
Скорбная весть пришла из северной столицы. Скончался известный историк и автор-исполнитель Евгений Иванович Юркевич. Ему было всего 48 лет. Не нам судить о Божиих судьбах, но в такие моменты трудно удержаться от вопроса: за что отнимаются у нашего малого стада те, чьи голоса особенно нужны и важны сегодня, отнимаются в рассвете сил, как М.Б. Смолин, как Е.И. Юркевич?
Уроженец Запорожья, Евгений Иванович вырос в военной семье и хотел пойти по стопам отца, но здоровье воспрепятствовало этому, и тогда этот широко одаренный человек посвятил себя военной истории. Будучи школьником, он часто приходил в музей артиллерии и с удовольствием выполнял несложные поручения его сотрудников. В летние месяцы подвизался в музее волонтером, а в 1999 году, по окончании университета, стал уже штатным сотрудником.
Он был председателем Общества ревнителей памяти лейб-гвардии Кирасирского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка, старшим научным сотрудником Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, преподавал историю на одной из кафедр Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, являлся автором многочисленных статей, стихов, песен… В молодости Юркевич работал экскурсоводом в Гатчине и стал ревнителем памяти Государя Павла Петровича, которому посвятил свою кандидатскую диссертацию и канонизацию которого горячо поддерживал.
Евгений Иванович всегда боролся с историческими фальсификациями, бичуя их, в частности, в новодельных кинопроектах. В некоторых из них он сам выступал в качестве консультанта – например, в фильме «Союз спасения», но итог историка не порадовал. «От просмотра фильма у меня осталось ощущение винегрета, где все перемешано и ничего не понятно, - писал он. - Фильм муторный, тягомотный, длинный, с массой ненужных эпизодов и сцен, которых вообще не было. Удивительно! Я общался с представителями съемочной группы и даже принимал участие в консультировании фильма в плане материальной части артиллерии: пушки показаны прилично, что меня порадовало. Форма одежды тоже сделана неплохо. Но все остальное вызывает большие вопросы. Если человек что-то знает о бунте декабристов, то, посмотрев этот фильм, он окончательно запутается и ничего не поймет». Разумеется, на ток-шоу, в которых создатели и участники проекта обсуждали (и хвалили) свое детище, критически настроенного консультанта, аргументировано перечисляющего все недостатки фильма, не приглашали…
Увы, такие историки, как Юркевич были и остаются лишены аудитории. Той аудитории, которую дает телевидение, радио, крупные СМИ. Той аудитории, которая накачивается в интернете для распиаренных блогеров. Массовой аудитории. Последняя отдана на растление и дебилизацию Пучковым и Спицынам, Колпакиди и Жуковым, Прилепиным и прочим несть и числа, которые беззастенчиво, упоенно и за жирную мзду гадят изо дня в день наше прошлое, отравляя смрадом будущее… А голоса, которые могли бы противостоять этому антирусскому и богопротивному хору, практически не слышны у нас, заглушены и долетают лишь до ищущего меньшинства, жаждущего слышать правду о родной истории.
Евгений Иванович доносил эту правду не только в своих статьях, но и поэтическим словом, музыкой. Северная столица издавна богата патриотическими в лучшем смысле слова исполнителями, «белогвардейскими» исполнителями. Начиная с Агафонова и Борисова. Ирина Скорик, покойный Кирилл Ривель, Сергей Мазуренко, Сергей Зыков, Антоний Галицкий… В этом неполном перечне Юркевич не терялся. Он нечасто выступал, много сил и времени отдавая основному своему поприщу, но его авторские песни отличало и вдохновение, и профессионализм, и его прекрасный, хорошо поставленный голос никак не соотносился с понятием «любительства».
И снова как не опечалится тем, что голоса такие знакомы лишь немногим? В новостях мы обречены читать о спорах «про патриотизм» каких-нибудь («инста») и просто «самок», в блогах шумливые дебаты «за шамана», в телевизорах видеть кривляющуюся на все лады эстраду, про ВК-фест с его подпадающими под УК «молодежными исполнителями» и вовсе молчу. А в это время наши талантливейшие русские исполнители не имеют возможности даже сделать порядочные студийные записи, снять клип. Они выступают в небольших аудиториях, нередко вовсе бесплатно. Это не внове, конечно. Упомянутые Агафонов и Борисов были в таком же положении. Ни залов, ни пластинок… Но тогда была враждебная советская система. А сейчас? Если судить по последним заявлениям руководства Госдумы, поддержавшего реабилитацию Сталина, объявленную на съезде КПРФ, то… понимайте сами. Но, не говоря о системе, мы сами – удивительно не умеем продвигать своих. Есть же у нас и именующие себя православными и патриотами состоятельные люди. Но на свои торжества, как оказывается, зовут они все тех же «звезд эстрады». Это, видимо, в их понимании «понтово». Как навороченная машина, как золотой перстень с «брюликами» в изрядное число карат. Что там ещё…
«Лекциями» Спицына и т.п. заполонено все. Юркевич много лет читал лекции нашим будущим офицерам в академии Хрулева. Где эти лекции? Ведь можно было создать канал, на котором бы звучали они. И не только Юркевича.
Из каждого утюга ревет попса, блатняк и рэп. Песни Юркевича (равно как и иных достойных исполнителей) найдешь разве что в интернете. А ведь не так уж много средств нужно, чтобы по крайности звучали они на интернет-каналах в красивом профессиональном оформлении. И, вот, отгорел до срока ещё один русский талант, и скорбь от этой утраты много умножается сознанием, как много плода мог бы ещё дать этот талант даже в этот срок – если бы мы умели достойно поддерживать свои таланты. Но не стало человека, и остается вновь посыпать голову пеплом: а ведь можно было бы и то, и это, да не успели, не подумали вовремя. А жизнь-то, оказывается, скоротечна, а люди-то, оказывается, внезапно смертны…
М.Б. Смолин, зная, что уходит, напоследок успел издать несколько книг, как завещание, как преждевременное подведение итогов. После Е.И. Юркевича осталась монография «Военный Петербург эпохи императора Павла I» и еще несколько книг, а также большое количество статей. Хочется надеяться, что стараниями соратников, они выйдут в свет посмертным сборником. Возможно, и вместе со стихами почившего. Они того заслуживают. В память о нем и во славу Русской Императорской и Белой армии, которым были посвящены, и памяти которых верно служил Евгений Иванович Юркевич.
Наследие Империи |