
Вступление
Игорь Владимирович Тальков – великий русский поэт, певец и композитор. Прийти к пониманию, изучению и любви к творчеству этого человека, на мой взгляд, не так просто, как кажется. Его не достаточно просто слушать. Понять его можно только после подробного изучения истории России. И уже после этого, прослушивая песни Игоря Талькова, особенно социально-политические, можно услышать крик души автора. Начать чувствовать всю ту боль, пережитую нашей Родиной, и после этого на сердце остаются настолько глубокие раны, что кажется – залечить их уже невозможно.
Я стал поклонником творчества Талькова не так давно. После этого я понял, что прийти к нему, особенно сейчас, можно только самому. Об этом я и собираюсь рассказать.
Заблуждения
Что ж, начну с самого начала, то есть с раннего детства, когда сказка о волшебной идее коммунизма и ее достижениях вызывала восторг и ничего более. Теперь, вспоминая это, даже становится смешно. Но, вот такие мысли были в детстве. Уже тогда я очень любил музыку. Конечно же, тогда мне было не понять смысл большинства композиций. Именно поэтому, услышав песню «Чистые пруды», в исполнении Игоря Талькова, я не стал возвращаться ни к этой песне, ни к самому исполнителю. В то недалекое время, которое я сейчас описываю, еще можно было услышать лирические произведения Талькова на радио, поэтому я часто слышал их, но не предавал значения. Что называется, не созрел...
Прозрение
Примерно через лет 5 я увидел по телевизору документальный сериал про династию Романовых. Как мне кажется, это стало переломным моментом. Эпизод, который я увидел, был про Александра II. Меня повергло в шок, когда начали рассказывать про убийство Императора. Просто не укладывалось в голове! Как? За что?
После этого я начал изучать историю России буквально от Рюрика. Когда я дошел до 1917 года, наступило непонимание. Октябрьская революция – это же государственный переворот. Почему его главари, буквально через несколько страниц, становятся национальными героями? Где логика? Позже пришло осознание, что 1917 – это не год, когда страна наконец сбросила с себя гнет царей-узурпаторов, а год национальной трагедии и обрыва исторической связи между поколениями. Главари же русского майдана, оказывается, не создали самое справедливое и лучшее государство на планете, а уничтожили его. Несогласных же просто убивали, тем самым устрашая оставшихся в живых. Получилось, надо признать, блестяще, до сих пор далеко не все осмелились поднять голову и трезво взглянуть на произошедшее, а самое главное – признать и осудить злодеяния большевиков, хотя они могут быть примерами нарушений Конвенции ООН, созданной много позже. Но сейчас не об этом...
Сила музыки
Как-то осенним вечером я увидел документальный фильм про Игоря Талькова и вспомнил, что мой дедушка слушал его песни, и слова из них совпадают с моей точкой зрения. Я нашел записи в Интернете и нажал на первую попавшуюся. Это была «Россия»...
Мои понятия о музыке перевернулись. В песне было столько боли, что на глаза невольно наворачивались слезы. В первый раз я ощутил невероятную способность слова и музыки – практически убить. Это сложно передать словами... Как будто кто-то разрывает тебя изнутри с чудовищной силой. С того момента я стал поклонником творчества Игоря Владимировича Талькова. Хотя лирические произведения поэта тоже близки моему сердцу, речь все же пойдет о социально-политических песнях, поскольку именно в них переданы все страдания русского народа. Эти песни очень тоскливые и тяжелые в эмоциональном плане, но они дают ту самую веру в торжество добра. Слушая их, появляются силы жить и следовать курсу, если не возвращения, то сближения с дореволюционной Россией. Думаю, что потягаться с такой душевностью могут только русские народные песни, созданные не по моде, а написанные сердцем.
Что для меня творчество Игоря Талькова?
Сложно ответить на этот вопрос точно. Это боль и радость, отчаяние и решительность, страх и дерзость... Тальков смог совместить в своем творчестве все человеческие эмоции, причем не искусственно, а по-настоящему. Он говорил о том, о чем многие предпочитали молчать, и в первую очередь – об оценке личностей и событий в истории нашей страны. Конечно, каждый по-своему толкует смысл чего угодно, поэтому я расскажу о своем понимании значимых для меня песен Игоря Талькова.
Начну я с «России» – первой, услышанной мною, социально-политической песне. В ней я увидел и величие страны, и ее крах в результате предательства. На музыкальном спектакле Суд 9 мая 1991 года, о котором речь пойдет позже, вместо слова «забытой» правды в последнем куплете, Тальков поет «забитой», что ярко описывает замалчивание, искажение и забвение истинной истории России, начатое в СССР, и отчасти продолжающееся по сей день.
В песне «Бывший подъесаул» описана история, как мне кажется, не только одного человека – Ф. К. Миронова, но и многих других, предавших Родину и по-разному закончивших свои дни: кто-то погиб в Гражданскую войну, кого-то расстреляли, кто-то застрелился сам, кто-то дожил до глубокой старости и, возможно, неплохо жил, помалкивая в тряпочку. Но как бы то ни было, «затон все хранит ордена и кресты, и вросли в берега золотые погоны». То есть предатели стали героями и до сих пор, в большинстве своем, ими остаются. Странно, не правда ли?
Песнями «Глобус», «Дядин колпак», «Полугласность» и «Совки» Тальков красочно описывает всю сущность Советского строя и его строителей. Близка к ним по смыслу и «Господа-демократы», раскрывающая истинное лицо «борцов за справедливость», которые подарили миру утопичные идеи, нереализуемые в реальности.
«Метаморфоза», «КПСС», «Кремлевская стена», «Господин Президент», «Стоп! Думаю себе» – это та самая грусть из-за несбывшихся надежд. И поэтому, логический ряд здесь продолжат следующие песни: «Родина моя», «Война», «Я вернусь». Именно в этом порядке, потому что сначала наступает понимание состояния страны, сошедшей с ума, потом осознание того, что война не закончена, и вернуться с нее можно только после полной победы. В каждой из этих песен есть призыв не опускать руки и продолжать сражаться за правое дело.
Про «Чистые пруды», я считаю, нужно написать отдельно. Авторство этой песни принадлежит не Талькову, а Давиду Тухманову и Леониду Фадееву, но именно Игорь Владимирович исполнил ее как никто другой. Сам певец говорил о том, что она сослужила ему отрицательную службу, сделав из него лирического героя в глазах публики. Спорить с этим я не вправе, но мне кажется, что каждый исполнитель вкладывает в исполнение той или иной песни что-то свое. Держа это в уме, можно сказать, что «Чистые пруды» можно считать горьким воспоминанием о потерянной дореволюционной России, которую, как и детство, уже не вернуть. Я считаю именно так, и поэтому данную лирическую композицию вставил в один ряд с социально-политическими.
Конечно, это не все песни Игоря Талькова, но для меня они самые значимые, включая еще одну, выделяемую мной отдельно – «Бал Сатаны». И здесь я сделаю отступление и расскажу о настоящем шедевре, созданном Игорем Владимировичем – музыкальном спектакле «Суд»...
«Встать, суд идет...»
Мюзикл «Суд» был посмотрен мной относительно недавно, но воспоминания о нем уже стали одними из самых сокровенных. Итак, как говорил сам Тальков, он пел свои социальные песни, потому что его волнует судьба Родины. Он старался быть впереди и пытался повлиять на ее дальнейшее развитие и возвращение к истокам. В первой части концерта «Суд» Тальков исполнил песни, обличающие коммунистов и их хозяев. Тем, кто не хотел слушать этот «крик души», он посоветовал заткнуть уши и попросить соседа, чтобы тот толкнул, когда начнутся «Чистые пруды». Каждый зритель и тогда, и сейчас – это присяжный судебного заседания над теми, по вине которых была уничтожена Россия. Тальков сразу берет на себя ответственность за каждое слово и жест и говорит, что не претендует на истину, а просто передает информацию. Уже здесь он показывает свою смелость и решительность, потому что песни, прозвучавшие далее, вкупе с происходящим на сцене – это настолько дерзкое предприятие, что, наверное, и сейчас на него очень мало бы кто решился. Недаром этот концерт и сам поэт старательно не то чтобы предаются забвению, но не вспоминаются и не освещаются широко. Нет, неправильно, почти вообще не освещаются, кроме нескольких документальных фильмов. Описывать причины, по которым это происходит, я не считаю нужным.
Далее я не буду излагать содержание концерта, его и так можно найти в свободном доступе. Я буду писать о том, что меня, так сказать, зацепило и по какой причине.
Очень яркими были слова о полном уничтожении генетического фонда России по вине вождей-палачей. Продолжая свою мысль, Тальков говорит, что все же, несмотря на это, Россия поднимается, и народный суд над убийцами все равно будет. Он – закономерный итог, к которому мы, к сожалению, так и не пришли. Мне кажется весьма интересной следующая деталь – в песнях Игоря Владимировича вместо слов «восьмой десяток лет» прекрасно вписывается в рифму «вторую сотню лет».
В процессе изучения творчества композитора можно сделать логичное умозаключение – оно является актуальным и сейчас. Даже на примере «Суда»: на протяжении всего концерта поэт говорит о том, что коммунисты уничтожили Россию, и продолжают это делать, и ничего не меняется, кроме формы. Разве нет? Разве убран мавзолей? Разве сняты звезды с Кремля? Разве не «в святой стене лежат палачи и гады»? Разве память-затон не хранит ордена и кресты, и предатели Родины считаются таковыми? Разве возвращена историческая топонимика в нашей стране? Разве убраны памятники палачам и предателям? Ну и наконец, разве произведен суд над КПСС и ее последователями? Ответ предельно прост – нет!
Отдельное впечатление произвело исполнение песни «Россия». Прочтение «Когда-нибудь устанет зло...», бой в колокол – все это западает прямо в душу. А пародия на Ульянова-Ленина – из ладони сделать фигу – просто потрясающе. Дальнейшее же обращение к нему – посыл всем врагам России о том, что мы поднимаемся, прозреваем и проклинаем тех, кто нас когда-то пытался уничтожить, да не смог. Нет такой силы, которая победила бы русский народ!
В начале второй части спектакля поэт признается: «Я не пророк, но мне почему-то кажется, что то, что мы там увидим – в нашем будущем сегодня – оно будет именно так. Именно так, и никак иначе». И, наконец, к песне «Бал Сатаны». В ней обозначены мечты, наверное, каждого патриота России. Вера в то, что этот чертов бал, когда-нибудь закончится, придает силы для борьбы и надежду, что, как и сказал Тальков, этот конец увидят уже дети поколения поэта. Здесь в логический ряд прекрасно вписывается последняя песня концерта – «Метаморфоза». Нельзя допустить повторения 1991 года, когда произошла именно метаморфоза, а не победа русского народа. Это заметно, ведь «перестроить можно рожу, ну а душу никогда»! Что ж, не будем отчаиваться, а будем идти к возрождению великой исторической России и все, кто борется за это, наконец, вернутся с войны...
«Погиб поэт!..»
Да, именно этим стихотворением М. Ю. Лермонтова можно описать смерть поэта и композитора Игоря Владимировича Талькова. Можно долго и упорно спорить, кто виновен в его смерти, но разве это что-то изменит? Мне кажется, да. Конечно, Талькова не воскресить, но важно понять, кто же виноват и почему произошло то убийство. Это, скорее всего, будет ответом на существующие вопросы, а не повод задать их еще больше.
Стихотворение «Смерть поэта» было посвящено А. С. Пушкину, но позвольте, разве Игорь Владимирович не достоин столь высокого места? На мой взгляд, полностью достоин. Его вклад в русскую культуру неоценим. Он не боялся говорить то, что думал, хотя это много кому не нравилось и не нравиться до сих пор. Прозвучит очень дерзко, но я считаю, что так и есть: его голос – это голос русского народа, который устал от бесконечного вранья и большевистской пропаганды. Такие поэты, как Тальков являются резонаторами этого голоса, усиливая его и пытаясь вразумить тех, кто еще не встал на путь истинный. Как пел он сам, они «не рождаются случайно, они летят на землю с высоты». Их посылает Бог, и, к сожалению, рано забирает от нас. «Они уходят, не допев куплета», но именно благодаря им появляются те, кто не опускает руки и борется до конца. Это трудный путь, он не бывает легким, но самое главное – найти его и утвердиться на нем. Это всегда самостоятельное решение. Мне его помогло принять творчество Игоря Талькова. Я пришел к нему сам, когда понял о чем оно, а главное – зачем. С тех пор пытаюсь не сворачивать с выбранного пути. И хотя идти очень трудно, я верю – оно того стоит!
Туманов Федор Сергеевич
2009 г. р.
г. Боровичи, Новгородская обл.
МАОУ СОШ №1
|