Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8756]
- Аналитика [8347]
- Разное [3746]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июль 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Июль » 29 » Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.8.
    12:51
    Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.8.

    Когда люди читают чистые, светлые, добрые, одним словом, гениальные, божественные стихи, они радуются, как дети, настолько они ошеломительны, своеобразны, увлекательны, глубоки и органичны. Но мало кто задумывается над тем, чего стоило поэту написать их. Про Фета говорили – «помещик», про Рубцова – «не работает», но никто не спрашивал у самих поэтов, какой ценой даются им стихотворные шедевры. Поэтому поэты уходят рано с истерзанным сердцем. Слишком много зависти черни и слишком мало людской поддержки… Но чувство исполненного долга перевешивает все на свете. Представьте, если бы у нас не было великих поэтов, а были бы одни надсоны, черные, демьяны и иже с ними. Не жизнь бы была, а сплошная сухая проза! Мы вовсе не боготворим великих поэтов, но воздаем им должное хоть в какой-то степени. Если бы они не жертвовали многим в жизни ради торжества веры и любви, то нам было бы на земле куда как неуютнее и горше. Вопреки греховным бурям и волнениям, поэты вещают Небесное.

    И откуда берется такое,

    Что на ветках мерцает роса,

    И над родиной, полной покоя,

    Так светлы по ночам небеса!

    Поэты видят через боль - блаженство, через временные страдания – воскресение, через оскорбления – прощение, через слезы - любовь, через смерть – Жизнь.

    Звезды же крупные в лучах

    Говорят в небесах:

    Вечный – свят, свят, свят!

    В небе чутко и светло.

    Неподвижное крыло

    За плечом молчит, -

    Нет движенья; лишь порой

    Бриллиантовой слезой

    Ангел пролетит

    Для Фета стих - «жемчужина общего, вековечного». Фет: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя. Хотя бы меня самого, под страхом казни, уличали в таких повторениях, я, и сознавшись в них, не могу их не порицать. Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства. Стихотворение, подобно птице, пленяет или задушевным пением, или блестящим хвостом, часто даже не собственным, а блестящим хвостом сравнения. Во всяком случае, вся его сила должна сосредоточиваться в последнем куплете, чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука».

    Свои взгляды на поэзию и поэтов Рубцов высказывал и в стихах, и в письмах, и в рецензиях на стихи других авторов. Поэт писал, что «если нет в душе ни радости, ни горя», то за что бы не взялся пишущий рифмы, толка большого не будет. Не шуметь надо, не выступать в стихах, а петь! Тогда любая вещь и любой предмет в мире высветятся совсем в другом - неожиданном свете, и это будет интересно многим.

                   И я клянусь

     Любою клятвой мира,

     Что буду славить

      эти небеса…

    Славить жизнь вопреки смерти – это ли не задача задач любого живущего на земле! Будь так, горя бы и страданий стало намного меньше. Но очень многие не видят прекрасного купола синих небес, ибо житейское заслоняет от них Небесного Бога, поэтому и живут они не лучше зверей и птиц: ни с чем родились в мир и такими же нагими безследно исчезают с лица земли, не оставляя о себе никакой особой памяти. Не так поэт! Скажите имя «Пушкин» или «Есенин» - и сердце сразу улыбнется и радостно забьется. Идешь, читаешь «Тихую родину» и от сердца убегает печаль, уныние, разбегается тьма. А все потому, что стихи великих поэтов Православной Руси – это молитвы, это безценный капитал.

    В советское время мы изучали не тех и не так, как надо для духовно-церковного воспитания души. Котировались поэты и писатели гуманистической направленности, отражавшие социальные вопросы, не более того. Бог был в стороне, а то и просто критиковался за ненадобностью. Но если от мухи бывает тяжело отмахнуться, то как отмахнешься от Создателя всего видимого и невидимого?! Это же смешно, да и просто безумие самое настоящее. Речет безумец в сердце своем, что «все тут на земле только до могилы, а там пропади все пропадом без нас», «мы уничтожимся», «ничего не жаль». Отсюда и все сумасшествие на земле – зависть, ненависть, грабежи, воровство, блуд, войны, убийства и т.д.. Сколько в советское время не работали, не пели, не плясали, а выходит в конечном итоге – ничто, могила, да еще и ради непонятного «светлого будущего». Советский режим основные вопросы жизни и смерти затолкал вглубь, так и ничего толком не решив, поэтому и не стало СССР, а воскресла все та же Святая Русь – страна Христа, Пресвятой Богородицы, страна кающихся подвижников духа. Ради нескольких праведников Бог готов миловать города и веси. Советское государство отреклось от Святости, от Церкви, подмяв все под себя и нивелировав население, чтобы оно более-менее сносно выживало. Но стоило сбросить все идеологические маски, те же совковые деятели ринулись в наживу и стяжательство в 90-е годы, не особо заботясь о народе. Но уж «лучше» так, когда все обнажено до предела, чем слушать парадные речи и глотать лозунги. Нравственность без Бога ровным счетом ничего не стоит – это красивая могила, не более того. Действенны только безмерная Божественная и человеческая любовь, основанные на самопожертвовании. Сердце, полное любви, не думает о себе, оно приносит себя в жертву и желает помочь всем без разбора. Такое великое любящее сердце бьется в груди наших русских поэтов! Вот почему великих стихотворцев Руси можно смело величать самыми лучшими воспитателями наших душ! Они созидают в нас слово, верное любви, и этим восхищают нас от зла. Они создают в нас божественные настроения. Они составляют благоуханный цвет нации. Они есть лучшее выражение России в веках! Пока есть поэзия любви, нас невозможно победить.

    Такие поэты, как Фет и Рубцов доказывают, что Россия – это не география и государственность, а нечто гораздо большее и важное, чем большая территория с флагом, гимном и населением. «Россия - это некоторая лирическая величина. Иная энергия. Другими словами, я Россию определить не могу. Россия - это сплошная тайна, а ещё некая общность людей. Без этого и Россия не Россия!» - писал композитор Г.Свиридов. Достаточно сравнить Русскую Поэзию с поэзией Запада, чтобы понять, о чем речь. И на Западе есть гениальные поэты и гениальная поэзия, вернее сказать сегодня – были. Пока в России ХХ века гнобили и казнили поэтов, Запад благодушествовал и гордился своими материальными «достижениями». Итог печален – угасание духовности, поэзии. Но это, видимо, и надо хозяевам мира сего. Запечатлеть все в букве и цифре – вот антихристианская сверхзадача современности, выполнение которой подготавливает приход сына погибели.

    Почему так важно искусство высокой поэзии духа именно в наше время? Мы говорили выше, что без поэзии чувства сохнут и вянут. Многие ли читают с благоговением стихи Евангелия и Псалтыри? Доходит до того, что люди начинают перетолковывать Святое Евангелие. Они придают особое значение не тому, что говорит Господь, чтобы исполнить Божие, но маловажным вещам. Недавно в интернете услышал, как один лжестарец убеждал всех, что без произнесения в конце молитвы «аминь», молитва… не действительна. Ересей и мнений развелось столько, что человеку некуда от них деваться. В этом смысле высокая поэзия отвечает всем критериям правды и любви. Поэзия, величающая Бога, передает главное – не веру, ни знания, но сам дух, который молится и возрождает душу, ограждая ее от зла. Привнесением поэзии в повседневность и быт побеждаются уныние, отчаяние, равнодушие.

    Почему редких поэтов мы величаем великими? Не из-за одного умения и мастерства, но за то, что за ними стоит их великая, живущая любовью, душа. «Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда любят мало, и нет ничего малого, когда любят много» (Святитель Василий Великий). Все в этом мире превосходное определяется только одной духовной любовью к Богу и ближнему. Если даже поэт пишет запоминающе, блестяще или еще как, но любви при этом не имеет, то он – не более, чем кивал звенящий. Так гласит Священное Писание и этому учит нас опыт жизни во Христе. Стоит прочитать стихи Новомучеников России ХХ века, чтобы убедиться в силе их духа.

    Поэт в Господе раскрашивает серые, монотонные будни или прозу жизни Божественными красками Любви. Уж на что, Афанасий Фет является неожиданным виртуозом стиха, но и он при описании великого Таинства явления в земной мир Спасителя оставляет свое мастерство и пишет о Рождестве Христове смиренно и просто

    Ночь тиха. По тверди зыбкой

    Звезды южные дрожат.

    Очи Матери с улыбкой

    В ясли тихие глядят.

    Ни ушей, ни взоров лишних, -

    Вот пропели петухи -

    И за ангелами в вышних

    Славят Бога пастухи.

    Ясли тихо светят взору,

    Озарен Марии лик.

    Звездный хор к иному хору

    Слухом трепетным приник, -

    И над Ним горит высоко

    Та звезда далеких стран:

    С ней несут цари Востока

    Злато, смирну и ливан

    Ясно, что сам  раб Божий Афанасий приносит жизнью и стихами благодарение Спасителю, родившемуся в Вифлееме – «Доме хлеба». Фетовские и рубцовские стихи – это и есть словесный хлеб насущный, потому что питаясь добрым, святым словом, мы никогда не отравимся миром греха и пойдем в храм, чтобы принять в нем Святые Таинства Христовы. Вообще стихи великих всегда напоены величием безсмертия. В этом их главное отличие от всех других авторов стихов, которые не обладая духовной мудростью, отражают лишь одно свое далеко не безупречное и совершенное, либо внешнее изменчивое, не достигая духовных целей. Если пишущий стихи не изучил Священное Писание, сам не молится, не живет духовной жизнью, что он может такое написать совершенное, что было бы интересно и значимо для многих? Великие поэты Святой России учатся не у людей, а у Бога любить, смиряться, быть кротким, прощать, воскресать из грехов, говорить одно полезное, как сказано в молитве Оптинских старев: «Научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Конечно, всякий пишущий стихи учится и у других поэтов искусству поэзии, но все же он должен быть, прежде всего учеником Христа, если носит звание христианина. Других же поэтов он продолжает своим неповторимым творчеством. На этом основании Николай Рубцов прямо заявлял, что он книгу Фета продолжит книгою Рубцова. Это заявление весьма показательно. Кто сегодня может сказать, что он своею книгою стихов продолжает книгу великого русского поэта А.А.Фета? Значит, Рубцов знал силу своего дара, вернее сказать, силу Божьего дара, который был вручен ему Господом, чтобы в мире доминировала не дьявольская ложь, а Правда Святого Евангелия. Опять же, если стихи поэта не продолжают общего дела Русской Духоносной Поэзии, то они и не нужны никому, так как они служат миру, но не Богу и Отчизне.

    На самом деле, стихи великих русских поэтов наполнены разного рода пасхальными, рождественскими, крещенскими, успенскими и другими церковными настроениями нашего великорусского верующего народа. И чем больше и глубже эти настроения в стихах, тем стихи более таинственны и  величественны. Русский народ велик не сам по себе. Русский народ велик Богом, в нем пребывающим. Русский народ многотерпелив именно в Боге и знает, что покаянием можно испросить у Бога оставление и прощение своих грехов. Когда другие народы, оставившие совсем Христа или исказившие Христа окончательно, надеются на себя и свои силы, русские доверяются Святой Троице и ничего не ждут от этого грешного и прелюбодейного мира, который исполнен гордыни, а, следовательно, крови и насилия. Миссия России и состоит в не в освоении земного, не в упрочении в житейском, а в осуществлении пути за Воскресшим Христом, в следовании по узкому пути в Царство Небесное, но никак не в преобладании над другими. «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» - вот русский путь. И если этот путь возьмут в пример другие, то и они с высокой вероятностью более легко спасутся от власти дьявола и тьмы. Поэтому в лучших шедеврах Русской Поэзии звучит одновременно и ликование Христом, и скорбь по тем, кто не идет за Христом и, конечно (и прежде всего!), радость о Воскресшем Христе, дарующем нам не только временную, но и Вечную Жизнь. Только ради Вечного пребывания с Богом нужно потрудиться по Его же примеру, иначе сами себя приговорим к смерти - отторжению от Бога. Поэтому великие поэты, как некие духовные солнца, светят одинаково на всех по примеру Солнца Правды – Христа, чтобы каждый ответил им либо благодарностью, либо, увы, отвержением и непринятием. Винить великих поэтов в чем-то безсмысленно, безполезно и глупо. Это все равно, что грозить прекрасным вершинам Кавказа. Поэты свое дело сделали. Ничто и никто не может омрачить неприступные вершины, тем более, сдвинуть их куда-либо. А вот наша жизнь, пока она в бренном теле, вполне может и должна либо прислушаться к великой поэзии Духа, либо заткнуть себе уши в погоне за все время ускользающим мирским. Вот откуда источник непринятия стихотворных шедевров грешниками – великая поэзия обличает их ущербность, гордость, лукавство, мешает планам построить земное, меркантильное счастьице на свой сытый лад. Духовная поэзия нередко вступает в противоречие с разного рода человеческими учениями и идеологиями, в том числе правящими в том или ином обществе. И тогда лучшие люди - поэты не могут долго жить и творить, становясь жертвами жестокости и злобы, маскирующейся под «благо».

    В разгул безбожия, а, значит, нечестия 60-х годов прошлого века в СССР Николай Рубцов мог высказаться о Рождестве Христовом лишь очень прикровенно и потому более проникновенно для уставших от атеистической пропаганды и шумихи душ

    Ветер не ветер -

    Иду из дома!

    В хлеву знакомо

    Хрустит солома,

    И огонек светит…

    Иначе говоря, чтобы не было вовне, надо оставить привычное, греховное и идти из него вслед не своей гордости и самомнению, а Спасителю Христу. Господь соизволил по великой любви, будучи Сам Любовью, воплотиться в грешном и падшем мире не для того, чтобы его возглавить, но чтобы спасти души людей от греховных помрачений. Смирение и кротость Божественной Любви проявились сразу же после Рождества – Божественный Младенец пребывал не во дворце, а в земном вертепе с животными, как в неком очень скромном, но все же ковчеге, откуда воссияло спасение миру. Русский-то огонек Николая Рубцова – это не что иное, как рождественский огонек! Если не войдем в Церковь через Крещение, не поклонимся Христу, то останемся ни с чем, напрасно проживем богодарованное время земной жизни. Гибель поэта Н.Рубцова на Святое Крещение (Богоявление) – это не повод для многопечалия, но призыв поэта всегда пребывать с Богом, не смотря ни на что. Мы знаем участь Крестителя Господня Иоанна, который приготовлял пути Христа, как агнца мира за наши грехи – злоба расправилась с ним. Но что люди и что все зло мира, если Господь величает Иоанна Крестителя, что среди мужей земли нет и не будет никого выше его. Так и с поэтом Николаем Рубцовым – именно на праздник Богоявления Господня поэт принял мученическую смерть с многочисленными ранами на горле и голове. Но сегодня имя великого поэта России и мира Николая Рубцова является тождественным самой России, идущей через скорби и страдания в Небесное Царство Божие.

    Нельзя в мире жить только для себя и своих – так живут эгоистичные нечестивцы. Жизнь должна стать служением Богу и России и обрести великий небесный смысл. Когда мало веры, тогда и получается вот что

                  А больше -

    ни звука!

    Ни огонечка!

    Во мраке вьюга

    Летит по кочкам…

    Эх, Русь, Россия!

    Что звону мало?

    Что загрустила?

    Что задремала?

    Давай пожелаем

    Всем доброй ночи!

    Давай погуляем!

    Давай похохочем!

    И праздник устроим,

    И карты раскроем…

    Эх! Козыри свежи.

    А дураки те же

    Безбожие обращает жизнь в пустыню, в «безкрайнее мертвое поле», где хозяйничают злые вьюги. И надо много мужества, чтобы не угаснуть среди холодов атеизма и иноверия, и продолжать светить всем, кто отчаянно далек еще от Бога. Поэту жалко до слез страну и людей, омертвленных бесами. А ведь есть Бог и никто не может отнять от нас веру, если мы сами не будем повинны в ее ослаблении и утрате. Наши духовные козыри все те же – любовь, милосердие, прощение, незлобие и т.д.. Это во все времена ново и свежо, всегда действенно! И воистину дураки (более того, безумцы) те, кто не ценит свою веру, сторонится храма и Святых Таинств. «Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели…» (А.Фет). Они примут посрамление от своих мыслей и дел.

    Поэт от Бога – священнодействующее лицо. «Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты…» (А.Фет). Все Священное Писание и Псалтырь написаны именно не прозаически, а стихами! Поэтому Фет не боится признаться в том, что он

    Здесь на коленях я снова невольно,

    Как и бывало, пред вами поэты

    Видите, какое благоговение перед теми, кто творит доброе и вечное! А у нас как – поступающий на литературное отделение, не знает того же Фета… И это в Курске – в любимом Фетом крае?! Блогеров знают и почитают даже, но с великими поэтами многим неразвитым духовно душам приходится весьма тяжело. Обычно даже добавляют, что, мол, «поэзия поэзией, а нам выживать приходиться сегодня» и все в таком же духе. Великий поэт Фет благодарит поэтов и молится о них, желая, чтобы высокого поэтического было бы больше в жизни каждого человека. Такого просвещенного Свыше любителя Истинной Поэзии трудно одурачить и обмануть разного рода социальными сказками и проектами не во Славу Божию. Поэтому чем больше поэтов хороших, добрых и разных, тем сильнее их голоса в мире, где суета, разделения и ненависть.

    Многого и дорогого стоит признательность А.Фета поэтам и поэзии

    В ваших чертогах мой дух окрылился,

    Правду провидит он с высей творенья

    С высей Творения Божия, благодаря добрым, светлым поэтам, Фет провидит и на земле Правду Божию. Ведь на земле ввиду греха царствует вовсе не Правда Христова, а ложь лукавого. И очень многие поддаются лукавому духу времени, а не Святому Духу, Который преимущественно пребывает в одной Православной Церкви. Подчинение же духу времени неизбежно ведет к угасанию любви и к торжеству антихриста. Посему сетование нераскаянных грешников на то, что де «мало истинно верующих» - это не более, чем пустое колебание воздуха. Стань любящим и верующим, и с тебя довольно. Так только реально, а не на словах, уменьшатся злоба и убийства в мире. Поэзия противостоит злу одним своим явлением силы и духа, поэтому лукавый дух всячески отводит наше сознание от высокого, небесного, сводя его в могилу многопопечений и пустых забот.

    Рубцов пишет об осенних листьях, причем «в глубине мироздания» (!), что они все видят и слышат (!!). Это великая поэзия! Фет вторит Рубцову

    Этот листок, что иссох и свалился,

    Золотом вечным горит в песнопеньи

    А.А.Фет: «Власть поэта - превращать в золото все, до чего он коснется». Конечно, имеется ввиду золото не природное, а духовное, помогающее жить хоть и трудно, но зато по-Божески. Люди жалеют все что угодно, в том числе и опавшие литься с тополей или берез, но им не жалко ввиду духовной слепоты ни себя, ни других людей – их нежности и участия. «Ах, лето закончилось, как жаль, скоро снова дожди и грязь», - вздыхает смертный, а то что у него в душе до сих пор не выгребены нравственные нечистоты на исповеди перед священником и Богом, то ему невдомек. Для тех, кто грешит безпробудно, тому всегда тяжело и трудно, тому чужда как земная, так и Небесная Красота. Поэты Святой Руси - это наши духовные пестуны, без которых жизнь делается скучнее и прозаичнее. Без осознания высоких целей жизни человек может дойти до отчаяния и великих преступлений ради своих доморощенных химер.

    Миссия поэта весьма тяжела, так как творец слов находится на грани двух миров – земного и Вечного. Поэт не говорит стихами: «Я могу», но «могу, ибо силен Всевышний, дающий мне такой дар недостойному ничего». Не из сора вырастают стихи, а из немощи и смирения, как ответ человека на любовь Божию. Устремляясь в горнее, поэт не перестает молиться об избавлении от лукавого, не может отказаться от помощи другим страдальцам на земле. Утверждения о том, что «поэты оторваны от жизни», что «поэты – это только мечтатели» и пр.. – это клевета на них. Никто более не привержен так Красоте и Гармонии, как великие поэты! Поэты духа – истинные пророки. Если бы не они, мир давно бы обратился в одно сплошное торжище, безцветное и душное. В стихах лучших поэтов милость и ласка Неба.

    И, издали молясь, поэт-безумец пусть

    Прекрасный образ ваш набросит на бумагу

    Не вина поэтов, что они всячески удаляясь от мира греха, от всего, что тяготит душу, в глазах нераскаянных грешников действительно предстают безумными не от мира сего. Поэт Рубцов сравнивал себя с листом, исполнившим свою миссию на земле, и совершающему незабываемый полет в Вечность: «И с дерева с легким свистом Слетает прохладный лист…» И все это под куполом светлых небес! Нет ничего в миру случайного, ибо мир создан Богом, и Бог им правит Любовью. Наше же дело – воспринять эту Божественную Любовь, Которая изливается на всех – и праведников, и грешников. Вот для того, чтобы нам было легче и удобнее принять Любовь Неба, Бог и посылает Своих певцов в мир, далекий от Любви Божией.

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 50 | Добавил: Elena17 | Теги: андрей башкиров, русская литература
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2072

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru