Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8483]
- Аналитика [8082]
- Разное [3559]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Март » 5 » С.Х. Карпенков. Обретённое и утраченное
    12:42
    С.Х. Карпенков. Обретённое и утраченное

    Естественный, природный ландшафт и внешний вид высоких Воробьёвых гор менялись с давних времён. Значительные, кардинальные изменения и существенные преобразования начались во второй половине прошлого века с нашествием вездесущей цивилизации на большие и малые города на земле русской. Такие глобальные изменения чаще всего в ущерб живой природе особенно активизировались в последние десятилетия. Начались они гораздо раньше, в пятидесятые годы прошлого века с вполне благородной целью благоустройства территории без разрушения и уничтожения всего лучшего и прекрасного. В то время вокруг университетских корпусов с высотным зданием сразу же по завершении их строительства была отведена и в короткие сроки благоустроена огромная парковая зона вместе с Ботаническим садом, где на научной основе, со знанием дела, при активном участии учёных-биологов с учётом разных климатических зон, созданы разные условия для выращивания и содержания многих видов культурных и дикорастущих растений, с которыми преподаватели и студенты регулярно, ежегодно проводили и проводят различные опыты. Все эти рукотворные чудеса свидетельствуют о том, что вполне возможно естественное сочетание живой природы и всего сделанного руками человека, если все дела совершать с умом, по воле Божией, помня о ближнем своём…

    Уникальная университетский парк украшают протяжённые, тенистые аллеи: липовые, кленовые, берёзовые и яблоневые, – на которых разные деревья начинают распускаться и цвести в разное весеннее время. Радуют глаз и цветники с благоухающими, многолетними цветами, и ярко-зелёные газоны с ровно подстриженными, невысокими насаждениями. В удивительно красивой, живописной парковой зоне с эстетическим восприятием всего прекрасного расставлены скамейки, весьма необычные по форме – с массивными, затемнёнными, чугунными, литыми ножками в виде мощных, львиных лап и с закруглёнными, удобными сидениями, изготовленными из прочных хвойных брусков, покрашенных белой масляной краской.

    В просторном сквере перед главным зданием, где посажены деревья, дикорастущие кустарники, в том числе и сирени разных видов, расцветающие весной и цветущие летом, и где по углам симметрично расположены фонтаны в каменном обрамлении, между пятиэтажными зданиями физического и химического факультетов установлен фундаментальный памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, основателю Московского университета. А с дугой стороны главного здания, обращённой к Москве, обустроена уникальная аллея с замечательными скульптурными памятниками выдающимся русским учёным, высеченными из цельного камня, гранита светло-серого цвета и совсем недавно отреставрированными. Здесь же – небольшой прямоугольный пруд с фонтанами в виде лилий, которые включаются каждую весну, после таяния снега. С обеих сторон пруда расставлены закруглённые скамейки, удобные для отдыха.

    Обширный университетский парк на Воробьёвых горах граничит с небольшим лесным массивом, чудом сохранившимся до наших дней в суровых городских условиях, а рядом с ним, ближе к набережной Москвы-реки, за высоким, светло-серым, железобетонным забором с металлическими воротами с еле заметным орнаментом в пятидесятые годы прошлого века были построены правительственные дома с незатейливой архитектурой и с великолепным видом на Москву. Они предназначались для проживания кремлёвских господ, которых доставляли сюда на специализированных, легковых автомобилях ручной сборки, бронированных и зашторенных от реальной жизни.

    Обо всех изменениях и преобразованиях сложного по структуре ландшафта и внешнего вида Воробьёвых гор хорошо знали не только проектировщики, архитекторы и строители, возводившие со знанием своего дела университетский комплекс, не только преподаватели и сотрудники университета, но и все люди, проживавшие рядом и приезжавшие в эти чудесные места, чтобы отдохнуть и полюбоваться Москвой с высоты птичьего полёта.

    Проходило время, и особенно в последние десятилетия изменилась до неузнаваемости и сама панорама златоглавой Москвы, которая широко и далеко простирается и хорошо видна от ажурного, гранитного парапета смотровой площадки, оригинально, со вкусом и с большим мастерством обустроенной в начале пятидесятых годов прошлого века, по завершении строительства университета. Обширная, болотистая территория Лужников, ярко-зелёная на картине русского художника И.К. Айвазовского «Вид на Москву с Воробьёвых гор» (1848), полностью застроена разными спортивными и другими невысокими сооружениями. Среди них на переднем плане, сразу же за Москвой-рекой выделяется огромный и приземистый стадион Лужники, который многократно перестраивался, но его прежняя круглая форма сохранилась. Чуть левее и вдали – Новодевичий монастырь с высокой колокольней и блестящими на солнце золочёными куполами храмов. Он не закрывался в безбожное время самозваной власти и сохранился до наших дней в прежнем виде.

    Правее стадиона Лужники – уникальный двухуровневый метромост через Москва-реку. По нему на нижнем уровне проходят поезда метро, которые видны через стёкла вестибюля станции, а на верхнем – автотранспорт и пешеходы. Под ним по реке проплывают большие и малые речные суда. В самом верху, высоко, высоко в небе иногда пролетают реактивные самолёты, оставляя за собой длинный инверсионный след светло-серого цвета, который рассеивается постепенно, медленно, в течение нескольких часов. Наблюдая эту чудесную картину водного, подземного, наземного и воздушного движения с высоты Воробьёвых гор, хочется с восхищением и восторгом произнести возвышенные, романтические слова: как же удачно, как же гармонично и великолепно сочетается всё земное и небесное, созданное руками человека разумного и благородного!..

    Сразу же за метромостом на склоне – Андреевский монастырь с храмом и колокольней, возвращённый совсем недавно Русской Православной Церкви после многих десятилетий безбожной власти, и сейчас в нём налажена монастырская жизнь, основанная на духовном сочетании божественного и земного начала бытия. Прямо над монастырём вверху у самого обрыва гор возвышается высокое 22-этажное здание с непрозрачными, затемнёнными окнами, построенное для Российской академии наук. Это мрачновато-серое здание с безобразными металлическими конструкциями на крыше, похожими на леса недостроенных верхних этажей дома, вовсе не украшает Воробьёвы горы и ближайшую панораму.

    Гораздо левее, вдали, на общем городском фоне разнообразных и многочисленных строений выделяются сталинские высотки со звездой в облаках, возведённое на семи московских холмах. Хорошо видны построенные позднее, незатейливые, хрущёвские, стеклянные коробки Нового Арбата с необычно широкой и длинной улицей, проложенной в центре города, на месте снесённых разных строений, не только ветхих, но и представлявших историческую ценность. И это было сделано поспешно, без крайней необходимости, без какой-либо государственной, градостроительной экспертизы и без учёта мнения профессионалов, но по отмашке сверху, по воле кремлёвских господ с красным билетом в кармане, для их беспрепятственного проезда на ближние дачи в роскошных, служебных машинах.

    На дальнем плане слева почти у самого горизонта тянется к небу необычно высокая Останкинская телебашня, возведённая по основательно продуманному, научно-обоснованному и уникальному проекту известного русского архитектора Н.В. Никитина, ранее предложившего, кроме того, новое техническое решение с учётом сложной структуры грунта при строительстве огромного комплекса зданий университета на Воробьевых горах. Его весьма удачные инженерные решения использованы, кроме того, при сооружении фундаментального памятника-скульптуры «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Прошло более полувека, а оригинальные строительные конструкции Н.В. Никитина, выдающегося учёного, доктора технических наук, лауреата государственных премий, прошли испытания временем – даже после ураганных, порывистых ветров и сильного пожара на телебашне оказались весьма надёжными, прочными и долговечными, несмотря на активные и продолжительные препятствия дремучих партийных бюрократов при их внедрении…

    Гораздо правее, почти у самого горизонта едва просматриваются Колокольня Ивана Великого и златоглавые соборы Московского Кремля. А справа, поближе к смотровой площадке, на общем городском фоне выделяется высокая, решётчатая башня необычной, круглой формы, в виде гиперболоида, смонтированная без подъёмных кранов и лесов по уникальному проекту другого талантливого русского инженера и изобретателя В.Г. Шухова, выдающегося учёного, члена Академии наук СССР, лауреата Ленинской премии, Героя труда, автора перспективных технологий нефтяной промышленности и многих внедрённых изобретений.

     Правее смотровой площадки, почти рядом с ней совсем недавно возвышался лыжный трамплин. Весьма легковесный, он полностью вписывался в обрывистый профиль склона Воробьёвых гор и выглядел вполне прилично. Смонтирован он в 1953 году, а снесён совсем недавно. На его месте несколько лет назад с применением современной техники установлен новый трамплин-гигант с массивными, металлическими конструкциями, которые никак не вписываются в ближайшую городскую панораму и совсем не украшают её. Рядом по склону протянута канатная дорога над Москвой-рекой, связывающая смотровую площадку на Воробьёвых горах и Лужники.

    На склонах гор, за канатной дорогой, где совсем недавно росли стройные и раскидистые деревья, цветники и декоративные кустарники, посаженные в давние времена по всем правилам паркового искусства, в последнее время построены хаотично, безобразно, и в ущерб живой природе небольшие остеклённые здания непонятного назначения, возможно, для развлечений, но не для отдыха, и все они сейчас пустуют, даже весной и летом, хотя и напрасно закопаны в землю немалые материальные и финансовые ресурсы. Совсем не украшают эти когда-то чудесные места и разбросанные, безобразные, скульптурные изваяния. На верху, у самой кромки гор варварски и беспощадно уничтожена протяжённая тенистая аллея с многолетними деревьями, цветниками, газонами и скамейками, удобными для сидения, где можно было совсем недавно отдохнуть во время пеших прогулок и полюбоваться с Воробьёвых гор златоглавой Москвой…  

    В последние два-три десятилетия, после распада Советского Союза общая панорама Москвы существенно и кардинально изменилась. С одной стороны, она заметно улучшилась – например, по воле Божией восстановлен Храм Христа Спасителя. На самом деле и фактически, с применением современных технологий и материалов он заново построен на месте варварски разрушенного храма, где планировалось соорудить дворец безбожной власти с идолом в облаках. Однако время расставило всё по своим местам – на прежнем святом месте возвышается величественный Храм Христа Спасителя, радующий взор всякого благоразумного и благочестивого человека. И его золочёные купола, сияющие на солнце, видны издалека даже в пасмурный день, когда едва просматривается дальняя городская панорама.

    С другой стороны, совсем не украшают панораму города новые строения, своеобразные небоскрёбы непонятного назначения, внешне напоминающие грибы на лесной поляне, выросшие после летних, тёплых, дождей. Они имеют разную форму: круглую, овальную, прямоугольную и в виде раскрытого паруса, белеющего на сером городском фоне. А некоторые из них настолько причудливы по внешнему виду, что даёшься диву, насколько богато воображение архитекторов и насколько не ограничена их фантазия, весьма далёкая от реальной, земной красоты.  Эти скороспелые, высотные сооружения, названные новоделами, никак не вписываются гармонично в городскую среду и вовсе не украшают внешний, архитектурный облик когда-то удивительно прекрасной, златоглавой Москвы.

    На их неприглядном фоне с трудом можно разглядеть золотые купола соборов Московского Кремля. Зато особенно чётко выделяются мрачные небоскрёбы так называемого делового центра в самом центре города, названные сначала на западный лад «сити». Их торопились строить, чтобы, как можно, быстрее вознестись к облакам, дабы оказаться впереди планеты всей. И в спешке высокопоставленные городские чиновники, не владевшие в полной мере и профессионально своим делом хозяйского управления, и архитекторы, витавшие в облаках, проигнорировали простое житейское правило: прежде чем что-то делать и что-то строить, надо думать, причём хорошо думать, а не думать потом, когда уже сделано и построено непонятно для чего и непонятно зачем, хотя и потрачены напрасно огромные финансовые ресурсы налогоплательщиков – до сих пор они не задействованы полностью и во многом простаивают, да к тому же и выглядит весьма безобразно. Поспешно построенные скороспелые небоскрёбы оказались не просто безобразными, а похожими на мрачные остеклённые столбы среди разбросанных невысоких городских строений, и неслучайно их образно сравнивают с несуразными пнями на лесной поляне.

    Никак не украшает город и несоразмерно огромный памятник Императору Всероссийскому Петру Первому, сооружённый по проекту грузинского скульптора Зураба Церетели с использованием дорогостоящего цветного металла – бронзы самого высокого качества. Установлен он на стрелке острова Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году, в то очередное смутное время, когда Россия, богатая природными и интеллектуальными ресурсами, по злой воле дремучих и наглых отечественных самозванцев, позднее нашедших убежище на своей исторической родине в избежание справедливого возмездия, продолжала разваливаться, причем разваливаться стремительно и необратимо, под влиянием западного менеджмента деградации при попустительстве некомпетентной власти. Виден этот чрезмерно высокий памятник издалека на фоне Московского Кремля, и он до сих пор не завоевал всенародного признания, в отличие от великолепного, фундаментального памятника Императору в Санкт-Петербурге, чудесном городе на Неве, который он закладывал и строил, обладая редким, божественным даром правителя-созидателя, дабы, распахнув широкие врата в Европу, сеять разумное и вечное на земле русской.

    В центре Москвы, недалеко от памятника Петру Первому, на Болотной набережной, вблизи кремлевских стен, рядом с правительственным домом совсем недавно без государственной экспертизы и без учета мнения профессионалов установлено бесформенное и безобразное изваяние швейцарского ваятеля, которого трудно назвать настоящим скульптором либо художником. Оно совсем не радует глаз всякого прохожего и вызывает возмущение и отторжение у всякого человека, наделённого божественным даром наслаждаться и восхищаться всем прекрасным в этом удивительно прекрасном мире.

     С таким мнением и с такой оценкой всего новоявленного и всего безобразного в Москве вряд ли можно не согласиться. В последнее время в городе необдуманно и поспешно поставлены несуразные скульптурные изваяния и построены не только небоскрёбы-новоделы, но и целые жилые кварталы без традиционных дворов с деревьями, скверами и цветниками, без детских садов и школ, без стоянок для личного автотранспорта. Проходят годы и десятилетия, а они до сих пор лишь частично заселены, значительно большая их часть пустует, хотя многие жители, коренные москвичи, в том числе заслуженные и выдающиеся люди, вынуждены ютиться в ветхих домах, построенных поспешно в эпоху несбывшегося «светлого будущего», омраченного многомиллионными человеческими жертвами. И как трагическое и печальное следствие – в наше время город задыхается без свежего воздуха, который раньше заносился ветром из ближайшего Подмосковья, включая юго-западное направление, которое сейчас поспешно и интенсивно застраивается, и где в течение многих десятилетий бережно и целенаправленно сохранялась живая природа, которая благодаря естественным процессам фотосинтеза в зелёных растениях и благодатной розы ветров поставляла городу живительный кислород, крайне необходимый для всего живого. К тому же, в наше же время воздушная городская среда сильно и чрезмерно загрязняется вредоносными, парниковыми и другими газами грузового и легкового автотранспорта, заполнившего все улицы и простаивающего часами в протяжённых дорожных заторах…

    Огромный, великолепный, университетский комплекс на Воробьёвых горах тоже торопились строить. Его возвели в начале пятидесятых годов прошлого века в течение всего лишь нескольких лет. Однако же университетский комплекс возводился хотя и очень быстро, но с умом, по-хозяйски и по всем строгим правилам архитектурной планировки и высочайшего строительного мастерства, с применением лучших материалов и с привлечением высококлассных специалистов и известных учёных. Он не только поднял на небывалую высоту Воробьёвы горы, но и до сих пор выглядит великолепно, украшая всю Москву. Наше старшее поколение ещё помнит, как и кем строился этот уникальный комплекс. Но об этом – следующий, отдельный рассказ.

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 3-е изд., М.: Директ-Медиа, 2024.      

    Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

    Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.     

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

    Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018.

    Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.

    Карпенков Степан Харланович

    Категория: - Разное | Просмотров: 54 | Добавил: Elena17 | Теги: степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2061

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru