Гора Митридат, Керчь
Священнослужители, миряне, а также члены Керченского союза монархистов, атаман и воспитанники Керченского союз казаков и представители Хуторского казачьего общества "Корчев" собрались 15 ноября 2016 г. на Митридате, чтобы отслужить молебен в память белых воинов и о спасении России.
Для Керчи нынешний год стал знаменательным тем, что на территории храма Андрея Первозванного был установлен первый в России памятник Главнокомандующему Русской армией генерал-лейтенанту Петру Николаевичу Врангелю. Символично, что открыт он именно в городе, ставшим последним и самым сложным пунктом эвакуации. Крестный ход в память трагедии Русского Исхода проводится в Керчи с 2003 года, чего не скажешь о других портах эвакуации, включая основной, — столицу белого Крыма Севастополь, где в этот раз не было подобных мероприятий.
Перед началом богослужения предводитель союза монархистов Г. Б. Григорьев сказал: "16 ноября 1920 года перед уходом в неизвестность воины Русской армии присутствовали здесь на последнем богослужении на русской земле. Именно здесь они вдохнули в последний раз русский воздух, здесь они взяли щепотку русской земли, здесь они окинули взором азиатский и европейские берега нашей Империи. Отсюда они шагнули в вечность. Не устаю повторять: мы должны помнить и наши победы, и наши трагедии, ибо это даёт нам силы, и наше великое будущее — в нашем великом прошлом".
После молебна начался крестный ход, повторяющий путь изгнанников, спустившихся с Митридата к пирсам для погрузки на корабли. Сегодня лестница находится в самом удручающем состоянии, часть её рухнула. Впрочем, решается вопрос о реконструкции всего комплекса строений 1830-х годов.
Ожидается, что в ближайший год или два часовня И. А. Стемпковского, у которой в последний раз на родной земле молились воины белой армии, будет возрождена как исторический памятник, ставший свидетелем становления Керчи как русского города, событий Крымской, Первой Мировой, Гражданской войны и Великой Отечественной, как важный символ города, разрушенный уже после его освобождения в 1944 году. И тогда, как и сто лет назад, православные люди снова соберутся у её стен, чтобы почтить память своих сограждан, пожертвовавших всем ради спасения родины от революционной смуты. Их дело тогда не увенчалось успехом, но оно продолжает жить доселе, передавая память о подвиге русских людей и идеалы, на которых возродится Россия.
Крестный ход под звон колоколов древнейшей в нашем отечестве действующей православной церкви Иоанна Предтечи (X век, Корчев) проследовал по центральной площади к приморскому скверу, где с 2006 года установлен поклонный крест в память Русского Исхода. У него была поставлена корзина с цветами и отслужена панихида о воинах, за веру, царя и отечество живот свой положивших, и всех, кто не по своей воле покинул отечество. Г. Б. Григорьев поблагодарил протоиерея Николая Зинькова за содействие в деле установки памятника Врангелю и вручил от имени союза медаль "Святая Троица".
Окончился крестный ход на набережной, люди вышли по пирсу в море, были произнесены памятные речи и опущены на воду два венка с надписями "Тѣмъ, кому не было мѣста на родинѣ" и "Воинам Русской армии". Венки тихо поплыли вдаль. Вместе с ними от керченского берега, как и в 1920 году на многие десятилетия, уходил русский трёхцветный флаг. Этот случайный символ создал курсирующий по проливу паром "Победа", окрашенный в цвета русского национального флага, учреждённого царём Петром І в 1699 году перед Керченским походом.
17 ноября, в годовщину начала Красного террора в Крыму, у храма апостола Андрея Первозванного настоятелем протоиереем Николаем Зиньковым в присутствии прихожан, членов союза монархистов и казаков была отслужена панихида по безвинно убиенным нашим соотечественникам в 1920–1921 годах, а также об упокоении души воина Петра Врангеля. Богослужение прошло у памятника П. Н. Врангелю и поклонного креста жертвам Красного террора.
Последний установлен в 2010 году на прицерковной территории и является по своей сути кенотафом, что в переводе с греческого означает пустая могила. Подобные погребальные монументы были распространены у народов средиземноморья и сооружались в память умерших и погибших в неизвестном или недоступном для погребения месте. Памятник посвящён сотням расстрелянных керчан и размещён примерно на пути следования из бывшей городской тюрьмы, где содержались приговорённые, и предполагаемым местом массовых казней — заброшенным железорудным карьером.
13–16 ноября 1920 года из портов Крыма была проведена одна из крупнейших в истории морская эвакуация: от причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошло 126 кораблей и судов, унёсших на своих бортах 145 693 человека, не считая судовых экипажей. Пределы отечества покинули 116 758 военнослужащих, а также гражданские лица. Керчь была последней и приняла на корабли, стоящие в её гавани, 40 тысяч человек — благодаря распорядительности Главнокомандующего и чинов флота были погружены все до единого человека, включая более 5 тысяч солдат, не сумевших эвакуироваться из Феодосии. П. Н. Врангель оставался у берегов Керчи до тех пор, пока не убедился, что погрузка в последнем порту прошла успешно. Самые тяжёлые испытания морского перехода выпали на долю тех, кто эвакуировался из Керчи. Погрузка началась 12 ноября, но по ряду причин первые корабли флотилии смогли отправиться в путь к Константинополю лишь вечером 18 ноября в штормовых условиях. Единственной потерей Русского Исхода стал вышедший тоже из Керчи эсминец "Живой" с несколькими сотнями казаков на борту. Многим людям пришлось более недели пребывать в крайне тяжёлых условиях морского перехода. Последующие события показали, что жизни десятков тысяч людей были спасены благодаря П. Н. Врангелю.
Источник: http://zerkalokryma.ru/lenta/people/blogs/kerch_pomnit_o_russkom_ishode/