Исаа́к Изра́илевич Минц (1896—1991) — советский историк, специалист по новейшей истории, «один из официальных и наиболее почитаемых лидеров советской исторической науки». Доктор исторических наук (1936), профессор, член-корреспондент (1939), действительный член АН СССР по Отделению истории и философии (1946). Лауреат Ленинской (1974) и Сталинских (1943, 1946) премий, Герой Социалистического Труда (1976).
Исаак родился в 1896 году в семье местечкового еврейского лавочника. Вступил в РСДРП в апреле 1917 года. В годы Гражданской войны воевал против русских православных людей в должности комиссара 46-й стрелковой дивизии и Корпуса Червонного казачества РККА (вот такие "казаки" были в "красном казачестве").
Минц всячески поддерживал создание красной украинской республики, отдельной от России. В 1926 году окончил Институт красной профессуры и начал преподавать - вешать гоям лапшу на уши. И пошёл стремительный взлёт карьеры до доктора наук, профессора и академика.
Кайфовал академик Минц до конца 1940-х годов, а потом был объявлен "безродным космополитом, претенциозно выдававшим себя за основоположника истории советского общества". Но всё же благополучно остался на плаву и продолжил професСорить, прославлять "Великую Октябрьскую" и писать историю КПСС. В почете и сытости дожил до 95 лет.
Организатор антикосмополитической кампании в МГУ профессор А. Л. Сидоров вспоминал о Минце: "Он оставлял впечатление человека, склонного вилять, говорить в лицо одно, а за глаза делать другое. Личной храбростью и мужеством он не отличался, зато способность собирать своих людей, группировать их, поддерживать лиц определённой национальности, несомненна. Я считаю своей заслугой, что в… [19]49 г. выставил его из университета, где он собрал комплекс сил и заведовал кафедрой. Там, где появлялся Минц, появлялись исключительно евреи. Я не против евреев, среди которых у меня много друзей и много учеников, но я против того, чтобы собирали и группировали только их (выдавливая всех остальных), как это делал Минц".
По словам своего ученика Г. З. Иоффе, Минц "был сверхпослушный член партии. Указания ЦК, обкома, райкома, любого партийного мальчишки-инструктора были для него законом. Несмотря на своё высокое положение, он боялся… своей партии! За всем этим, думается, стояли многочисленные идеологические проработки, наблюдателем и жертвой которых он был. Особый след, пожалуй, оставили „космополитическая кампания“ и „Дело врачей“. К этому делу Минц оказался причастен. Тогда, зимой 1953 года, это он (и некий Хавинсон) объезжали высокопоставленных и знаменитых евреев, собирая их подписи под письмом, осуждающим „убийц в белых халатах“ и заверяющим партию в преданности еврейского народа".
Исаак Израилевич Минц вдохновлялся идеями старшего товарища, который всем известен как "Емельян Михайлович Ярославский", урожденный Миней Израилевич Губельман. Тот самый, который возглявлял "Союз воинствующих безбожников".
Однажды академику Минцу пришлось сидеть рядом с Губельманом-Ярославским на важном мероприятии. Шла XVIII партийная конференция. Минц сказал:
– Какое великое время мы переживаем, Емельян Михайлович! Я ведь каждый день подробно описываю в дневнике, чтобы для потомков сохранились даже мельчайшие детали нашей замечательной эпохи.
Многоопытный Губельман осадил Минца:
– Этот дневник будет главным вещественным доказательством на вашем процессе.
Напуганный Минц закопал свой дневник на даче. Старший брат во Израиле научил Исаака быть архиосторожным.
"Русская правда. Перекрёстки бытия" - вк |