
Аннотация
Православие, несмотря на все гонения, продолжала быть в течении XX века важным элементом самосознания жителей станиц Павловского района Краснодарского края, а храмы — символами населённых пунктов. Однако за период советского времени значимость религии упала, она перестала восприниматься частью населения как объединяющее начало местного общества.
Ключевые слова
Православие, соционормативная культура, культурная традиция, Павловский район.
Summary
Orthodoxy, despite all the persecution, continued to be an important element of the self-awareness of the residents of the villages of the Pavlovsky district of the Krasnodar Territory during the 20th century, and churches continued to be symbols of populated areas. However, during the Soviet period, the importance of religion fell; it was no longer perceived by part of the population as a unifying principle of local society.
Keywords
Orthodoxy, socio-normative culture, cultural tradition, Pavlovsky district.
В традиционной культуре восточных славян Павловского района особо значима сфера сакрального, особенно станичный храм. Он был признанным объединяющим центром и символом станицы, где сливались воедино разные стороны жизни её населения. Религия освящала свыше культурную традицию как таковую. Место и роль православия в традиционной культуре населения Кубани исследовал в постсоветский период целый ряд авторов, таких как М.Ю. Горожанина [1,c. 69-78], О.В. Матвеев, С.Н. Гетманская [2, с. 130 - 144], И.А. Кузнецова [3, с. 283 - 288]. Эти вопросы затронуты в коллективной монографии «Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани» [4]. А также в книгах серии «История, этнография и фольклор Кубани» [5, с. 106 - 119].
Храм был одним из центров социальной и культурной жизни станицы. Это отражалось в т.ч. в эстетике церкви. «Мне запомнилась икона Георгия Победоносца, очень красивая была икона. Она стояла у входа, сразу, как заходишь в церковь. Очень большая! На белом коне был Герогий (изображён). И внизу хранились все награды казаков, которые умирали. Туда их сдавали на хранение. Там георгиевские кресты были, кресты (святой) Анны, и другие. И знамёна были казачьи, мама говорила. Какие, я вам не скажу. Хранились там же, в церкви. Потом мама говорила, свидетельства о рождении священники выписывали. Всё было там, в церкви!» [6].
Не только к посещению церкви, но и к соблюдению постов приучали с юных лет. «- А на кануне рождества, шестого числа, можно было есть? - Мяса ны йилы! На вторый дэнь розгивляються, едять![7].«Раньше строгий пост был, и дети держалы» [8]. «До церквы — кажду неделю. Пять душ нас батько за руки берэ и ведэ до церквы. А далэко!» [9].
По причине значимость религии и храма глумление над церковью, которые стали происходить после установления советской власти, воспринимались станичниками очень остро. «Это страшно вспоминать! У нас была пожарная вот здесь. И там Литвинов был Сергей, секретарь комсомольской организации. В том году, когда разобрали церковь, шла всенощная под Пасху. Они понапились и вокруг церкви на лошадях! Сквернословили, творили безобразия. Про них тогда говорили: «Босяки!». И его на третий день (после этого) парализовало! И так он (потом) и жил, бродячий образ жизни вёл! Говорили, что Господь его покарал за вот это всё. А то людей крестили, паски святили, столько людей было, а они такое вот делали!» [6].
Считалось, что разорявших церковь в 1930-е гг. постигло наказание свыше. «- А розбиралы церкву свои? - Свои! Там таки (сомнительные личности) розбиралы. Там тоди посажалы тих. Наша станишны розбиралы, таки якись, коммунисты чи чёрти чё. Поутикалы, а их после посажалы» [10]. «-Говорили, что кто-то полез крест отрывать и упал? - Было такое! Но фамилию не помню. Комсомолец какой-то. Сорвался и после этого болел года два и потом умер» [6].
Высокая значимость православия для жителей Павловского района проявлялась и при советской власти. Считалось, что в средине 1920-х гг население ст. Павловской было весьма религиозно. Например, местные жители хотели достроить церковь, возведение которой начали до Первой мировой войны. А в 1944 г. нежелание учащихся школы им. Луначарского вступать в пионеры объяснялось противодействием верующих родителей. И в средине 1950-х гг. отмечалось усиление влияния церкви на молодёжь. С ним боролись с помощью атеистической пропаганды, призывали чаще организовывать в сельской глубинке светские зрелищные мероприятия. «Нередко молодые люди и даже учащиеся посещают церковь, отправляют религиозные обряды». «...Так, бывшая комсомолка Бутко Антонина, работая старшей пионервожатой, додумалась сводить пионеров на экскурсию в церковь в г. Тихорецке. Там их монашка знакомила с образами и картинами… В дни религиозных праздников некоторая часть комсомольцев пьянствует и не выходит на работу».Часть жителей Павловского района продолжали регулярно ходить в церковь и в начале 1960-х гг. Некоторые из них предпочитали православный храм учреждениям культуры [11, л. 19; л. 15, л. 17]. Несмотря на негативное отношение властей, станичники продолжали крестить детей. “ Знаю, шо уже при нашей жизни, кто учитель, тот такый партеец, уже ж ны давалы. Э, вы шо! Я от Люду крестыла, мы ж не партейны былы´. А уже диты наши, … женыться собаралысь. В армию … Олиного сына. В армию собравсь идты, а я его просю, «Поихалы, я тэбэ перекрестю. Внучок, ты идэшь на такэ врэмя (в армию в такое время)». И вин согласывся, и пэрэкрэстывся. А потом и вси пэрэкрэстилысь. У дочки´ було два хлопца, сами´ прэкрэстилысь. И девочка (тоже), и богато… И я своих дэтэй всех крестыла. Мы ж ны продажны былы ж, ны партейцы. Як прышол дед з войны, вин каже: «Я коммунист, беспартейный коммунист». На шо воно ему далось” [10].
Уже в последней четверти XX в. станичный храм либо стремление его возродить объединяло местных жителей разного положения и достатка. «На Прычисту готовлят обиды в церквах. Сэстра была у прошлом году. Кажет: «Все организации вызуть! Всэ вызуть!». Цэркву строилы, и воны людэй кормилы. И ото у их запасы е. А дэ воно, шо? ... Кажет, батюшка рассказует часто: «Мы этим людей кормим, которые (чем) спонсоры нам помогають». И ото из Ростова приезжалы, вроде тэй, вертолётный завод. А вин наш житель, там директор, Слюсарэнко, Слюсарь. Так вин даже высылал оцэй вертолёт до нас. Такись там вертолёты, ставлять оти колокола. Уже скоро (будет достроена) церква. Уже внутри тики делают. Люды щас богато ходять у церкву! До нас пэрэд Паской прыезжають, и прыд Рожеством. Тут хату одну наймають. Там женщина живэ, всэ. И сходяться... Я тут говию, в Павловку, ны ездю. Ны выстаю, спына болыть.- Дворецкая (фамилия)? - Да, Дворецкая Саня. … Вона молода была, така спивуха! Её мужик был у нашой ... крёсный. Мы друзьякы были. Потом вин загуляв, загуляв и ушёл от нэ´и. И вона, бедна, посвятыла всю свою жизнь для церкви. Трое деток у нэё оставалося. Еи мужик уже умэ´р. Там, на Украине. Молоду ж тут взял, завиз еи туды. … Зразу робыла у столовой (Александра Дворецкая), тут была в нас столовая. Потом… у церкву. И еи предложилы там работать. И доси робэ» [10].
«Щас у нас нымае, в Павловской. Собараються тут наши построить церкву. Давно, ще до цей шеремиции (ещё до перестройки собирали деньги на постройку церкви). Давалы люди, кто скильки даст на церкву. И я дав пиесят рублив»[12].
При этом за годы советский власти даже у некоторых верующих людей закрепилось негативное отношение к храму, церковной жизни. «- Мы ж тэпэр безбожныкы´. То тэпэр церквы´ открываются. В Бога я вирую, як мама меня приучила. Но у церкву я ходыть ны люблю, я там грэха тико набераюся. Я бачу, скико там грешных людэй! Творят таке, шо воно ны подобнэ! Я молюся дома и лягаю спать. Я встала - «Отче Наш» прочитала, позавтракала — я Богу помолылась, Бога поблагодарыла. Пообидала — вседа Бога благодарю! А в церкву ны ездю, ны хочу греха» [13].
В целом православие, несмотря на все гонения, продолжала быть в течении XX века важным элементом самосознания жителей станиц Павловского района Краснодарского края, а храмы — символами населённых пунктов. Однако за период советского времени значимость религии упала, она перестала восприниматься частью населения как объединяющее начало местного общества.
Список литературы
1. Горожанина М.Ю. Православие в повседневной жизни Кубанского казачества в ХIХ – ХХ вв. // Перемены в России. Материалы научно-практической конференции. 19 февраля, 2020. Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург. 2020. С. 69-78.
2. Германская С.Н. , Матвеев О.В. Православная жизнь // История, этнография и фольклор Кубани. Усть — Лабинский район. Т.3. Майкоп, 2018. С. 130 — 144.
3. Кузнецова И.А. Православный храм в жизни станичников // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар — Православный Екатеринодар, 2009. С. 283 — 288.
4. Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар — Православный Екатеринодар, 2009. 304 с.
5. Напр.: Германская С.Н. Вера в народной жизни // История, этнография и фольклор Кубани. Ленинградский район. Т. 6. Майкоп, 2018. С. 106 — 119.
6. Полевые материалы Кубанской фольклорно - этнографической экспедиции (далее - ПМ КФЭЭ) -1992 год. Аудиокассета (далее — а/к) 286. Станица (далее - ст.) Старолеушковская Павловского района. Информант (далее - Инф.):.Е. В. Павлушина 1924 г.р. Исследователи (датлее - Исс- ли.): А.Е. Горбань, И.Н. Ермоленко.
7. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2961. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: С.С. Василенко, 1917 г.р. Иссл.:Е.В. Зуб.
8. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2976. ст. Новопетровская Павловского района. Инф.: М.Г. Курбала, 1931 г.р., м.ин., В.Д. Курбала, 1933 г.р. Иссл.: С.Ю. Хачатрян.
9. ПМ КФЭЭ-1992. а/к 273. ст. Старолеушковская Павловского района. Инф.: П.Г. Левченко, 1914 г.р. Иссл.: Я. Ковальченко.
10. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2961. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: Н.М. Ковалева, 1925 г.р. Иссл.: Н.И. Бондарь.
11. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее - ЦДНИКК). Фонд (далее - Л.) 1384. Опись (далее – Оп.) 16. Дело (далее – Д.) 9. Лист (далее – Л.) 19; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 160. Л. 15; ЦДНИКК. Ф. 1384. Оп. 21. Д. 10. Л. 17.
11. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2961. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: П.М. Квантух, 1910 г.р. Иссл.:Е.В. Зуб.
13. ПМ КФЭЭ-2003. а/к 2962. ст. Атаманская Павловского района. Инф.: В. Г. Жук, 1925 г.р., м.к. Иссл.: В.В. Воронин. |