Воробьёвы горы – один из семи московских холмов. Этот самый высокий живописный холм со стороны набережной Москвы-реки ограничивается крутым обрывом возвышенности, образованным при весьма длительном естественном процессе подмывания многослойного грунта правого берега напротив излучины Лужников. Высота гор у самого обрыва относительно большая, более ста метров.
Склоны Воробьёвых гор занимают обширную территорию – от устья реки Сетунь, впадающей в Москву-реку, до Андреевского моста Окружной железной дороги, перестроенной и основательно переоборудованной в последнее время в Московское центральное кольцо, по которому регулярно курсируют комфортабельные пассажирские поезда с небольшим интервалом движения. По нему же ходят и грузовые поезда, в основном, в ночное время, более свободное и удобное для беспрепятственного движения. Это кольцо в некоторых местах технологически интегрировано со сложнейшей системой метрополитена и с переходами на станции метро.
Живописные, горные склоны с высокими деревьями и низкорослым кустарником тянутся и дальше вдоль набережной и незаметно переходят в пейзажный парк Москвы – Нескучный сад, во многом сохранившийся до наших дней. На его обширной территории в давние времена располагались благоустроенные поместья дворян, возводивших себе в этих чудесных местах роскошные дворцы с беломраморными колонами и с великолепным, панорамным видом на город. Дальше по набережной Нескучный сад вливается в Парк культуры и отдыха им. Горького с небольшими островками сохранившейся живой природы и с большим прудом, уровень воды в котором постоянно поддерживается за счёт подземных источников вне зависимости от погодных условий.
Протяжённая полоса склонов на правом берегу Москвы-реки, образующая единый природный комплекс, имеет сложный холмистый рельеф с невысокими горками и небольшими горными равнинами и впадинами, с глубокими оврагами, из которых берут начало быстротекущие, проворные ручейки, спрятанные сравнительно недавно под землю в рукотворных железобетонных руслах.
Выробьёвы горы – это уникальный живой уголок, созданный в течение столетий не только самой природой, но и умелыми руками человека, и чудом сохранившийся в суровой городской среде. В давние времена здесь были посажены, прижились и растут разные деревья: вековые дубы и широколиственные клёны, раскидистые вязы и стройные липы, вечнозелёные ели и сосны, тополя с дрожащими на ветру листьями и плакучие ивы с ниспадающими ветвями.
На территории склонов есть и небольшие болотца, заросшие мхом и осокой, почти высыхающие в сухую погоду летом и покрывающиеся яркой зеленью после летних, тёплых дождей. Совсем недавно здесь рядом, в тени кустарника и деревьев, в нехоженых, тихих местах, где сохранялась вода весной и летом, селились утки, вили свои незатейливые гнёзда, и на свет появлялись шустрые, пушистые утята, готовые сразу же окунутся в воду.
Обитают на склонах гор многие виды мелких животных и птиц. Прилетают сюда ежегодно и соловьи, сладкоголосое и чарующее пение которых наполняет весной и летом всё пространство горных склонов. В небольших прудах Воробьёвых гор, удачно и умело выкопанных в давние времена и подпитываемых поземными источниками, водится разная рыба. Плавают здесь суетливые утки, а иногда, летом появляются и белоснежные, горделивые и прекрасные лебеди, почти ручные, привозимые сюда на лето из других московских заповедников.
В некоторых местах горных склонов, из-под земли пробиваются и выходят на свободу живые водные источники – родники, большинство которых в последнее время благоустроено. Родниковая вода здесь всегда прозрачная и гораздо чище, чем в родниках других парков Москвы. Зимой она совсем не замерзает, а летом весьма прохладная…
На смотровой площадке Воробьёвых гор рядом с храмом Троицы Живоначальной в очередной раз встретились коллеги Сергей Корнеевич и Иван Савельевич. Они договорились заранее продолжить беседу об истории строительства университета полувековой давности. Эта тема была интересна для обоих собеседников – им посчастливилось учиться в университете на Ленинских горах, открытие которого состоялось примерно за десять лет до их поступления на первый курс. Постояв недолго у гранитного парапета и полюбовавшись панорамой Москвы, они, спустились по каменным ступеням. Затем вышли на неширокую асфальтированную дорожку, ведущую вниз к небольшой тропе, виляющей как змейка среди холмов и деревьев на живописных склонах гор.
– Мне удалось ознакомиться с интересной и увлекательной историей строительства МГУ на Ленинских горах, которые сейчас, как и раньше, многие десятилетия назад, называются Воробьёвыми горами, – начал свой рассказ Иван Савельевич.
– Мне тоже кое-что известно о строительстве уникального университетского комплекса. Что-то я слышал от сотрудников и преподавателей физического факультета, когда я учился и работал там, будучи студентом и аспирантом. Что-то рассказывал мой ближайший родственник Иван Акимович, отец моей жены, военный инженер-строитель, секретный отдел которого готовил техническую, проектную документацию для строительства комплекса университета. Уходил он на работу слишком рано, до восхода солнца, а возвращался домой очень поздно, усталый и измождённый. И такая напряжённая, организаторская работа продолжалась ежедневно в течение нескольких лет. А в выходные дни вместо отдыха в домашней обстановке, в кругу своей семьи он подолгу засиживался за столом, осваивая специальную отечественную и зарубежную литературу и просматривая разные книги по архитектуре и строительству для разработки и составления наукоёмкой проектной документации с рабочими чертежами с учетом последних достижений в архитектуре и строительстве. За свой усердный и доблестный труд на стройке университета он получил высокие государственные награды – орден Ленина и медали. Однако ответственная и напряжённая каждодневная работа основательно надорвала его здоровье: умер он от разрыва сердца в относительно молодом возрасте, на пятьдесят шестом году жизни. Немыслимо сжатые сроки строительства были утверждены «вождём всех народов», и уложится в них было крайне трудно, если учесть, что возводимый объект был весьма сложным, необычным, оригинальным и уникальным во всех отношениях – не только по своим гигантским масштабам, но и по своему назначению. К строящемся объектам предъявлялись весьма непростые и разноплановые технологические требования для проведения учебных занятий и научных исследований на высоком уровне и для проживания в разных бытовых условиях: в общежитии студентов и аспирантов, в отдельных, благоустроенных квартирах – профессоров и преподавателей.
– Нетрудно представить, насколько сложную и трудоёмкую задачу предстояло решать архитекторам и проектировщикам, инженерам и строителям. Необходимо было в кротчайшие сроки возвести разные университетские здания, включая высотное 32-этажное, которое было первым в архитектурной и строительной практике в нашей стране в то время. Многие технологические задачи строительства приходилось решать с нуля и в сжатые сроки. Сначала надо было определить внешний архитектурный облик высотного здания. Необычно высокие сооружения известны с древнейших времён – это пирамиды Египта, храмы афинского акрополя, Кёльнский собор и многие другие. Может быть, американские небоскрёбы взять за основу, за образец? В русском зодчестве есть немало и своих великолепных архитектурных шедевров: колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля, заострённые и вознесённые к небу кремлёвские башни, высокая колокольня Новодевичьего монастыря… Вне всякого сомнения, все эти шедевры мирового и русского зодчества свидетельствуют о том, что человек способен творить чудеса. Все они были сделаны с высочайшим архитектурным мастерством и соответствовали своему времени и своему назначению. Однако, несмотря на это, всё же некоторые общие архитектурные приёмы прошлых времён легли в основу проектируемого высотного здания на Воробьёвых горах. Один из них, наиболее значимый – ярусное строение здания: на массивном и широком основании последовательно, друг за другом возводятся ярусы, которые с подъёмом вверх становятся легче и выглядят стройнее и наряднее. Устремлённые к небу, к звёздам лёгкие ярусы символизируют стремление к знаниям, которые поднимали человечество во все времена на более высокий уровень развития. Высотное здание университета увенчано пятиконечной звездой, сверкающей золотым отливом в ярких солнечных лучах, и в этом заключается его уникальность и красота, в которой сочетается земное и небесное.
– Возвышенная и образная символика вполне соответствует величественному дворцу науки на Воробьёвых горах, – продолжил Иван Савельевич. – Однако в то время пятиконечная звезда символизировала совсем другое – она, как символ советской власти, была включена в герб Советского Союза, а её пять остроконечных граней трактовались партийными «мудрецами» как пять континентов, где якобы велась борьба между трудом и капиталом, а на самом деле под влиянием отечественных самозванцев предпринималась безумная и дерзкая попытка разделять всё и всех, чтобы властвовать беспредельно везде и всюду до скончания веков. Через несколько десятилетий партийные, самозваные «мудрецы» и советская власть со своей мнимой символикой, ориентированной в «светлое будущее», остались достоянием истории, а высотное здание университета с высоким, сияющим золотом на солнце шпилем, увенчанном золотистой звездой, обрамлённой колосьями, до сих пор стоит на прочном, надёжном фундаменте и вызывает самые возвышенные, самые трепетные чувства у всякого прохожего, обратившего свой взор на землю и небо, дабы увидеть истинную красоту, созданную руками человека.
– Пусть эта рукотворная золочёная звезда символизирует не пять континентов для построения «светлого будущего» с великим множеством безвинных человеческих жертв, а совсем другое и возвышенное – яркую Полярную звезду, которая во все времена на всех пяти континентах указывала и указывает единственный и правильный путь любому путнику, способному восхищаться красотой звёздного неба. Пусть она, кроме того, подобно Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Иисуса Христа, ознаменовавшем начало новой эры в истории человечества, ведёт к познанию духовного мира и вечной жизни. Пусть эта университетская звезда напоминает лишь одну из великого множества далёких мерцающих звёзд безграничной Вселенной, познать тайны которой стремились все любознательные, пытливые люди во все времена от начала сотворения мира. И наконец, эта высоко вознесённая звезда – символ надежды, окрыляющей души молодых людей, покоряющих вершины Воробьёвых гор.
– Может быть, глубоко символично, что первые шаги человека во Вселенную, пусть и не совсем далёкую, сделал 12 апреля 1961 года наш соотечественник Юрий Гагарин, совершив первый в мире полёт в космос ровно через 12 лет после торжественной закладки фундамента главного здания МГУ, произведённой в тот же день, 12 апреля 1949 года. Это величайшее научно-технологическое достижение выдающихся отечественных учёных и инженеров в освоении космоса красноречиво свидетельствует: фундаментальные и прикладные знания, обретённые в университете и в других учебных заведениях, пусть и не сразу, но всё же приносят свои драгоценные плоды, если государство обращено лицом к науке и образованию.
– Мои университетские коллеги рассказывали о том, что на начальной стадии проектирования высотное здание МГУ увенчивалось вовсе не пятиконечной, золочёной звездой, а огромной скульптурой Ленина. Насколько достоверно такое утверждение?
– Как следует из архивных документов, на заседании учёного совета МГУ в ноябре 1948 года демонстрировались эскизы и макет нового здания, а главный архитектор проекта Лев Руднев пояснил, что строительство будет производится в районе Ленинских гор на огромной территории, площадью более 110 гектар, и что высотное здание высотой 180 метров будет увенчано скульптурой Ленина.
– Известно и другое, – добавил Сергей Корнеевич, – гораздо раньше на Ленинских горах планировалось построить гигантский дворец советов с той же скульптурой под облаками, то есть соорудить Вавилонскую советскую башню с идолом в облаках. Такой проект был разработан отечественными архитекторами, и строительство заоблачного дворца, символа советской власти, было начато не на Ленинских горах, а в центре Москвы, на месте варварски взорванного и снесённого во время безбожной власти великолепного Храма Христа Спасителя. Вавилонский советский дворец так и не был сооружён в эпоху недостроенного «социализма, переходящего в стадию коммунизма», с многомиллионными человеческими жертвами. Время расставило всё на свои места – спустя почти полвека рухнула советская власть самозванцев и на прежнем, святом месте восстановлен по воле Божией замечательный Храм Христа Спасителя, а гигантский дом советов с идолом в облаках, как один из лукавых символов самозваной власти, остался лишь на красивых картинках и на рабочих чертежах, напоминающих о несбывшемся «светлом будущем». Ленинским горам вернули прежнее историческое название – Воробьёвы горы.
– На Воробьёвых горах не удалось построить Вавилонскую советскую башню, но возведён уникальный дворец науки, куда со всей необъятной России и со всех стран пяти континентов приезжали и приезжают студенты учиться, испытывая при этом великое чувство радости от познания сокровенных тайн природы и человека.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 3-е изд., М.: Директ-Медиа, 2024.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков Степан Харланович
|