
Избрание главой Союза писателей России кремлевского функционера Владимира Мединского, поспешное и безальтернативное, для многих стало если не шоком, то холодным душем. Ребром встали вопросы: кто, почему, зачем?
Лично для меня этот кадровый переворот ощущается в двух смыслах. Во-первых, кремль (или Старая площадь) вознамерился взять застойный, но мало-мальски идеологически свободный творческий союз под жесткий контроль. Во-вторых, идеологический вектор этого контроля и последующего направления обещает быть отнюдь не русофильским, а скорее, даже сталинистским, с возвращением в практику руководства методов, активно применявшихся вождем ВКП(б) – кнут и пряник.
Кнут, вероятно, проявится в жесткой издательской и книгопродажной политике, пряник – в избирательном казенном финансировании понятливых и послушных. Чтобы было понятней, что это будет за вектор, приведу несколько имен тех, кто, судя по газетным отчетам, был наиболее активен на Съезде Писателей, без альтернатив, за считанные минуты избравшем нового председателя: Проханов, Прилепин, Поляков, Швыдкой.
Приведу и имена тех, кто в отчеты не попал и кого, вероятно, вообще ни на какой съезд не приглашали, несмотря на высокий общественный авторитет, на властвование над думами значительной части общества: Михаил Смолин, Феликс Разумовский, Леонид Решетников, Юрий Кот, Елена Семенова, Виталий Даренский, Сергей Волков, Петр Мультатули, Николай Лобастов… Без этих и других представителей общественно-литературного направления, именуемого иногда русско-консервативным, и союз писателей, и выступающий от его имени съезд вряд ли имеют право считаться представительными, скорее мы наблюдали некий идеологически отфильтрованный междусобойчик с доминированием лиц со вполне определенной идеологической физиономией.
Добавлю, что в контексте съезда писателей мелькали также имена Шахназарова, Михалкова, Богомолова, вошедших в правление СП, а также Степашина (глава Книжного союза). И еще: "С приветствием к съезду обратился Сергей Кириенко".
На последнее обстоятельство стоит обратить особое внимание. Возможно, это и есть ключ к пониманию как состоявшегося переворота, так и грядущих перемен в писательском цехе. За переворотом в Москве следует, наверно, ожидать идейных унификаций и кадровых перетрясок в провинции.
Можно попробовать смоделировать, как это произойдет в Нижнем Новгороде. На родине М. Горького сегодня две более-менее крупных писательских организации. Первая, областная, возглавляемая авторитетным прозаиком Валерием Сдобняковым, является преемником местного союза советских писателей, в ней и состоит большинство ныне пишущей братии; издается "толстый" журнал, не получивший, к слову, ни копейки господдержки. Вторая, "городская", вобрала в себя все прочие литературные силы, формально или неформально в ней участвуют Захар Прилепин, член гильдии антикваров Олег Рябов, номинальный лидер – мало кому известный даже в Нижнем поэт-юморист из Кстова Олег Захаров. Благодаря приему в организацию на правах поэтов и прозаиков влиятельных бизнесменов и депутатов Думы организация получает доступ к бюджетному финансированию, например, своего «толстого» журнала.
При всех минусах литературный процесс в Нижнем Новгороде и области сегодня раскрепощен и в идейном плане независим. Скорее всего, как раз этому и должен прийти конец, и союз писателей отныне возьмут в какие-то рукавицы наподобие ежовых. Поможет ли это созданию литературных шедевров?
На вопрос можно попытаться ответить, обратившись к тому, как работает в Нижнем Новгороде еще одна возглавляемая В.Р. Мединским организация – Российское военно-историческое общество. Если коротко, то ее реальная работа равняется нулю. Такое общество должно проводить исторические исследования, издавать труды (и не только по истории войны 1941-1945 гг.), открывать памятные знаки и монументы.
Да, кое-что в Нижнем и губернии делается. Скажем, к 100-летию Первой мировой войны вышел сборник о фронтовиках нижегородцах. Вышла книга "Русско-японская война и Нижегородский край". Издается серия о нижегородцах – Георгиевских кавалерах. Открыт памятник героям Великой войны 1914 г. Пишут и печатают статьи и книги историки и краеведы, ведут исторические рубрики местные журналы, например, «Вертикаль XXI век» В.В. Сдобнякова, «Нижегородская старина» архимандрита Тихона. Рискну сравнить: одно представительство «Русского просветительского общества имени Императора Александра III», состоящее из одного добровольца-бессеребренника и в глаза не видавшее ни копейки казенных средств, сделало на порядок больше, чем вся рать г-на Мединского, располагающая громадным административным и финансовым ресурсом.
Помню, как при подготовке сборника «Нижегородцы и Великая война 1914-1918» (к столетию войны) безуспешно пытался найти на его издание хоть какие-то деньги. Пришел с такой просьбой и к тогдашнему руководителю РВИО, предложив ему подписаться хотя бы на один экземпляр. – Ну что вам даст моя подписка? – философски промолвил он. – Вопрос надо решать масштабно. – Понятно, что потом никто из РВИО и пальцем о палец не ударил. Книгу мы издали на народные и свои личные копейки.
Но – внимание! – все это осуществляло и осуществляет отнюдь не общество Мединского. Его руководство, неизвестно кем и как избранное, вообще (для широкой публики), непонятно чем занимается. Возможно решает какие-то свои задачи.
Не то ли же самое ожидает в недалеком будущем и союз писателей, в котором "наведут порядок", который – рискну предположить – сведется к доминированию определенной личностно-идеологической группировки и закрепленной за ней прерогативе делить бюджетный пирог.
Станислав Смирнов, председатель объединения краеведов «Отчина» при Нижегородской областной организации Союза писателей России
|