В условиях невозможности созыва Архиерейского Собора [? ‒ МВН] вся полнота власти в Русской Православной Церкви сосредоточилась в руках Святейшего Патриарха и Священного Синода. Поэтому все, кто интересуется тенденциями церковной политики, сейчас пристальное внимание обращают на заявления Предстоятеля Церкви и материалы заседаний Св. Синода, стараясь выудить какую-то информацию в них. Однако с решениями Синода есть одна загвоздка – стилистика заседаний Св. Синода сложилась такая, что журналы его решений, особенно по кадровым вопросам, не содержат практически никакой информации. Поэтому эксперты учатся читать между строк, понимать новый «эзопов язык», собирать косвенную информацию, но всё равно часто звучат гадательные версии принимаемых решений и происходящих событий.
Это относится прямо и к решениям последнего Священного Синода, состоявшегося 24 июля. Что обратило на себя внимание?
В журнале № 52, где речь о визитах Патриарха Кирилла в регионы, традиционно звучат благодарности правящим архиереям и главам регионов, которые стараются обычно встретить Предстоятеля на высшем уровне, нет упоминания губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. Что это значит? Чем оказался недоволен Патриарх? Что Беглов не встречал Святейшего, не присутствовал на богослужении? Или это свидетельство какого-то напряжения в отношениях? Пока неясно.
Обращает на себя внимание и Журнал № 54 заседания Св. Синода. В нем содержится напоминание «Священноначалию Белорусского Экзархата, Митрополичьих округов о том, что официальные наименования таковых (в том числе юридические наименования и наименования, размещаемые на официальных сайтах и документах), а также наименования их канонических структур – епархий, приходов, монастырей, подворий и иных – должны содержать словосочетания "Русская Православная Церковь" или "Московский Патриархат"».
Решение правильное и нужное, хотя и запоздалое, центробежные процессы зашли уже, к сожалению, далеко. И не случайно в перечне нет Молдовы, епархий стран Прибалтики, Украинской Православной Церкви, а также РПЦЗ. И если с Украиной и Эстонией ситуация понятна – там власти уже криминализировали связь с РПЦ, то почему «забыли» про Молдову, Латвию и Литву – не понятно. А РПЦЗ, такое впечатление, тихой сапой уходит из РПЦ. В последнее время в состав Синода не вызывают ни одного архиерея РПЦЗ, практически прекратились поездки архиереев РПЦЗ в Россию. [Выделено нами. ‒ МВН] И как результат довольно воинственное заявление Архиерейского Собора РПЦЗ об угрозе ресоветизации. (...)
Загадочное решение принял Св. Синод по делу епископа Каллиника (Чернышева). Журнал № 65 подробно излагает вопрос с решением Высшего Общецерковного Суда Русской Православной Церкви по делу епископа Каллиника, которого в итоге отправили на покой в Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии. (...)
Ну и, конечно, традиционно главное внимание привлекли решения Св. Синода по увольнению архиереев со своих кафедр. Их на состоявшемся Синоде было три.
Согласно Журналу № 66, в связи с достижением 75-летия почислен на покой архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима (Остапенко). Вроде решение рядовое. В 75 лет все архиереи подают прошение о почислении на покой. Но, как правило, если архиерей физически в состоянии продолжать своё служение, его оставляют на кафедре, учитывая, что у нас постоянно остаются вдовствующие кафедры, которые формально существуют, но ими управляют, по сути, секретари епархий. Вроде о плохом состоянии здоровья владыки Зосимы ничего не сообщалось. Кроме того в решении Синода архиепископу не объявлена даже благодарность за понесённые труды, а он в архиерейском сане служил 30 лет, до Соликамска управлял Элистинской и Владикавказской епархиями. Просто скупо: «прошение удовлетворить». Словом, какая-то тут интрига есть.
Решением Св. Синода уволен на покой епископ Отрадненский и Похвистневский (Самарская митрополия) Никифор (Хотеев), которому до архиерейской пенсии служить еще 25 лет (он 1975 года рождения). Журнал № 64 звучит как приговор «О положении дел в Отрадненской епархии». Епископа Никифора отправили в «Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Астрахани под архипастырское наблюдение Преосвященного митрополита Астраханского и Камызякского Никона». Понятно без всякой «благодарности за понесённые труды». И сразу избрали на кафедру нового архиерея. И никаких объяснений столь сурового решения Синода. В сети нет никаких сведений о скандалах, связанных с епископом Никифором. Словом, кадровое решение никакого объяснения не имеет.
Ну и самое скандальное увольнение, вызвавшее множество слухов и пересудов – почисление на покой митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина), о чем сообщается в Журнале № 63 заседаний Св. Синода.
В чём скандальность ситуации с владыкой Сергием? Во-первых, ему только в апреле 2026 года исполнится 75 лет, т.е. формального повода для почисления на покой нет. Как говорится, наш главный церковный орган не дал митрополиту даже спокойно встретить 75-летие на кафедре, где он служил много лет.
Во-вторых, журнал с решением о его увольнении тоже называется как приговор «О положении дел в Самарской епархии», но о положении дел в Самарской епархии в документе ничего не говорится – ни о каких упущениях и провалах в работе. Да и немудрено – митрополит Сергий уже 30 лет возглавляет Самарскую епархию, сегодня он, пожалуй, единственный случай долгожителя на одной кафедре.
В-третьих, скандальности решению об увольнении митрополита Сергия добавляет и то, что Синод не оставил его в Самарской епархии, где он столько времени служил и где его трудами построено немало монастырей, в одном из которых уж точно могло найтись место для митрополита Сергия. И что немаловажно для старого человека – знакомые врачи и друзья все в Самаре. Но Синод решил определить местом пребывания на покое владыки Рязанскую область, «где у него имеется в собственности жилье». Как говорят, «собственным жильём» является родительский дом в деревне. Словом, это больше похоже на ссылку, а не на спокойную жизнь на покое старца-архиерея.
Ну и в традициях кадровых решений последнего времени митрополит Сергий, как говорят, узнал о своём увольнении из публикаций СМИ, никто ему не позвонил, не предупредил, не поговорил…
В самарских православных пабликах обсуждается одна версия увольнения митрополита Сергия – жалоба на него Патриарху самарского губернатора Вячеслава Федорищева, с которым, мол, у митрополита не сложились отношения. Губернатор по заступлению в должность игнорировал главу митрополии, не посетил митрополита, ни разу не участвовал в богослужениях, что стало уже традицией во многих регионах. Митрополит Сергий высказывал недовольство в связи с этим, – и вот такой результат.
Действительно, самарский губернатор встречался с Патриархом, причем без участия митрополита Сергия. Возможно, на этой встрече и обсуждался вопрос о главе епархии. Но даже если самарские православные паблики высказывают правдивую версию, и В.Федорищев просил Патриарха сменить правящего архиерея, столь жёсткое и унизительное для митрополита решение – из ряда вон выходящее событие.
«Симфония властей» не так должна осуществляться. Поэтому православная общественность Самары сейчас бурлит, все недовольны таким несправедливым решением Св. Синода в отношении их правящего архиерея, звучат нотки негодования.
Похоже, новому самарскому митрополиту, которым назначен епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий (Чащин) после такого скандала с увольнением своего предшественника непросто будет завоевать авторитет у православных верующих Самары. Да и в целом для Церкви столь бесцеремонное и никак не объяснённое увольнение митрополита Сергия – плохой знак, авторитета Священноначалию эта история явно не добавит.
Редакция Русской народной линии
ruskline.ru
+ + +
Комментарий к этому был разослан прихожанином РПЦ МП Александром Пименовым:
"В условиях невозможности созыва Архиерейского Собора вся полнота власти в Русской Православной Церкви сосредоточилась в руках Святейшего Патриарха и Священного Синода".
Это какие такие особые условия - при которых невозможно провести Архиерейский собор?
Значит, Гундяевым уничтожен не только Поместный Собор РПЦ, но ещё и архиерейский.
Вот вам, русские, наглядный пример папизма в РПЦ.
Лечатся эти грехи хирургически. Вы почувствуете это на себе через два года, когда будет осуществлено вторжение НАТО в Россию.
+ + +
МВН. Официальный сайт МП не опубликовал упомянутое Обращения РПЦЗ-МП против ресоветизации («Дух лживости убивает»), а чего нет в официальном СМИ патриархии, то для п. Кирилла "не существует". Так что и обсуждать тут нечего (а на официозной РНЛ оно, разумеется, было оплёвано). Но было бы интересно хотя бы на следующем Арх. Соборе МП (для уточнения облика его членов) обсудить опубликованные самим первоиерархом откровения последнего времени (не говоря уже о церковных наградах: жене Ильмхана Алиева и другим неправославным деятелям-врагам России, даже иудеям-антихристианам):
3.10.2024 "Святейший" дарвинист всея Руси?
5.12.2024 М.Н. Тов. Святейший: «Удерживающим был и Советский Союз»... – это "большущая шпилька". Обзор СМИ
17.6.2025 "Святейший" бьёт под дых схиигумену Гавриилу, его защитникам и всему народному сопротивлению заместительной мигрантизации... (объявляя также: «У нас есть общее с мусульманами: мы верим в Единого Бога»)
8.7.2025 "Святейший" поздравил Полиграфа Полиграфовича с 50-летием
Да и Обращение РПЦЗ-МП против ресоветизации («Дух лживости убивает») не мешало бы "обсудить" и дать ответ, а не позориться так трусливо. Чай, не презренные "раскольники" написали со стороны, а теперь уже "свои". И упрек-то их ‒ не "политика", а относится и к церковным обязанностям противодействовать "отцу лжи", которому служат правители РФ своей ресатанизацией. Или "обсуждение" приведёт, скорее, ещё к большему позору?
|