
После гигантов поэзии – Батюшкова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева Фету было трудно сказать новое слово, показать совсем другой ракурс в отражении все тех же тем любви, верности, радости, горя, жизни, смерти и т.д.. Но Фет справился с задачей, избрав особую интимность и доверительность. В условиях нарастания терроризма и нигилизма прежние формы и методы не работали или срабатывали слабо. Поэтому-то стихам Фета весьма многие удивились и даже их не приняли, так как фетовские шедевры развенчивали революционные бредни и свидетельствовали о противоположном. Мечты великого стихотворца - не чета планам и мечтаниям атеистов, демократов и либералов. Мечты лучших людей России основаны на любви и доверии к Богу.
Отгадывание великих личностей и плодов их труда – занятие очень важное и не безполезное. Такое изучение ради обретения и нами веры и любви не проходит безследно. Если мы посвящаем жизнь высокому, небесному, то и они нас не забывают и помогают таинственным, непостижимым образом. Конечно, было бы дерзостью утверждать, что мы знаем, например, всего Фета или всего Рубцова. Один Бог знает все Свое творение исчерпывающе и до конца. И Бог дает знание о другом человеке в той мере, какой будет полезно нашей душе и другим.
Правильное, а не искаженное представление о добрых гениях народа настолько важно, что если бы мы свято носили в сердце образы наших всенародных ангелов милостивого слова, то и стали бы похожи на них и внутреннее, и внешне. Идя с тем же Фетом и Рубцовым по жизни, сверяя по ним свое нравственное состояние, невозможно стать негодяем, и, наоборот, если набраться от всяких надсонов, демьянов бедных и прочих пустобрехов, то можно запросто свихнуться и стать прислужником лукавого.
Поэзия – горение сердца к Богу. Именно по этой причине люди и величают божественным все легкое, гармоничное, прекрасное, в отличие от всего другого, что тяготит, давит, расстраивает, разрушает.
Сочетание поэтов во времени и в Вечности происходит по-разному – тут и прямые аналогии, и косвенные признаки, и таинственные духовные переплетения, и необычное сцепление смыслов. Помните у Лермонтова - «И звезда с звездою говорит». Фет пишет:
Одна звезда меж всеми дышит
И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит…
И тут же вездесуший Рубцов
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали…
Поэт Фет ставит заключительную точку
И все, что лучом их (звезд – прим. авт.) случайным
Далеко или близко объято,
Блаженством овеяно тайным…
Для обывателей звезды далеки и холодны, но для поэтов – они олицетворение света, отождествление горящих неземной любовью душ. В Библии сказано, что «звезды спадут», то есть земная слава не Богом превознесенных и прославленных людей спадет быстро, как спал с Неба враг Божий и человеческий. На Божьем небосклоне останутся светить добрые огоньки любви веры
Фет: Чем мы горим, светить готово
Во тьме ночей;
И счастья ищем мы земного
Не у людей
Рубцов: Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…
Отличие Рубцова от Фета в том, что он в максимальной степени удалился от недосказанности, сохранив в то же время иносказательность и особую образность, без чего нет поэзии. И причина - в разности эпох, в которых творили Фет и Рубцов. Афанасий Фет жил и писал в Царской России, а Николай Рубцов – в завоеванной безбожием стране. Фет недосказанностью и интимностью приближал людей к Богу, которые в силу отступления от Господа становились все более рациональными и прагматичными. Веры хоть и не хватало, но она еще худо-бедно цементировала общество. Рубцов же творил в эпоху разрушения и поругания православной народной веры, что заставляло поэта искать свой язык и свои формы в изображении правды, чтобы помочь людям устоять в море зла. Рубцов уже не хотел писать о тучках дружных, прозрачных облаках, ласках под ресницами и т.д.. Романсовость вообще была не характерна для безбожного советского строя. Романс считался «пережитком эпохи». Надо было строить «социализм» и «коммунизм» без Бога. Лжи и безчестию атеизма, как обожествление материализма, поэт Рубцов противопоставил искренность, честность, «добрую», потому что правильно славящую Христа, «веру». Эта честность перед Богом и людьми дорого далась Николаю Рубцову, и он погиб, как добропобедный воин духа, но то дело, ради которого родился, жил и творил Рубцов, не может сгинуть и исчезнуть. Что вечно и чисто будет всегда, а вот зла, греха и смерти точно когда-нибудь да не будет. Враги пытаются представить поэта Н.Рубцова «умершим в результате бытовой ссоры» и чуть ли не из-за «безчестного поведения» в ходе нее, но это все ложь. Кто будет верить россказням убийцы? Перед лицом смерти поэт проявил мужество и предпочел безропотно и скромно умереть от рук врага, как он того и желал. В смертный час его великая светлая душа и рассудок улыбнулись друг другу… Мы не знаем, как именно и чем был убит поэт Николай Рубцов, но, видя истерзанное горло с многочисленными следами истязаний, душа любого человека содрогается от свершившегося злодеяния. Причем, жестокое убийство было совершено ни раньше и не позже, а именно ночью в великий христианский праздник Богоявления Господня. А это уже наталкивает на мысль о ритуальном характере убийства поэта, о его заклании, как агнца, в ночь на Крещение 1971 года. Не для того ли столько лжи и клеветы выплеснуто на невинно убиенного Рубцова, чтобы под этой черной дымовой завесой скрыть, повторим, сакральный, преднамеренный характер устранения на тот момент первого поэта в СССР. Выше мы уже говорили, что фактически и в отношении поэта А,А.Фета было совершено злодеяние со стороны советской литературщины, когда религиозная сторона его творчества всячески замалчивалась, а сам поэт выставлялся, как «ретроград» и «чудак». До сих пор ходу различные басни о великих поэтах России и мира, в том числе Фета и Рубцова. Если невозможно опорочить и принизить стихотворные шедевры, хотя и это делалось, то в ход идет очернение их жизни. Например, о поэте Фете совершенно надуманы, видимо в расчете на то, что не будут докапываться нелюбопытные и ленивые, истории с возвращением ему дворянского звания, взаимоотношений с Лазич, «попытки самоубийства» перед кончиной и др.. Кому-то очень хочется представить великих русских поэтов совсем в негативном свете, смотришь, и интерес к христианской человеколюбивой поэзии России снизится, и люди будут питаться не совершенными стихами, а разного рода информацией и пропагандой.
Но время идет, и время показывает, что интерес к великим стихотворцам Руси не угасает. Наоборот, в пору нарастания глобальных опасностей читатели снова и снова обращаются к совершенным стихам, воодушевляясь в борьбе против духовного зла. Роль поэзии в духовно-нравственном воспитании, особенно молодежи, еще нами не прочувствована, потому что в советское время изучалась совсем не та поэзия, далекая от духовных традиций и чаяний народа. И вот когда мы всерьез возьмемся за поэзию великих гениев слова, то окажется, что мы мало, видим, мало знаем, поэтому-то мы такие неразвитые, ограниченные и легко поддаемся на информационное мошенничество и проделки массовой культуры. Прежде всего, мы не знаем поэзии Евангелия и Псалтыри, составленных древними стихами. Мы не молимся или молимся от случая к случаю, поэтому строка Фета «Молятся звезды, мерцают и рдеют…» для нас не понятна, и кажется преувеличением, просто красивой метафорой. А это ведь святые молятся безпрерывно о нас на Небе!
Рубцов прекрасно понимал Фета, когда тот вещал
От огней, от толпы безпощадной
Незаметно бежали мы прочь…
«Толпа», «чернь» - все это олицетворение взбесившихся неверов и миролюбцев, живущих только для себя. Об этой толпе, жадной на все земное, писал еще Лермонтов: «Вы жадною толпой, стоящие у трона…» Свободы и славы гениев палачи таятся под сенью «прав» и «свобод», сделали себя якобы «элитами» и «сливками» общества, а на самом деле они и есть самые безпощадные уничтожители всего доброго и святого. Святость мешает жить привычно, по греху, поэтому нередко честные труды поэтов игнорируются, искажаются и преследуются, особенно после 1917 года в России, когда над обществом возобладала мрачная идеология, вернее сказать, ложь о якобы «счастливом будущем». Поэзия духа была заменена пустыми и ничем не подкрепленными россказнями, в которые заставляли верить. Кто сопротивлялся, тех ждала печальная участь. Поэтому самым настоящим чудом в СССР было вовсе не диссидентство, не барды и не что другое, мелькнувшее на время, а явление великого русского поэта Николая Рубцова. Как будто и не было «русских революций» (а на самом деле государственных переворотов), не было засилья безбожной пропаганды и партийной номенклатуры. Зазвучал мужественный, смиренный, любящий голос России в веках! Этот голос был обращен к каждому сердцу в мире. Этот голос возвещал: «Люби и жалей», не смотря ни на что, и будь готов с честью умереть за Бога и Родину, если враги посягнут на душу и самое святое. В стихах Николая Рубцова предстала тихая молитвенная Русь, идущая через скорби в Царство Небесное. Стихи Рубцова произвели в определенных кругах эффект вдруг внезапно расколовшейся выси во время грозы. Старательно насаживаемое безбожие не выдержало явления силы правды и любви всего лишь одного поэта!
С каждой избою и тучею,
С громом готовым упасть,
Чувствую самую жгучую
И безсмертную связь
Все лучшее от Бога, все зло – от дьявола и нераскаянных в грехах людей. Земное, временное, тленно томит, не находя исхода
Я был один в безскрайнем мертвом поле… (Н.Рубцов)
-----------------------------------------------------------------------
Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни – и не ждешь! (А.Фет)
Совсем иное Небесное!
Луна чиста. Вон с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь (А.Фет)
-----------------------------------------------------------
И счастлив я, пока на белом свете
Горит, горит звезда моих полей… (Н.Рубцов)
Все, что без греха и зла есть Божие Вечное достояние! Никто из людей не отменит малейшего Божиего. Только Божие Вечное – радостно и блаженно. А краткое время земной жизни дано человеку для приготовления к Вечной Жизни.
Русская Стратегия |