
Пятница. 1 января 1910. За ночь немного подморозило. Весь день сыпались поздравительные телеграммы; это единственное темное пятно, а то жизнь здесь, среди тишины - наслаждение. Обедню стояли - мальчики на клиросе, а я в алтаре... Попытаюсь приступить сегодня к давно задуманной евангельской поэме.
Решимость К.Р. писать на Евангельскую тему вызывана его неиссякаемой верой, которая зиждется на тведом уповании, что ничего в этой жизни не происходит без воли Божией.
Суббота. 2. В первые два дня наступившего года подвинул немного «Царя Иудейского». Но очень опасаюсь, что это будет слабое, неудачное произведение... Ходили на лыжах. И что был за вечер: на бледно-голубом небе сиял узкий серп нового месяца, и горела вечерняя звезда. А внизу везде белый, белый снег.
Вторник. 5. Последний вечер в дорогом Осташеве! Сегодня опять оттепель, с утра мело. Мы проспали, и, когда после кофе вышли из дому в церковь, нам навстречу шел народ с кувшинчиками со св. водой: служба уже отошла. Позднее батюшка приходил кропить наш дом. К обеду пригласили женщину-врача здешней земской больницы Дору Семеновну. По фамилии ее никто не называет. Днем показывалось солнце, в 4 часу оно уже было на закате, и с реки было видно, как отливали золотом окна нашего дома. Между облаков кое-где проглядывало бледно-голубое небо, а снег ослепительно белый. Так красиво! Воскресенье.
10 января. ...С нового года я очень одушевлен своей Евангельской драмой, и она не выходит у меня из головы. - Был в морском сюртуке на выставке Художествен. произведений моряков, устроенной в Академии наук в пользу построения храма в память моряков, погибших в войне с Японией. - Вечером в Павловске до поздней ночи с жаром и увлечением писал монолог Никодима, в котором переложил стихами слова Спасителя из III главы Евангелия от Иоанна.
Работа над драмой «Царь Иудейский» требовала тщательной проработки всех событий, исторической и духовной достоверности. В примечаниях к драме К.Р. пишет о бичевании Господа, которые нельзя не читать без внутреннего содрогания – насколько же жесток грешный человек и насколько праведен Творец всего, справедлив, кроток и смиренен сердцем…
Своей драмой К.Р. предвосхитил драму всей России, идущей крестными путем в Царство не от мира сего. У Святой Руси в 1917 году было свое бичевание, надевание тернового венца и восхождение на Голгофу.
Воскресенье. 14 февр. Сегодня получил приказ, подписанный Государем вчера, о назначении меня Генерал-Инспектором военно-учебных заведений. Благослови, Господи!
Еще и марта нет, а снег
Уж тает, обнажая землю.
Я вешних вод веселый бег
Опять, обрадованный, внемлю.
Струи взломали хрупкий лед,
Грачи обратно прилетели...
Пройдет еще две-три недели -
И мир воскреснет, зацветет.
Пригрей, о, солнце, землю лаской
Твоих живительных лучей
И оживи весенней сказкой
Глухую мертвенность полей!
Зазимовавшею душою
Пора очнуться ото сна:
Добра и света дай, весна,
И мне в борьбе со злом и тьмою!
И вновь тема Воскресения и Пасхи. Как важно не омертветь душой, стать глухой землей и только прятать и хоронить чувства от других. Поэт просит помощи у Бога – Вечной Весны очнуться от всего, что мешает любить и творить, помогать другим и, прежде всего, самому себе в непримиримой борьбе зла с Добром, тьмы со Светом.
Среда. 3. Март. В церкви, как ни стараюсь внимательно прислушиваться к любимым и хорошо знакомым словам великопостного Богослужения, а мысли часто уносятся в область творчества; задумываешь новые произведения, исправляешь старые, переделываешь то, что пишешь в настоящее время…
Очень ценную мысль высказал К.Р. в отношении влияния Богослужения на мысли человека и на творение им не одних стихов, но самой жизни по заповедям Божьим. Вне Церкви невозможно быть народным поэтом и вообще стоящим человеком невозможно стать. Новое, необычное, чудотворное, святое, духовное может родиться только в церковном сознании, в предстоянии Творцу всего видимого и невидимого. От Бога и масштабы творчества, и язык, и содержание, и дух, вообще все, кроме греха. Поэтому, кто вне Церкви, вне Тела Христова – народа Божия, тот не будет жить в нем, поскольку он пребывает в грехе и не знает святой жизни и деятельности. Особенно важно для любого творца в любой области, но особенно поэта, - это достойное причащение Святых Христовых Тайн. Человек есть существо, в отличии от животного, словесное и Бог есть Слово, поэтому их соединение в Таинстве Святого Причастия настолько важно, что определяет всю дальнейшую жизнь причастника и его творчество. Причастность к Богу уничтожает болезни души, не дает им развиваться. Человек духовно прозревает, исцеляется и не видит иного смысла жизни на земле, как быть с Богом. Более того, возросшую любовь к Богу и ближнему не начинает изливать в духовных песнопениях и это посреди мира, лежащего во зле, где правят грехи, болезни и смерть! Разве это не чудо Божие!? Это самое настоящее чудо, способное привести и других от уныния к вере, от смерти в Жизнь Вечную.
Среда. 10 марта. ...Заходил в Казанский Собор и в Храм Воскресения.
Киев. Среда. 21 апреля. Прибыл в Киев к 8-ми утра. Встреча: генерал-губернатор Трепов (киевский генерал-губернатор Ф.Ф.Трепов – скончался в эмиграции в Ницце – прим. авт.), командующий войсками генерал-адъютант Н.И.Иванов, власти военныя и гражданския, почетный караул от Бессарабскаго пехотнаго полка… Трепов за мной заехал и в карете повез в Лавру. Там от ворот до колокольни выстроились юнкера Киевского военнаго училища. Зашел к Митрополиту Флавиану в его кельи. С ним я знаком лет 8, с освящения церкви в Сумском корпусе. Он еще очень бодр для своих 70 лет (Митрополит Флавиан скончается в один год с К.Р. – прим. авт.). К обедне в Великой Лаврской церкви пришел перед чтением Евангелия. Посреди церкви были выставлены под балдахином мощи преподобной Евфросинии, накануне принесенные сюда из Благовещенской церкви Дальних пещер. Литургию совершали епископы Серафим (Мещеряков, из крестьян) Полоцкий и Витебский (казнен после второго ареста 7 мая 1933 года, место погребения неизвестно – прим. авт.), и Иннокентий Каневский. Долго длилась служба… Ездил с Треповым в Дальния пещеры: хотел видеть Благовещенскую церковь, где 700 лет пролежали мощи преподобной Княжны. Заезжал к Треповым. Побывал в корпусе… Заехал к А.Ф.Гирсу. Отдохнув и пообедав во дворце, поехал с Треповым в Лавру ко всенощной. Было 8 часов, а она началась уже в 6. Поклонялись мощам, Митрополит помазывал елеем. В 10 - кончилось.
Иерусалим во времена Христа представлялся в виде открывающейся взору величественной картины – «там, в правой стороне, над ужасною бездною возвышался храм Иерусалимский и по многочисленным, блистательной белизны, мраморным столбам своим казался искусственною громадою льдов, с золотым куполом, от коего лучи полдневного солнца отражались, по замечанию Флавия, безчисленными молниями. Наружное великолепие его еще сильно напоминало счастливые времена Давида и Соломона; но он был уже окружен мерзостию запустения…» (из примечаний к драме К.Р. «Царь Иудейский»).
Четверг. 22 апреля …К счастью, дождь за ночь прошел, утро было хотя прохладное, но солнечное… Трепов заехал за мной и повез в Лавру к обедне. От святых ворот до входа в Великую церковь протянулись войска и знаменосцы «Союза русск<аго> народа» и других патриотических обществ, кричавшие мне «ура». В конце Литургии находящиеся в церкви начали подходить к мощам с последним целованием. Заметил нескольких женщин и монахов с заплаканными лицами. Убрали балдахин над мощами и после Литургии духовенство подняло раку на руки. Митрополит пригласил меня принять участие в несении мощей, и я поддерживал их у головы справа, пока раку обносили вокруг Великой церкви снаружи и потом пошли с нею к выходу из Лавры. Отсюда по всему пути следования до самой днепровской пристани по обе стороны шествия протянулись шпалерами войска. Было всего 11 000 солдат в строю. Стал на свое место, позади духовенства, и принял рапорт от командующаго парадом. В некотором разстоянии за мною шли власти, за ними – по роте от Киевскаго корпуса и Киевскаго военнаго училища. При прохождении мощей войска брали «на караул», оркестр, следовавший позади, все время играл «Коль славен». У церквей шествие останавливалось и служили краткое молебствие, причем войска обнажали головы и брали «на молитву». Окна, балконы и крыши домов были густо усеяны зрителями. Порядок везде образцовый. Весь путь был около 5 верст. Мощи поставили на пароход, который повез их вверх по Днепру до Орши. Много пароходов стояло на реке… На обратном пути во дворец я ехал с командующим войсками и здоровался с войсками. В 3-м часу – обед у Треповых. Ездил с генерал-адъютантом Ивановым в Киевское училище. По случаю праздников налицо было только около четверти всех юнкеров, однако более ста.
Воскресенье. 25 апреля. Утром являлся Государю. Он согласен, чтобы я был его представителем и в Полоцке на торжествах водворения мощей преподобной Евфросинии в ея монастыре…
Святой путь покровительницы женского монашества на Руси и первой прославленной в лике святых деве России Преподобной Евфросинии соединяется с судьбами Романовых. Словно бы сомкнулись неразрывно святые Рюриковичи и святые Романовы. А дело все в том, что скончалась Преподобная Игумения почти 850 лет назад в Святом Иерусалиме, там, где пребывают мощи другой настоятельницы – преподобной Елисаветы Федоровны Романовы и инокини Варвары, а также погребена и дочь К.Р. – Татьяна, игумения Тамара.
СОНЕТ
Д.С.Арсеньеву
Ты в моряки идешь; то славное влеченье:
Оно пленяет всех, кто бодр и смел душой.
Мятежный океан и в мир грозит войной
И в буре отдых шлет усталому в сраженье.
Но чтоб высокое исполнить назначенье,
У Бога доблести проси на подвиг свой;
Не может обойтись без них солдатский строй, -
Вдвойне их требует - матросское служенье:
Готовься жертвовать и жизнью вместе с кровью,
Люби Отечество горячею любовью
И с гордой радостью честь флага защищай.
Безчувствен к похвалам, к наградам равнодушен,
Единой совести внушеньям будь послушен
И, мздой гнушаяся, успехи презирай.
Павловск 7 мая 1910
Страсти Господа и Крест Господний живо напоминают нам о ВЕНЦЕ ГОСПОДА. К.Р. в примечаниях к драме «Царь Иудейский» подробно пишет о нем. Теперь мы понимаем, что очень часто мир предлагает нам увитый лаврами венец, но при надевании его, сразу ощущаешь тайные иглы, которые язвят чело. Мир только обещает наградить всем, чего пожелает душа, но наступает смерть и где все мирское, так безрассудно ценимое нами? Казнители Христа издевались над Богом и венчали его терновым венцом для еще больших страданий. Но по Своем Воскресении этот терновый венец обратился в венец Безсмертной Жизни. Как и крест – орудие казни до Христа, стал после Воскресения Животворящим Древом Божьим, так и терновый мучительный венец обратился в венец Вечной Небесной Славы Божией. Зло ничего не может сделать с Любовью! Терновый венец Христа живо и без лишних слов напоминает нам об узком, тесном пути, ведущим в Царство Небесное.
Воскр<есенье>. 23 мая. Память препод<обной> Евфросинии. В 11 Оля за мною заехала и повезла меня в монастырь к обедне. По ея окончании мощи обнесли вокруг церкви и, наконец, водворили в Преображенском храме, выстроенном Преподобною более 7 веков назад. Все были растроганы. Потом в трапезной был продолжительный завтрак. На обратном пути в Полоцк я, едучи с Олей в коляске, здоровался с войсками и благодарил их за службу.
Вознесение. 27 мая… Оля приехала к обедне. Чудная жаркая погода. Олег и Игорь с Ермолинским вернулись из Полоцка. Ермолинский передавал об исцелении монахини в день перенесения мощей преп<одобной> Евфросинии из Полоцкаго собора в Крестовоздвиженскую монастырскую церковь. Эту монахиню лечил старш<ий> врач Полоцкаго кад<етскаго> корпуса А.М.Мансветов, считавший ее приговоренной к смерти. У нея была круглая язва желудка, болезнь сердца, пролежни. После того как 22 мая мы пронесли над ней святыя мощи, она исцелилась. Сердце у ней действует теперь правильно, пролежни исчезли, она ходит, а до того не держалась на ногах. Недаром на арке в Полоцке при входе на Кадетский плац надпись гласила: «Дивен Бог во Святых Своих».
Сонет
О, радость утра ясного весной!
Ты ласточек навеяна крылами.
Вы, незабудки, споря с небесами,
Так празднично убрались бирюзой.
О, летний день! Сияя над землей,
Ты теплыми даришь ее лучами
И мака знойными во ржи цветами
И жаворонка песней заливной.
О, золотистость осени печальной!
Скорбь увяданья, грусти красота
И журавлей отлет зарей прощальной.
О, зимней ночи жуть и нагота!
Зловещий ворон в белизне хрустальной
И лунный свет, и глушь, и немота...
На примере весны, лета, осени и зимы поэт показывает разные состояния человека и его души. Если весна – это начало и расцвет жизни, то лето – ее торжество и полнота, осень – угасание и зима – кончина и смерть. Но при чтении этого сонета К.Р. не оставляет ощущение, что после зимней жути и наготы, всего зловещего, что было у каждого в жизни, глуши и немоты, придет Вечная Весна Божества – Воскресение и радости нашей уже не будет конца.
Пяти. 3 дек. ...В газетах опять говорится о студенческих безпорядках на сходках по поводу самоубийства политического убийцы Сазонова. И опять наши власти не могут ни предупредить безобразий, ни справиться с ними.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |