
Семья - основной тип коллектива выживания, база для физического и культурного воспроизводства общества. В доиндустриальном обществе она также была важнейшей производственной ячейкой. Поэтому не удивительна её значимость при традиционном укладе [1]. Не были исключением и станицы нынешнего Павловского района Краснодарского края, что нашло отражение в рассказах местных старожилов.
При традиционном укладе жизни семейное благополучие, крепость брака имели огромное значение, в отличии от постсоветского периода. «Брак был ны то, шо сейчас. Крепкий! Бабушка рассказывала, церковний брак, считай нерасторжимо! Сейчас больше на машинах ездять, чем живут!... Чем бильше машин, тем богаче невеста или жених. «Скики ж подарылы, скики ж подарылы!? О, сорок тысяч! С такими деньгами хорошо! А цэ шо сичас денег нету...» Покричалы, похвалилы — хорошо! Слышишь, Иван разошёлся с Валькою» [2].
Безбрачие в целом порицалось. Родители, например, негативно воспринимали нежелание дочери выходить замуж. Тем, кто не создал семью, напоминали о необходимости это сделать. Например, на Масленицу и Покров Богородицы практиковали «вязание колодок», хомутов. «- А як таких называлы, хочет выйты замиж, но ны получается? - Стара(я) дева. Колодкы вже ей чиплялы. Стара дева — ны находится женых» [3].«Як ны схоче нывеста идты замиж до Покрова, зарэвэ дивка як корова. Еи ны засваталы, а ходилы до нэ´и. А вона ны схотэла идты. А еи тоди ловлять, кабакы рвуть на городи, и нысуть нывести и тому женыхови. Нысуть кабакы в (о)горо´д, бьють и кыдають. Кабак кынуть, шоб вын розбывся. За то, шо замиж ны схотела идты, чайнык прычепыла. - Так это жениху и невесте?- Жениху и невесте. Ны заватав же до Покровы´. И вона ны схотила идты до Покро´вы замиж» [4]. «Або если хлопэц довго ны женится, уже за двадцать (лет), з армыи прышёл. Ему кажуть: «Ну, Грыцько, тоби кабак уже надо прычипить! Уже старый´, тоби кабак надо прычипить!». Девчата вэчером сговарываются и чипляють кабак» [5].
Участь девушек, которые так и не смогли выйти замуж, чаще всего была незавидной. «- А если они (родители) умерли, она ( незамужняя дочь) власть имеет? - Не! Она совсем уже без власти (над племянниками). Там уже жена брата или диверя. Пры муже не, а сама может и покрикывать на нэи! Вона бесправна, у нэи нет защиты» [6]. Тогда как многодетность (в законном браке) считалась нормой. «А то по пять по четверо диток было´. И дружни раньше люды булы, ны таки, як тэпэр» [7].
При этом должна была соблюдаться очередность выхода дочерей замуж: вначале старшие, затем младшие. Ведь девушек старше 20 лет порой уже воспринимали как «перестарков». «А мама не хотила. Старшая сестра щё замуж не вышла. У мэ´нэ нема ни приданого, ничё, а у старшей сестры и подушки и всэ» [8].«- А бывало такое, что была старшая незамужняя сестра, а засватали младшую? Не говорили, что младшая старшую пид корыто посадыла? - Говорилы! Пид корыто пыдвэрталы скики хочь! Старша тоди ходэ, ходэ, ходэ - ходэ, та й ны выйдэ замиж» [9].«Шо старша ны нужна, а мэньшу фатают (хватают). Мэнэ и пэред тада опрашивалы (сватались) — мама ны отдала. - Вообще так не положено?- Ны положено» [10].
Очень важна была честность невесты (сохранение ею девственности) до свадьбы. Она осмыслялась как признак порядочности, надёжности, предсказуемости: «Между собой чириз всю улыцу вьяжут ленты между собой, между гилка´мы. Скики натягнуть, стики и ленточек начипляють (каждые две ветки связывали новой лентой). И кажному цвэток и красну ленточку. Цэ воны вже на другый дэнь. Цэ всий родне доказуе, шо дочка хороша, честна була. Нема цвитка, значить, кажному красну ленточку. Красну ленточку, во таку´ (показывает размеры). Материю бралы, ленточкы бралы передиралы (для изготовления ленточек либо использовали кусок ткани, либо разрезали готовые ленты). Бережуть цю ленточку для лечения» [11]. «Когда невесте завтрак несёшь. В понедельник рано - рано отсылала мать невесте до жениха завтрак. Стоят бугаи у них, бутылки называлися. У невесты такие, и у жениха. Если невеста честная — передают (её) родителям красное вино. Матери. Вот этим свашкам, которые завтрак принесли» [12].
Символом честности невесты выступали красный флаг, особенности наряда. «- А красный флаг не вешали, если невеста честная?- Ну, идуть, завтрак несуть невести рано - рано. И тамочки обизательно идуть с красным флагом, до дому. До женыха. Жених и невеста уже ж сплять. У ныдиллю (в воскресение) нысуть завтрик рано. Цэ ж в субботу гуляють свайбу. Завтрик як однэсуть, идуть обизательно назад с красным флагом» [13]. «- Уже не в свадебном наряде невеста? - Конечно, конечно! Если в понедельник ведут её к матери, к её родителям, невесту, если она честная, одевают ей всё венчальное. Идёт она в хвате, в цветах, с красным флагом идут. Уже тогда невеста цветёт и пахнет, и тада на неё уже совсем другой взгляд. Уже никто её не укорит» [14].
«Нечестную» невесту, её родителей позорили. Хотя очень многое зависело от решения жениха. «-А як нычестна? - Женых хай дывытся сам. - А раньше не наказывали отца и мать невесты, если она не честная? Венок с цибули, может, хомут одевали? - То батьку и то матыри. Нывеста ж просыт женыха, шоб вын ии покрыв. Если женытся и ны покрые- нывесты ны наравытся - вин всё равно расскаже. Из лука вынок наденуть, или с картошкы як намысто матыри. А батькови — хомут оденуть» [15]. «А если невеста была нечестная, не вешали курицу дохлую, шпака либо грака (грача)? - Да не, дымари затулялы» [16].
Но иногда невеста шла к венцу, будучи беременной. Со временем такую ситуацию воспринимали всё более лояльно. «Нашу невесту бралы, уже она была беременная. Страмота яка была! Но я боева яка була, уже замужом. У меня сынок был. Меня послала маты: «Вера, ты боева така, иды с Нюркою». Принеслы мы завтрак до свэкрухы. Дэ наша невеста, куда дели? Ни жениха нету, ни невесты. «Ны знаем, дэ ваша невеста, дэ ваш жених. Як найдэтэ, ...». Все чуланы повылазилы (облазили), дэ якой заку´ток есть. Найшли» [17].
Так как семья как коллектив выживания была производственной единицей, трудолюбие её членов имела важнейшую роль. Его значимость зафиксировано и в девичьих гаданиях о замужестве. «Шишкы раздавалы, як дарылы. Даришь невести там шо, и обизательно на подносе пидносышь. Невеста с женыхом стоять. Налывають, дружка там, сват и сваха пидносять по рюмкэ и по шишкэ. И надо упэрэд хватать шишку. Шоб ны пьяныця ж женых же ж був, зразу шоб хлебороб був» [18].
Во время свадьбы невеста должна была показать желание работать, готовность быть хозяйкой. «А в понэдилок уже ж невести завтрак. Кто гуляить, мужики, да душ три — четыре бабы. Рано — рано надо невести завтракать. Жениху и невести. До всход солнця. Шоб вона уже ны спала. А як будэ спать, вона вже ледача (ледащая). Ледача, ледача! Надо чуть свит устать (встать). Цэ ж раньше було´, ны у нас. Цэ ж батько и маты ж идуть, ще тэ´мно, спивають. «О, завтрак невести нысуть!». А тоди там йих угостять и назад» [19]. « -А невесту после первой брачно ночи не заставляли пол мести, по воду идти? - Цэ вона сама довжна. Сама довжна показать, шо умие всэ робить» [20]. «Вся хата спысана, шоб там ны дарылы. Дэрэвыною или гвоздём, или чим. На пичке, вся стэнка (исписана). Оцэ до самого потолка от самого низу. Шоб нывеста помазала, яка ж вона будэ хозяйка. Будэ (мазать) вэсь потолок, ны тока одну стэнку» [21].
Трудолюбие в жизни семьи могло значить больше, чем сословные предубеждения. «Бралы казаки невест из батраки´в. Цэ ж нывесты работящи. Батрачка - умие всэ робыть. Раньше ж (было важно) шоб робыть всэ умела, шоб ны лыдача (ледащая) була. Шоб знала всэ по хозяйству. - Раньше невест выбирали не по красоте?- Да, шоб могла робыть усэ» [22].
Усердный труд осмыслялся как непременный атрибут выживания, а умение трудиться — как признак полноценного человека. «Везение — Бог его знает, повезёть или нет. Наверное, трудолюбие. Если я буду трудиться,, но, наверное, нормально будеть всё» [23].
Показательно, чтобы не тратить времени на поездки во время сельскохозяйственных работ, казачьи семьи на лето переселялись в поля, где у них были особые летние жилища — курени. «Там же курени строили. Летом сейчас возять сюда, в станицу. А раньше было не так. Все выезжають в поле, остаються тока старухи и матеря´ (с маленькими детьми). И дети даже там! Или пасу. А если прополка, на лошади езжу, сзади культиватор. Были дома. Мой отец считался как середняк. А нас был хорошо оборудованный куринь. Ни хата, ничё. Но летом жили тамочки. Там подвал роють. И сепаратор. А домой только в субботу ездить, одеться. Мать большинство дома была. И старше невестка» [24].
Недостаток интереса к хозяйству у главы семьи станичная община, её лидеры старалась исправлять. «Атаман Горбач был настоящий хозяин станицы. Он всю станицу знал. Видит, забор похилывся (покосился), останавливается: «А дэ Грицко? - Ныма. - Скажи, шоб завтра була изгородь отрэмонтирована!» [25].
Огромная значимость родственных связей всячески подчёркивалась. «Раньше родство (много значило). Если я попал в какое несчастие, горе, все схо´дылыся и решали, что делать» [26]. Большие многопоколенные семьи не были редкостью. «А раньше большими семьями жили?- Да! По три сына, по тры невисткы. А тепер тико прышла ( невестка в семью) - «Отделяйтэ, ны буду жить (с родителями мужа)». По тры сына жилы´, по два. По два — так вообще (жили дружно)… Младший сын оствався догудовывыть (досматривать) батька и матырь. Ему всэ и остается (родительский дом, хозяйство)» [27].
Одним из воплощений тесной связи между родственниками было традиционное застолье. «Як какие праздныки, собараюся уси (вся семья) и до старшего идуть. Это старший брат отцов. До його пэрвого идуть, потом — до сэстры. Старша сэстра — туда идуть. Потом, значить, очередь. И ходять так, и целую неделю празднують. Целую неделю, там Рожество или Пасха, празднують. А сейчас — один дэнь и всё. Кто куда разбежалысь. ...На Троицу схо´дятся вси до старшего. Или он пригласит. И вси сбэраються. Выпылы пол рюмочки - рюмочку, и сидять спивають. И розишлысь, никто ны пьяный» [28]. «А в обид уже, як уже в церкви зазвонэ, вже розпускають з церкви — всэ на столи´! И вино, прыглашають кого! … Зналы, шо писля обида ужин будет. Пообидалы, нас поблагословыли. «Спасибо, шо вы нас пригласылы! Ны погребувалы!». Воны ж стари´. Ны лаялы ны ко´го!» [29].
Память об ушедших родственниках должна была сплачивать семью. Это, например, выражалась в их церковном поминовении. При этом скорбь по умершим не должна была идти в ущерб их живым потомкам. «- А вообще по покойникам нельзя плакать так ( сильно)? - Нызя! Поплакал так и всэ. А то беду можно зазвать, нычистого духа» [30].
Таким образом, рассказы старожилов станиц нынешнего Павловского района говорят о некоторых особенностях семьи как основного коллектива выживания, которые были присущи ей при традиционном укладе. Это и огромная значимость семьи как таковой, статуса человека в ней, количества детей. А также важность готовности человека к браку, наличие у него таких качеств, как надёжность и трудолюбие. Ведь семейный коллектив выживания был важнейшей производственно - трудовой единицей. Очень большую роль играло единство между родственниками за пределами малой нуклеарной семьи, их способность помогать друг другу, желание общаться. При этом интересы семьи были важнее желаний и чувств отдельного человека.
Примечания
1. Васильев И.Ю. Коллектив выживания: к историографии вопроса // Исторический формат. 2022. №1. С. 145 — 150.
2. Полевые материалы Кубанской фольклорно — этнографической экспедиции (далее - ПМ КФЭЭ)1992 год. Аудиокассета (далее - а/к) 273. Станица (далее - ст.) Старолеушковская Павловского района. Информант (далее - Инф).: П.Г. Левченко, 1914 г.р. Исследователь (далее - Иссл.): Я. Ковальченко.
3. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
4. М КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
5. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
6. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2987. ст. Незамаевская Павловского района. Инф.: П.Г. Бутник, 1918 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
7. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
8. ПМ КФЭЭ-2003 а/к 2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В.М. Требушкина, 1938 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
9. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
10. Ат2969 (2) - ПМ КФЭЭ-2003 а/к2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В.М. Требушкина, 1938 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
11. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
12. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
13. ПМ КФЭЭ-2003 а/к 2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.:Р.Ф. Кудря, 1927 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
14. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
15. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
16. ПМ КФЭЭ-2003 а/к2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.:Р.Ф. Кудря, 1927 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
17. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
18. ПМ КФЭЭ-2003 а/к 2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.:Р.Ф. Кудря, 1927 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
19. ПМ КФЭЭ-2003 а/к 2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.:Р.Ф. Кудря, 1927 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
20. ПМ КФЭЭ-2003 а/к 2969. ст. Атаманская Павловского района. Инф.:Р.Ф. Кудря, 1927 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
21. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2973. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: Р.В. Орловская, 1927 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин.
22. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2968. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: Р.Ф. Кудря, 1927 г. р. Иссл.: А.И. Зудин.
23. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2988. ст. Незамаевская Павловского района. Инф.: П. Г. Бутник, 1918 г. р. Иссл.: А.И. Зудин.
24. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2987. ст. Незамаевская Павловского района. Инф.: П.Г. Бутник, 1918 г.р. Иссл.: А.И. Зудин.
25. Там же.
26. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2988. ст. Незамаевская Павловского района. Инф.: П. Г. Бутник, 1918 г. р. Иссл.: А.И. Зудин.
27. ПМ КФЭЭ-1992. а/к 273. ст. Старолеушковская Павловского района. Инф.: П.Г. Левченко, 1914 г.р. Иссл.: Я. Ковальченко.
28. ПМ КФЭЭ-1992. а/к 287. ст. Старолеушковская Павловского района. Инф.: Г.Ф. Лысенко, 1903 г. р. Иссл.: Е.В. Зуб.
29. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к.; Сорока И.Я., 1912 г.р. Иссл.: В.В. Воронин.
30. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к.; Сорока И.Я., 1912 г.р. Иссл.: В.В. Воронин.
Русская Стратегия |