Стенограмма 10-го выпуска программы "Русские беседы" (2016 г.)
Елена Семенова (далее по тексту Е.С.): В эфире - программа «Русские беседы» и я, ее ведущая - Елена Семенова. 897Сегодня у нас в гостях доктор Юрий Евич. Участник ополчения Новороссии, организатор первого добровольческого медицинского отряда, руководитель курсов тактической медицины и автор нескольких книг. Несмотря на большую занятость, Юрий Юрьевич согласился ответить на наши вопросы, однако беседа записывалась в прямом смысле слова «на ходу» - в поезде. Поэтому мы заранее просим извинения у наших слушателей за оставляющее желать лучшего качество записи.
Е.С.: Здравствуйте, Юрий Юрьевич.
- Здравствуйте, досточтимая Елена Семенова.
Е.С.: С конца августа новый набор на курс тактической медицины в Москве. Расскажите, пожалуйста, как вообще возникла идея проведения таких курсов, что они представляют и какова их цель.
- Идея возникла достаточно просто. Когда я ехал туда, я не успел получить никакой, даже первичной, военной подготовки. Все обращения оказались безуспешными. Не существовало никакой структуры, которая могла бы меня готовить. Приехав туда, был свидетелем многочисленных случаев тяжелых ранений, осложнений, гибели личного состава, в том числе добровольческого, а также местного гражданского населения, при полном отсутствии какой-либо базовой военно-медицинской подготовки.
За время участия там накоплен солидный опыт. Дело в том, что имея три высших образования и научную степень, я по роду деятельности своей обязан как-то анализировать и обобщать материалы.
Приехав оттуда с кучей предложений по военно-медицинскому всеобучу населения. У организованных структур желания участвовать и содействовать - не было выражено ни малейшего.
В итоге пришел к выводу, что мудрая фраза «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих», - это как раз для текущего момента. Так что идея не то, чтобы лежала на поверхности, а торчала из нее как забитый в пенек гвоздь.
Видите ли, тут комплексная ситуация. Например, у противника существуют целые технологии. Те же самые «Врачи без границ», которых мудро называют врагами. Вот происходит оранжевая революция - Ливия, Судан, Йемен. И везде каким-то чудом они оказываются в рядах местных террористов. Которые устраивают революции, свергают законные правительства, убивают население - проамериканские силы.
При этом формально это вроде бы гуманитарная организация. Так вот, люди, которые там работают, имеют военную подготовку, медицинскую, у них технологии обучения своих сочувствующих им повстанцев, технологии развертывания госпиталей в условиях переходного периода.
Все есть - все работает.
Когда мы там работали, не только не было прислано ни одного специалиста из Российской Федерации, который нам бы эти технологии наладил, но и даже не прислали простейшей брошюрки - как что делать.
Поэтому, если говорить кратко, то потребность в обобщении, анализе опыта в современных и регулярных боевых действиях и обучении населения - она не просто созрела - она перезрела.
Как показывает пример той же многострадальной Сирии - население городов, там , где не было организовано и обучено для противодействия террористам - падало как перезрелый плод в руки озверелых исламистов.
Я только сегодня прочитал потрясающую совершенно информацию о том, что Алеппо - пятимиллионный город захватило пять тысяч боевиков. Вы только вдумайтесь.
События на Украине совершенно аналогичны. В районные центры приезжала группа «обкумаренных» майданным чайком молодчиков, руководимых штатовскими инструкторами, И без малейшего сопротивления захватывала арсеналы, органы власти - все.
Соответственно, в этих условиях, если населению не дать первичную медицинскую подготовку, в случае агрессии против России мы понесем большое количество неоправданных жертв - как минимум, а как максимум - мы можем и проиграть войну.
Дело в том, что медицинская подготовка традиционно недооценивается. О причинах этого можно говорить отдельно. Недооценка насколько велика, настолько и гибельна по последствиям.
Многие думают, что война - это кто кого перестреляет. Так вот, это не «кто кого перестреляет» - это «кто кого передумает».
Вот, например, в ходе большинства боевых действий, для того чтоб убить одного солдата вражеской армии - нужно истратить до двухсот тысяч единиц боеприпасов к легкому стрелковому оружию.
Это не считая гранатометов (тяжелого пехотного), это не считая танков, это не считая артиллерии-авиации, мин и прочего...
То есть, для простого рядового бойца вероятность того, что он застрелит вражеского солдата - составляет доли процентов (сотые, если не тысячные).
А вот вероятность того, что получит ранение он сам, либо сослуживец его, либо боец другого подразделения, но работающий рядом, либо кто-то из гражданских и, наконец, вражеских военнопленных, которые будут достаточно ценны, чтоб их спасать, вот суммарная совокупность этого сильно зашкаливает за сто процентов. Просто потому, что любой хоть чуть повоевавший человек припомнит случай, когда рядом кого-то ранило, все стояли как бараны и никто не знал, что делать.
Е.С.: На ваши курсы записаться может любой желающий или есть какие-то условия, ограничения для слушателей?
Ну, главное ограничение, естественно - желающий должен являться патриотом России. Если человек собирается использовать знания, полученные на наших курсах, в ущерб интересам России, пусть сразу пеняет на себя. Больше ограничений нет. Курс доступен женщинам, детям, пожилым людям, в общем, кто у нас только не занимается. Во всяком случае, базовый курс, продвинутый курс гораздо сложнее, там уже нужно иметь определенную физическую форму и базовую подготовку.
Е.С.: Курсы проводятся только в Москве или же возможно проведение в какой-то форме в других городах или для конкретных аудиторий?
Есть выездные занятия по регионам. Как правило, когда группа где-то набирается, тогда мы туда и выезжаем, проводим занятия. Для этого достаточно на практике быть в регионе. Регионы самые разные посетили. И Питер, и сибирские разные регионы.
Сильно сталкиваемся с проблемой транспорта. Потому что куда угодно лететь очень дорого. Если бы у кого-то нашлась возможность (хоть у государственных структур, хоть у частных) помочь нам, чтобы нам не тратиться на билеты. То мы бы гораздо интенсивнее тренировали.
А так, увы, значительное количество регионов России нам малодоступно из-за стоимости передвижения. Поскольку, традиционным образом, защита Отечества - дело сугубо добровольное, - то производится за свои деньги в свободное от зарабатывания время.
То есть не всегда можем заработать достаточно денег, чтобы полететь обучать желающих, которые находятся далеко. Жаль.
Кроме того, формат занятий такой, что иногородние могут приехать и быстро пройти подготовку. В принципе, это не представляет большой трудности - что базовый курс, что продвинутый.
- В новом сезоне, как я читала, открылся также дополнительный курс «Основы гражданской безопасности и первой помощи». Что из себя он представляет?
Этот курс представляет совокупность знаний по действиям в острых ситуациях, не относящихся к военному времени, то есть это попадание в ДТП в условиях пожара, в условиях наводнения, техногенной катастрофы, стихийного бедствия, в условиях подземных коммуникаций, и так далее. Соответственно, ведет спасатель с большим опытом, у него восемьсот спасений, люди считают также спасения ежиков, кошечек и так далее, которых тоже у него солидный список.
Также помимо него медицинскую часть дают два человека - один доктор, другой спасатель с большим стажем работы. У нас почти все инструктора - ветераны боевых действий, соответствующим образом характеризует людей. Мы считаем, что, по- хорошему, мы стремимся к тому, чтобы вообще все наши инструктора имели как можно более серьезный опыт работы в тяжелой обстановке. Это характеризует человека надлежащим образом и позволяет надеяться, что он сможет правильно обучить других людей. Только сегодня на эту тему беседовали. Обучая людей военному делу инструкторами без боевого опыта - мы совершаем преступление. Они не смогут научить человека правильным образом, потому будет иллюзия, что он будет знать, как действовать , и он за это может легко заплатить жизнью. Так что стараемся работать с инструкторами с боевым опытом. Кстати, если есть желающие помочь в процессе обучения чем-то еще - всегда будем рады. Телефоны мои известны всем заинтересованным - всегда будем рады.
Обращайтесь не стесняйтесь - работы много. В Святом Писании сказано - «жатвы много - жнецов мало».
Е.С.: Насколько я понимаю, Ваши курсы рассчитаны все-таки в первую очередь на военные условия и подобные экстремальные ситуации. Я бы хотела немного расширить тему - не секрет, что в России сейчас проходит оптимизация, ну то бишь уничтожение по сути медицины - что уже во всяком случае в провинции уже приводит к жертвам среди больных. В условиях деградации социальной системы, системы здравоохранения - способны ли подобные вашим курсы выживания реально помочь людям адаптироваться к таким новым условиям и как-то оказывать помощь друг другу самостоятельно?
- Видите ли, я должен сразу же сказать следующее. Курс «Основы гражданской безопасности», предназначенный, при том , как раз й гражданских - они как раз для гражданских, оказавшихся в очень трудных обстоятельствах. Что же касается условий совершенно мирных, вот как сейчас, - гораздо все сложней. Согласно действующему законодательству, мероприятия, которые можно произвести человеку заболевшему - безнаказанно (с точки зрения юридической), находятся в очень узком диапазоне. Как говорят знающие люди, друзья из МЧС, которые с нами беседовали: если человек рядом заболел, - совершенно безнаказанно вы можете сделать ровным счетом одно - набрать «911», сказать «Служба спасения», адрес такой-то, пострадавший... Все остальные ваши действия могут быть истолкованы в ущерб вам, если вы нанесете какой-нибудь ущерб пострадавшему. Правда, прецедентов, когда человека осудили бы за неправильное оказание медицинской помощи, еще не было, но при этом бывают крайне грустные случаи, когда люди неверно оценивают свои знания и ситуацию - кидаются оказывать помощь ненадлежащим образом и наносят ущерб здоровью пострадавшего. Такие случаи реально бывают. На этом и базируются статьи законодательства, регламентирующие действия человека в такой ситуации. Поэтому, повторюсь, если обстановка мирная, я предпочитаю экстремизма избегать, и прокачивать свои связи со здравоохранением, и пытаться находить себе друзей среди врачей заранее, в мирное время, с тем, чтобы, когда кто-то из родственников заболеет, - знать, к кому обратиться. Дело в том, что если бы человека можно было лечить самостоятельно, так бы люди и делали. При необходимости, как в войне, человеку можно дать узкий алгоритм действий, способ работы в определенных условиях, когда медицинские знания кардинально необходимы. Но, для работы в мирных условиях, этот способ, к огромному сожалению, себя не оправдывает. Да, можно дать какие-то определенные общие знания: что делать при ожоге, при чем-то еще. Но, опять же сталкиваемся с интересным феноменом: в виду многообразия сложности знаний, которые нужны, чтобы адекватно лечить, люди, даже прослушавшие курс, могут что-нибудь перепутать, применить неправильно, и применить знания неправильным образом, даже если им все правильно растолковать. Поэтому, за исключением крайне острых ситуаций, как-то войны, техногенных катастроф, стихийного бедствия, мы рекомендуем все же не переоценивать свои силы, а прибегать к услугам медработников.
Что же касается вообще проблем со здравоохранением, наукой, образованием и так далее, я скажу следующим образом: есть такой выдающийся блогер и деятель идейный Тим Бертон. (14я минута) У него по этому поводу есть прекрасная фраза: "Если вы критикуете милиционера, начальника, кого-то еще, подумайте - его же к нам не с Марса заслали - это один из нас".
В данном случае ситуация очень простая: «критикуешь - предлагай, предлагаешь - исполняй».
Если у нас в обществе сложилась такая ситуация, что «в полном пролете» целые пласты знаний - что наука, что образование, что здравоохранение, что армия, - значит мы все вместе недорабатываем. Существует тезис «гражданское общество». Многие понимают его превратно. Они считают, что член гражданского общества - это тот, кто ходит на выборы - минимум. Максимум - отдельные люди, у которых совсем проблемы с мозгами, предполагают, что член гражданского общества – это тот, кто устраивает акции «белоленточников». На самом деле, хорошего, идеального члена гражданского общества характеризует мудрая фраза. Один культовый писатель прекрасно сказал: «Смысл жизни состоит в том, чтобы навести порядок в радиусе пять метров вокруг себя. Следующим этапом - начинать порядок поддерживать. Когда порядок поддержан устойчиво - начинаешь жалеть всех». Все.
Если в гражданском обществе каждый человек считает для себя допустимыми казнокрадство, взяточничество, лень на работе, безответственность в защите Отечества, двоемыслие - то есть пускай чей-нибудь сын пойдет умирать за Родину, а своего я спрячу... И дальше, дальше, дальше. То в предостаточном количестве накапливаем критическую массу и получаем то, что видим. Но каждому не хочется признавать за собой ошибки и исправлять свои.
Удобнее всем обвинить правительство и на этой почве расслабиться. Поэтому я призываю каждого осмотреться и начать делать все, что он может хорошего в себе и вокруг себя, не откладывая это на завтра. Понимаю, что это не популярно, - гораздо проще покритиковать плохих министров или кого-то еще из начальства. Но, увы, пока для окружающей нас действительности критика никаких результатов не дала позитивных.
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |