПЦ, принявшем данное решение, а не только на исполнителях.
На фоне произошедшего стоит задуматься и о духовном смысле недавнего пожара в Троице-Сергиевой лавре, чьи мастерские так отличились при «реставрации» Державной иконы, в чем видится явный знак свыше.
Вызывают просто мистический ужас самоуверенные слова прот. Леонида, сказанные два года назад: «Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется».
Когда-то чудотворные иконы по милости Божией обновлялись, поскольку Господу была ведома вера тех, кто дерзал приступать к этим образам в качестве реставратора. И благодатная помощь свыше действовала одновременно с усилиями людей. Так было в ходе «поновления» Державного образа в 1917 году. Сегодня же за дело, ничтоже сумняшеся, взялись люди, которым духовный, мистический смысл явления иконы, в общем-то, чужд. Люди, в лучшем случае крайне поверхностно воспринимающие тот духовный срыв, который знаменовала собой революция и отнятие от нас богопоставленного Монарха, а то и совсем не имеющие его адекватного понимания. Не имеющие монархического чувства и новозаветного понимания власти как служения, хождения перед Лицом Божиим. Печально, когда такую оценку можно отнести к представителям светской власти. Но когда похожим образом мыслят иерархи Церкви – это настоящая духовная катастрофа!
https://amin.su/content/analitika/9/7719/ |