Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8547]
- Аналитика [8148]
- Разное [3622]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Март » 16 » Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.25.
    22:13
    Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.25.

     

    Суббота. 2. Знаменательный день. Наследник Цесаревич снова вступил в ряды нашего Преображенского полка. Он уже был в строю в нашем полку и командовал Государевой ротой; то было в лагерное время, в 1887 и 88 годах. Но тогда он оставался на службе недолгое время и командовал только по наружной части. Теперь же он принял батальон вместе со всеми строевыми и хозяйственными обязанностями батальонного командира, принял на довольно продолжительный срок, т. к. в нашем лагере ему строится дом и, след., он пробудет в полку более полугода. -- Но расскажу по порядку. Я с утра был так радостно взволнован и счастлив, что меня не испугал 22-градусный мороз, и я, поездив верхом в манеже, пошел в казармы на Миллионной в обыкновенном своем летнем пальто поверх парадной формы. Офицеры собрались уже на казарменной парадной лестнице, кроме офицеров 1-го батальона, стоявших вместе с ротами в своих помещениях. Наконец подъехал к подъезду Цесаревич в санях и вошел в подъезд. Я его встретил и за ним стал подниматься по лестнице. Он каждому офицеру подавал руку, направо и налево, и никого не пропустил. Я шел за ним, переживая минуты сладостного умиления. «Он, наша радость с малолетства, как сказал поэт, он надежда России и снисходил до нас, слуг Царевых, готовых каждую минуту сложить за него головы». В душе моей как бы звучала горячая молитва: «Да почиет над Ним Божие Благословение, да поможет нам Господь всегда помнить, какое выпало на нашу долю счастие и быть его достойными». Но нет, это только слова, а словами я не выражу того, что переживал. Дверь в казарму Государевой и 2-й роты была отперта; я указал Наследнику на нее, и он вошел. А я спустился и в своем кабинете переоделся в сюртук.

     

    21 апреля/4 мая Святая Русская Православная Церковь чтит память праведного Феодора Санаксарского. Прежде чем встать на путь духовной брани, Иван Ушаков - таково мирское имя подвижника – восемь лет служил в лейб-гвардии Преображенском полку. В историю России этот полк вписал немало страниц – и героических, и драматических, а летопись самого полка немыслима без имен тех Преображенцев, которых Русская Православная Церковь прославила в лике святых, в том числе Новомучеников Российских ХХ века. На протяжении всей своей истории Преображенский полк был кузницей кадров для военной и гражданской службы, а одного упоминания имен Государя-Мученика Николая Второго и Святого Царевича Алексея, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского и Великого Князя К.К. Романова (К.Р.) достаточно, чтобы понять вклад полка в историю и культурную жизнь России. В Преображенском полку служили и трое братьев отца Феодора – Сила (с 1724 г.), Федор (c 1727 г.) и Алексей (с 1736 г.). Сын Федора – великий русский флотоводец Федор Федорович Ушаков – был также прославлен в 2004 году Русской Православной Церковью в лике святых как праведный воин Феодор Ушаков.. Вместе со своим старшим однополчанином Иваном Ушаковым – отцом Феодором Санаксарским – отец Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобного тем же Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году. Примечательно, что дед Святителя Игнатия Брянчанинова - Семен Андреевич Брянчанинов также был Преображенцем, прослужив в полку два года – с 1771 по 1772. Известно, что Царя Александра III положили в гроб в Преображенском мундире. 9 апреля 2013 года, указом Президента России Преображенский полк восстановлен.

     

    Среда. 6 января. Вечером слушал у Грота сказителя былин, крестьянина Олонецкой губ. Рябинина, сына старика, бывшего в Петербурге лет 20--25 назад. Удивительное впечатление делает его пение, веет от него седой стариной, русским богатырским духом.

     

    Сын сказителя Трофима Григориевича – Иван, родился в 1844 году, также стал сказателем, восприняв от отца песенный материал, заключавшийся в 14 былинах и трех духовных стихах. Он пел былины в Петербурге. Иван Трофимович пел некоторые из былин иначе и подробнее, чем отец, знал наизусть более 6000 стихов! Мы воочию убеждаемся в неподдельном интересе Романовых ко всему русскому, древнему, святому. Иван Рябинин погребен на Кижском погосте.

     

    21 января. В воскресенье 17-го января Майков прислал мне новое, только что им написанное стихотворение «Аскет, спасавшийся в пустыне», прося меня дать о нем чистосердечный отзыв. Мне было очень лестно желание маститого, заслуженного поэта знать мое мнение; он называл меня экспертом, что пощекотало мое самолюбие. Я и ответил ему откровенно, высказав, что мне не понравилось. В общем, стихотворение чудесное. Но бывало, стихи Фета, так сказать, жгли меня восторгом; а тут я любуюсь спокойно. Не оттого ли, что Фет чувствовал, а Майков размышляет? А в лирике, кажется мне, надо именно более чувствовать, чем думать. Одолел «Собак» Полонского и ничего не понял.

    Вторник. 19. Главными впечатлениями третьего дня были: встреча со вдовой Фета и большой придворный бал. Марья Петровна Шеншина к нам приехала в 5-м часу. Я был глубоко растроган, увидевшись с ней. Много благодаря за участие, принятое в ее горе, она привезла мне золотое перо с серебряной ручкой, которым Фет писал последние три года, и тетрадь неизданных стихотворений. М.П. мне и Страхову поручает издание полного собрания стихотворений покойного. Я сам намекнул ей о Страхове, зная как Афанасий Афанасьевич дорожил его мнением. Страхов очень любил покойника и почитал его талант. Я надеюсь, что в наших руках издание будет достойно Фета. - Мы напоили Марью Петровну чаем, водили ее по всем комнатам; жене надо было отдохнуть перед балом, и я проводил старушку к детям. Когда она в последний раз была у нас, еще с мужем, Татианы, Кости, Олега еще не было на свете… Вернувшись с бала, получил от А. Н. Майкова ответ: он согласился с моими замечаниями и переделал стихи...

     

    Возможно, не все знают, что Мария Петровна Боткин-Шеншина (Фет), очень верующая женщина, состоит в ближайшем духовном родстве с Романовыми через родного племянника Евгения Сергеевича Боткина, Лейб-медика Царской Семьи, вместе с Царскими Мучениками причисленному к лику святых Церкви. Известно, что именно Мария Петровна ежегодно приглашала в имение Шеншиных в курской Воробьевке посетить Чудотворную Икону «Знамение» Курскую-Коренную. Поэтому славная чета Шеншиных тянулась к Романовым, а те к семье великого поэта. Пора давно оставить басни о якобы «несчастной любви» поэта Фета к Лазич, которой он прямо сказал, что брак с ней невозможен, и о том, что де он «не любил» жену. Все это не более, чем ложь. О Евгении Боткине говорили так: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжелую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». Но ведь и великие поэты делают тоже самое посредством уникального инструмента – доброго слова, которым они помогают, поддерживают, облегчают и исцеляют негативные духовные состояния и болезни. А ведь, где здоров дух, там и тело здорово. От доктора Боткина слышали его ученики: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Вот и поэтам следовало бы вот также идти к людям, почаще думать о их тревогах и страданиях, чтобы хоть как-то помочь им и сделаться полезными не ради одного искусства, а ради помощи сильно бедствующим на земле. Ведь разве прекратились на земле убийства и самоубийства, насилие, ложь и прочие непотребства? Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией Премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью». В последнем недописанном письме святой медик Е.Боткин пишет: «Меня поддерживает убеждение, что «претерпевший до конца, тот и спасeтся».

    «Весь смысл жизни в том, чтобы любить живо, активно – не сентиментально, не чувствами, но делом: любить, как Христос сказал: тот, кто любит, должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви; не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, кому я нужен...» (Митрополит Антоний Сурожский). На жизни и творчестве К.Р. мы видим, что он положил все, что у него было за других – за науку, за семью, за стихи, за службу, за любовь, за дружбу, за веру и многое еще, чего мы не знаем даже, но главное – во имя и за Христа.

    Мы уже ранее писали о благотворительной деятельности супруги Великого Князя Константина Константиновича. Так вот, в 1893 году в жизни Общества Синего креста произошла весьма ощутимая перемена – Общество взяла под свое покровительство Великая Княгиня Елисавета Маврикиевна, тридцатичетырехлетняя супруга Великого Князя Константина Константиновича. С момента основания общества по 1 января 1899 года Синий крест определил в приюты (свои и сторонние) 5786 детей, в ремесленные мастерские и семейно-ученические квартиры 1605 человек, оказал медицинскую помощь 23 403 человекам и предоставил 411 549 бесплатных обедов. Капитал Синего креста в 1899 году приблизился к 300000 рублей. Число благотворительных учреждений достигло 42.

     

    17 февраля. Мраморный. Более всего занимает меня теперь подготовление к печати Полного собрания стихотворений Фета. Он сам незадолго перед смертью хотел издать такое собрание и сделал для него оглавление, которое Марья Петровна привезла мне. В этом оглавлении стихотворения разбиты на отделы: «Элегии и думы», «Подражание восточному», «К Офелии», «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Молодки», «Вечера и ночи», «Баллады», «Антологические стихотворения», «Море», «Послания и Посвящения» и «Разные стихотворения». Я пересматриваю все перечисленные пьесы, и мне кажется, что многие следовало бы перенести из отдела в отдел. Напр., «Я пришел к тебе с приветом» так и просится в «Весну». Кроме того, хотелось бы видеть отдел «Вечерние огни» как заглавие последних выпусков стихов Фета и включить туда все написанное поэтом и не подходящее ни к одному из означенных отделов.

     

    Вот истинная забота о наследии отечественных поэтов! Не успел поэт уйти в иную жизнь, как уже готовится к изданию Полное собрание его сочинений. А у нас великомученик Сергий Есенин так и не дождался 3-х томного издания собрания его сочинений, великого поэта-мученика Н.М. Рубцова убили полвека назад, а до сих пор не то что Академического собрания сочинение, музея-заповедника нет на его родине… И еще – в пору правления Романовых с середины XIX века и до переворотов в феврале и в октябре 1917 года все лучшие поэты доживали до старости. Как поэт Державин, они сходили в могилу, благословляя жизнь и своих преемников. Стоило грянуть интернациональному насилию на Русской Земле, десятки прекрасных поэтов в расцвете лет просто сгинули со света – и какие: Блок, Есенин, Клюев, Гумилев, Ганин, Гумилев, Орешин, Клычков и многие другие. Уже одно это не может быть прощено безбожной власти.

    Главное ощущение от стихов русских поэтов Духа – полет души, переполнение чувств, светлая радость и удивление жизнью в ее самых простых формах. Снова и снова поэты как бы возвращают в утраченный по нашей же вине внутри нас Божий Эдем и восклицают: «Ну, вот же, смотрите, как это здорово, как предивно и умилительно все Божие и как отвратительно все грешное и недоброе! Неужели же будем цепляться за безобразия и грех, когда есть Бог, Пресвятая Богородица, Ангелы, Святые, Святая Родина и Преблагословенная Церковь?! Да не будет этого!!» Мы ощущаем от одного поэта к другому нарастание любви, обогащение языка и единения. Мы отдаем себе отчет, что великие поэты путем творчества жизни и стихов во славу Божию сами утверждаются в еще большем смирении и духовных сокровищах. Будучи настоящими рыцарями света, они, не скупясь, раздают словесные богатства всем желающим!

     

    Воскресенье. 24. В эту минуту получил телеграмму от Модеста Чайковского: Петр Ильич в 3 часа ночи скончался. Сердце больно сжимается. Я любил его и почитал как музыканта. Мы были в хороших, сердечных отношениях, мне будет недоставать его. В тот же день, в Гатчине. Я долго не мог в себя прийти, получив горестную весть о кончине Чайковского. Еще одним человеком, дорогим для русского искусства, меньше. Мы с ним переписывались, у меня хранится немало его писем. И все увеличивается число пакетов с письмами от людей, которые мне уже писать не будут. А те, что еще живы, стары и недолго мне оставаться с ними в сношениях: Страхов, Майков, Полонский.

     

    Гатчина. Понедельник. 25. Вчера утром я был сам не свой. Все оплакивают безвременную кончину Чайковского, все поражены ею. ... Порывался также написать стихи на смерть Чайковского, но ничего не удавалось... Смерть Чайковского очень огорчила и Царя и Царицу.

    Четверг. 28. Вчера был месяц, как я получил последнее письмо от Чайковского, и уже его похоронили. Я нарочно поехал в город, чтобы отстоять в Казанском соборе заупокойную Литургию и отпевание. Государь взял на себя расходы по погребению, им распоряжалась дирекция Императорских театров и обставила его большою торжественностью. В Соборе служил преосвященный Никандр, епископ Нарвский, пел хор русской Императорской оперы. Около гроба во время всего богослужения стояло по шести правоведов, как питомцев училища, из которого вышел покойный. Церковь была полна, впускали только по билетам. Давно не видал я такого торжественного богослужения. Пели «Вторую» и «Тебе поем» из Литургии, сочиненной покойным. Мне хотелось плакать и думалось, что не может мертвый не слышать своих звуков, провожающих его в иной мир. Уж я не видал его лица; гроб был закрыт. И больно, и грустно, и торжественно, и хорошо было в Казанском соборе. Оттуда гроб повезли в Александро-Невскую лавру, где и похоронили на кладбище. Сильно болела голова.

     

    24 октября был вызван священник Исаакиевского собора. Но батюшка уже не смог исповедать терявшего сознание и ослабевшего Петра Ильича и прочитал только отходные молитвы. Около 3 часов ночи 25 октября Петр Ильич скончался. Огромная процессия провожала гроб с телом великого композитора до Мариинского театра, а затем в Казанский собор, где прошло отпевание. Такое впервые сделали для человека недворянского сословия. Известно, что мать Чайковского умерла от холеры, когда ему было 14 лет. Известно и другое - когда Чайковский сочинил гениальную оперу «Евгений Онегин», ее… не хотели ставить. Музыканты, завидуя, были против, говорили, что это плохая опера, несценичная, публике не понравится. На сцене она появилась только благодаря личному распоряжению Александра III. Для Императора композитор сочинил Коронационный марш и Коронационную кантату. Государь ему за это пожаловал перстень с бриллиантом. Кроме того, Царь назначил композитору пожизненную пенсию – огромную по тем временам. Чайковский искренне любил Государя, был монархистом и патриотом. В письме к фон Мекк Чайковский так описывает представление «Евгения Онегина» в присутствии Императорской Семьи: «Государь пожелал меня видеть, беседовал со мной очень долго, был ко мне в высшей степени ласков и благосклонен, с величайшим сочувствием и во всех подробностях расспрашивал о моей жизни и музыкальных делах моих, после чего повел меня к Императрице, которая в свою очередь оказала мне очень трогательное внимание». В царствование Александра III начался расцвет и русской литературы, и поэзии, и живописи, и музыки, и балета.

     

    Четверг. 4. В 5 ч. меня позвали наверх на антресоли Их Величество к чаю. В Императрицыной гостиной я застал Царя с Царицей, дядю Мишу, Ники и Ксению. Когда все ушли, Минни оставила меня у себя. Она спросила, видел ли я Сергея? Я ответил, что мне удалось застать его одного и что мы очень хорошо и приятно поговорили… И вот я впервые услыхал от нее, что Ники любит сестру Эллы, Аликс Гессен-Дармштадтскую. Нынешней весной Минни его спрашивала о ней, и он признался ей в этом чувстве. Тогда Государь и Императрица разрешили ему на ней жениться и повести об этом переговоры, если к тому встретится случай при поездках за границу. Но случая не встретилось. Летом Ники спрашивал Эллу, согласилась ли бы ее сестра принять Православие, чтобы стать его женой. В октябре Сергей и Элла были в Дармштадте… Вот, через 20 минут кончится 93 год. Что-то принесет 94? Помоги, Господи, быть лучше, чем был я до сих пор, исправиться и быть меньше недостойным незаслуженного мною счастья.

     

    1894 год не осчастливит Россию. Продолжится ее крестный путь и шествие на Голгофу. Свидетельство тому – кончина народного Императора Александра Третьего, с которым уходит относительно мирная эпоха царствования Дома Романовых и всей России. Как писал С.Ю.Витте, «У Императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин - это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин - это был образцовый начальник и образцовый хозяин… был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в Царской Семье, но и у сановников, никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император… Он умел внушить за границею уверенность, с одной стороны, в том, что Он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что Он не затеет никакой авантюры… У Императора Александра III никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил - было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им… Император Александр III был человек чрезвычайно мужественный»

     

    Вторник. 9. Днем ездил в картинную галерею Третьякова. Я в первый раз увидал картины Васнецова - эскизы живописи в Киевском соборе св. Владимира. Они произвели сильнейшее впечатление; сколько в них мощи, благоговения...

    Воскресенье. 28. В воскресенье мы проснулись при пасмурной и ветреной погоде, было не больше +2. Словом, чем ближе к Москве, тем хуже. Прибыли в Белокаменную около 4-х пополудни. Высаживались на Бычьей платформе, не доходя вокзала. Когда батальоны построились, я сел на своего Голубка, в этот день ему минуло 7 лет, по случаю чего я нежно поцеловал его в морду. (Мои лошади и экипажи были отправлены в Москву заблаговременно.) Принял знамя и повел батальоны. Мы были в мундирах, несмотря на поддетую фуфайку, я зяб порядочно, руки коченели, как зимой. И все-таки, несмотря на неприветливую, пасмурную погоду, холод и сильную боль в левом виске, я глубоко наслаждался, вступая в Москву верхом, во главе моих батальонов, под звуки марша из «Жизнь за Царя»; люди пели стройно. Нас сопровождала толпа народа, впереди, как водится, бежали мальчишки. Не доходя Иверской часовни, я велел выстроиться в батальонные четырехвзводные колонны, фронтом к зданию Думы; составили ружья. Я слез с коня и пошел в часовню поклониться Московской Святыне; за мной пошли полковой адъютант, жалонер, штаб-горнист, музыканты и, наконец, все роты при своих офицерах; пока они прикладывались, я оставался в часовне. Когда подошел последний солдат 8-й роты, я после него еще приложился к Иверской Иконе, вышел из часовни и сел на лошадь, народ закричал «ура», взяли на плечо и прошли сквозь правый пролет Воскресенских ворот на Красную площадь. Здесь было бы ближе войти в Кремль Никольскими воротами, но я непременно хотел провести людей через Спасские. Вся Красная площадь пестрела местами для зрителей к будущему вступлению Государя. С нами шла густая толпа народа, кричащая «ура», и кидала шапки в воздух. И вот Святые ворота. Музыка смолкла, мы обнажили головы и вошли в Кремль - сердце России...

     

    Взойдя на трон в 1894 году, Николай II Александрович Романов отложил свою коронацию на полтора года. На май 1896 года, когда заканчивался двенадцатимесячный траур по неожиданно скончавшемуся 49-девятилетнему Императору Александру III, была назначена коронация нового Императора. Словно бы в предчувствии грядущих страшных событий Священная коронация Святого Мученика Николая Романова и Святой Мученицы Александры Романовой должна была запомниться своей грандиозностью и навсегда остаться в памяти Царской России.

     

    Русская Стратегия

    Категория: - Новости | Просмотров: 84 | Добавил: Elena17 | Теги: императорский дом, книги, Константин Константинович, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2061

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru