Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2016 » Ноябрь » 24 » К истории украинского вопроса. Игорь Михеев. ЕВРОМАЙДАН КАК ЭПИЗОД РАСКОЛА РУССКОГО ПОЛЯ ИЛИ ПОСТАВЯТ ЛИ В КИЕВЕ ПАМЯТНИК ГИТЛЕРУ (1)
    21:47
    К истории украинского вопроса. Игорь Михеев. ЕВРОМАЙДАН КАК ЭПИЗОД РАСКОЛА РУССКОГО ПОЛЯ ИЛИ ПОСТАВЯТ ЛИ В КИЕВЕ ПАМЯТНИК ГИТЛЕРУ (1)

    https://image.chitai-gorod.ru/upload/iblock/62d/62d08c63ba564d9bff241d113ece52d0.jpg

    ТРИ ВЕРСИИ О ПРИЧИНАХ ЕВРОМАЙДАНА

     

    Тема Евромайдана и, шире, украинская проблематика обсуждаются в последние два месяца весьма активно. Но, несмотря на обилие аналитических материалов, едва ли можно считать убедительными ответы на главные вопросы: что послужило причиной Евромайдана, что оный означает для самой Украины и для России, и, как в этой связи Россия должна реагировать. Поначалу в экспертном сообществе чувствовалось даже некоторое замешательство. Конечно, все понимали, что отказ Януковича и Азарова подписывать соглашение с ЕС даром им не пройдёт. Но то, что протест примет такой масштаб, а страсти по украинскому еврокитежу обретут такой накал, не ожидал, кажется, никто. В частности, растерянность кремлёвской аналитики явно просматривалась в запоздалых декабрьских комментариях Путина. Евромайдан-де – фальстарт безответственной украинской оппозиции в президентских выборах, которые планируются ещё только в феврале 2015 г.

    Другим источником Евромайдана считаются происки европейцев. ЕС в условиях кризиса нужен 45 миллионный украинский рынок, вот их эмиссары и суетятся — провоцируют доверчивых украинских граждан, заманивая их в свои душные еврообъятия. А американцам важно отрывом Украины ослабить позиции России. Подтверждением этой версии стал весьма представительный десант в революционный Киев западных политиков. На Евромайдане в декабре побывали: спикер парламента Литвы Граужинене с двумя заместителями, глава литовского МИДа Линкявичус, президент Польши Комаровский, от Польши также экс-премьер и глава одной из главных партий польского сейма Качиньский, экс-глава Европарламента Бузек, депутаты польского сейма – они даже установили свою отдельную палатку и ходили во главе колон протестующих, вице-президент Европарламента Протасевич, посол США на Украине Пайет, посол Британии Смит, представители посольств других стран ЕС. Отметились также тогдашний министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, шеф внешней политики ЕС Кэтрин Эштон. И даже заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд и небезызвестный сенатор Джон Маккейн не поленились пересечь океан, чтобы лично поддержать митингующих сторонников евроинтеграции. А в январе в Киев зачастил Штефан Фюле — Европейский комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства.
    Наконец, третья в ряду основных версия: против Януковича интригуют украинские олигархи, которым Янукович перешёл дорогу – ущемил их коммерческие интересы. Наиболее активный — Пётр Порошенко — самый богатый народный депутат в Украине, бывший министр и секретарь Совета национальной безопасности и обороны, сват Ющенко и один из главных героев «оранжевой революции», медиамагнат — хозяин «5 канала», радиостанций, журналов и Интернет-ресурсов. В пользу этой версии, в частности, то обстоятельство, что принадлежащие олигархам медийные ресурсы с первых часов и с нескрываемым воодушевлением смакуют происходящую в центре Киева и по всей Украине вакханалию. Однако притом что все эти три версии не лишены оснований¸ они не объясняют масштаб протеста, глубину и драматизм постигшего Украину политического кризиса. Разберёмся с каждой из трёх.

    Фактом является то, что лидеры украинской оппозиции к выходу на площади с революционными лозунгами 21 ноября, когда Евромайдан открылся, вовсе не призывали. Они явно настраивались повести атаку против действующего президента и правительства в связи с саботажем ими долгожданной «евроинтеграции» вовсе не на промозглых улицах зимнего Киева, а там, где тепло, светло и вип-столовая под боком – в стенах Верховной Рады. Уличные протесты, очевидно, тоже планировались, но, скорее, как поддержка парламентской борьбы. И с этим, похоже, были согласны кураторы оппозиции в ЕС. Лишь, когда Евромайдан уже кипел и пенился во всю, лидеры оппозиции решили оседлать накатившую волну народного протеста. Так что, если это и был фальстарт, он прозвучал никак не с политического оппозиционного олимпа, но оппозиционным политикам просто пришлось вприпрыжку догонять рванувшую на площади толпу.

    Причём, было совершенно очевидно, что лидеры оппозиции к такому повороту событий не готовилась и попросту не понимали, что им делать. Одни выставляли виновником Азарова и предлагали давить на Януковича, чтоб он вернулся в Вильнюс и подписал соглашение с ЕС, другие требовали объявить самому Януковичу импичмент, одни успокаивали, что протест мирный, в рамках закона, другие уже в конце ноября называли происходящее революцией и говорили о необходимости решительной смены власти.

    Выработать единую позицию, тактику и стратегию, сформировать единое руководство массовым протестом до нового года оппозиции не удалось. Лозунги выдумывались на ходу и были вполне банальными – без выдумки и без креативного блеска. Сколь-нибудь вразумительные цели — ни тактические, ни стратегические не были ясно и чётко сформулированы. Конечно, организаторы у Евромайдана в ноябре имелись, но элемент стихийности был велик. Противоречивость лозунгов и непоследовательность действий – признак именно стихийности. В итоге, в конце декабря всё кончилось обращением к Януковичу, которого ещё пару недель назад, разъярённый Евромайдан, вроде как, собирался поднимать на вилы. Это обращение при всей своей боевитости также выдавало растерянность лидеров оппозиции. Выработать единую вразумительную позицию так и не удалось и в январе. В итоге на переговоры с Януковичем троица пошла не предъявлять собственные требования и ставить ультиматумы, а выслушивать предложения президента. То есть, инициативу, по сути, добровольно отдали Януковичу, чем он и воспользовался, иезуитски предложив Яценюку премьерство, а Кличко лишь не значительный пост.

    Единственный харизматичный, решительный и авторитетный лидер оппозиции — главная вакханка украинских политических вакханалий Тимошенко в темнице сырой¸ точнее, в харьковской больнице «Укржелдороги». Прочие же на роли Марата и Робеспьера явно не тянут. Троица главных украинских оппозиционеров в чём-то даже комична — напоминает гайдаевскую троицу: трус, балбес и бывалый. Это персонажи, скорее, анекдотов, чем революции. Особую пикантность оппозиционному триумвирату придаёт участие в нём завзятого антисемита Тягныбока и «внука раввина» Яценюка, который, кажется, только что нечаянно обронил со своей лысины кипу.

    Кличко же человек в политике относительно новый и неискушённый, в политические коридоры он забежал, не снимая боксёрских трусов и перчаток, его политическая карьера стартовала только в 2008 г., когда блок его имени уверенно — с 15 мандатами прошёл в Киевскую раду. А его партия УДАР — Украинский демократический альянс за реформы создана только в 2010-м. И до сих пор звёзд с неба он не хватал. Даже Лех Валенса, который сам из разряда «мы академиев не кончали», вынужден был с прискорбием констатировать, что Кличко не того калибра фигура, чтобы уже сегодня претендовать на роль общеукраинского лидера. Примечательно также, что и в боксе, где Кличко безоговорочный чемпион, у него репутация человека крайне осторожного и не склонного к риску. Этот стереотип – «тише едешь, дальше будешь» Кличко перенёс и в политику.

    Что касается американцев и еэсовцев, они, разумеется, заинтересованы в отрыве Украины от России. Так как Бжезинского на досуге почитывают, и знают, что откол Украины от России — одно из главных следствий победы Запада в Холодной войне. Что вместе с Украиной Россия превращается в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии, а без Украины шансов восстановить былые позиции в Восточной Европе и не только в Европе у русских нет. Не даром в сентябре в Ялту убеждать Януковича в необходимости и правильности евровыбора слетелись такие, хоть и отставные, но весьма солидные политические персонажи, как экс-канцлер Германии Шрёдер, Билл Клинтон, экс-премьер Италии Марио Монти, экс-глава МВФ Доминик Стросс-Канн.

    Конечно, в Брюсселе и в Вашингтоне надеялись, что саботаж Януковичем и Азаровым подписания соглашения об ассоциации вызовет недовольство у части населения Украины. Можно не сомневаться, что еэсовские дипломаты, эмиссары фальшивых «неправительственных» фондов, агенты спецслужб и прочие евродрузья Украины протестные настроения, как могли, подогревали и готовили бригадиров для работы на площадях. Утверждение С. Глазьева, что штаб евроинтеграции Украины находится в посольстве США в Киеве едва ли можно оспорить. Однако, как и в самой Украине, и в России, на Западе никто, повторюсь, не предполагал, что возвышенная украинская мечта — заменить или хотя бы подменить польского сантехника на его почётном и ответственном посту у евроунитазов окажется до такой степени жгучей, что до красна раскалит холодную брусчатку киевских площадей. И, что появится реальная возможность поменять в Киеве власть на более сговорчивую, чем «донецкие», не дожидаясь февраля 15-го года. Если бы такие расчеты были, то можно не сомневаться, заранее был бы определён новый герой Майдана. И он бы, а также другие лидеры оппозиции получили бы чёткие инструкции. Всё было бы продумано до мелочей. Именно так происходило в 2004 г., когда американцы и евросоюзовцы привели к власти Ющенко. Но мы-то видим совсем иное

    Политический евроистеблишмент до сих пор не может определиться, на какого паука в украинской политической банке делать ставку. Вот уже президент ФРГ Йоахим Гаук встречается в Мюнхене с Яценюком. Но ведь до последних событий ставка на Западе делалась на Тимошенко. В гуманитарных стенаниях о её горькой судьбе пролито столько крокодиловых слёз, что ими вполне можно было бы оросить засушливые нивы Тавриды и Херсонщины. В жарких дискуссиях вокруг закона, который должен был позволить ёй продолжать отсидку не в харьковском каземате — в Качановской колонии, а в грязевых ваннах курортов Баден-Бадена, поломано столько копий, что ими легко можно было бы вооружить римский легион или обновить решётку Летнего сада.

    С другой стороны, в последнее время Меркель всерьёз и решительно взялась за новый проект – Кличко. Самого Кличко персонально опекает руководитель ведомства федерального канцлера Рональд Поффала, в декабре Кличко встречался с ним и получал инструкции. Ещё раньше Кличко присутствовал на тусовках европейского политического бомонда в Вильнюсе, там его обстоятельно тестировали на лояльность и профпригодность ключевые фигуры Европарламента, и консультировал советник Меркель по внешней политике Кристоф Хойсген. Кличковский УДАР курирует и финансирует Фонд Конрада Аденауэра — мозговой центр меркелевской ХДС. Этот, якобы, неправительственной фонд на 96% финансируется из казны ФРГ. УДАР имеет статус наблюдателя в Европейской народной партии, брюссельскому и будапештскому филиалу которой поручено готовить ударные кадры. Немецкий министр иностранных дел Вестервелле в начале декабря появился в Киеве, как завзятый промоутер, в обществе Кличко, и они вдвоём позировали перед камерами на подиумах Майдана. Можно не сомневаться, что фотосессия с другими европейскими лидерами Кличко уже гарантирована.

    Однако, в декабре главный боксёрский ум Украины – хук слева, хук справа, был в явной растерянности, да и в январе он, скорее, выступал сдерживающим революцию фактором. Очевидно, немцы готовили его никак не на баррикады Евромайдана, а под выборы февраля 15-го. Немцы не заинтересованы в нелегитимной революционной смене власти на Украине, так как это грозит её расколом, а раскола они не хотят, о чём я ещё скажу ниже. Реверансы Кличко в сторону России, мол, Евромайдан ни в коем случае не направлен против России, с которой Украина намерена дружить и после смены власти, и подписания соглашений с ЕС, также явно подсказка немцев. Но эти реверансы были бы уместными в ходе респектабельной президентской компании, а вовсе не в пылу явно антироссийской майданной революции.

    Что касается заговора олигархов, разумеется, без их участия не обошлось. Многие из них не прочь поменять Януковича на более удобную и управляемую фигуру, например, на менее искушённого и, возможно, менее хваткого Кличко. Или на «свою» Тимошенко, которая, очевидно, будет реабилитирована в случае свержения Януковича и «донецких». Но люди на Евромайдан выходят отнюдь не решать проблемы олигархов. Примечателен эпизод, когда самый активный среди олигархов майданист Порошенко – один из главных спонсоров евромайданной революции в кульминационный момент атаки майданных боевиков на «Беркут» забрался на специально пригнанный в центр Киева бульдозер и обратился к митингующим с пламенной речью. Ленин на броневике. Но толпа его и слушать не захотела. В начале его забросали мусором, а потом и вовсе стащили с бульдозера.

     Пинчук и Порошенко – главный украинский кондитер — хозяин Рошена, по мнению многих, были ещё летом наказаны Путиным за их евроинтеграционные аллюзии. Известно, что именно Пинчук спонсирует Яценюка. Но, как и политическая оппозиция, эти олигархи, скорее, симпотизанты Евромайдана, нежели его демиурги. К тому же в большом и далеко не дружном украинском олигархическом семействе тон задают не евроинтеграторы Пинчук и Порошенко, а так называемые «донецкие». Активы того же Порошенко, например, почти в десять раз меньше активов Ахметова – 2 млрд. против 17 у Ахметова. Притом, активы Ахметова, того же Пинчука, Жеваго, Новинского, Тигипко — это, прежде всего, металлургия. Помимо металлургии основные олигархические активы сосредоточены в энергетике, машиностроении, химической промышленности Юга и Востока Украины. Как известно, долгое время упомянутые отрасли держались на плаву, благодаря дешёвому российскому газу, доступности российских рынков, а машиностроение, кроме этого, благодаря кооперации с Россией.

    В последние несколько месяцев прошлого года советник Путина Глазьев с цифрами и графиками в руках старательно втолковывал украинским деловым и политическим кругам и без того очевидное — что в случае подписания соглашения с Евросоюзом об ассоциации большинство предприятий упомянутых отраслей обречены на умирание. Не будучи в состоянии противопоставить глазьевской логике что-либо вразумительное, Дэвид Кремер – бывший заместитель государственного секретаря Госдепартаменте США, отвечавший за евразийское направления американской политики, а с 2010-го глава «правозащитной» Freedom House, презрев нормы дипломатического такта, посоветовал Глазьеву «закрыть рот». Олигархи из агропромышленного комплекса — Пинчук, Порошенко, Косюк, Веревский, в свою очередь, не могут не знать, что увеличивать квоты украинскому сельхозимпорту в ЕС никто не планирует. Что касается крупнейших игроков финансового рынка — Коломойского, Боголюбова, которые продали промышленные активы и перевели вырученные средства в финансовый сектор, они также едва ли объективно заинтересованы сливаться с Евросоюзом в бурном экстазе. Поскольку их по европейским меркам утлые банчишки едва ли могут рассчитывать составить серьёзную конкуренцию европейским финансовым китам в случае прихода таковых на украинский финансовый рынок.

    Наконец, для западного олигархата и истеблишмента, в целом, который формировался в протяжении десятилетий и даже веков, украинские олигархи – парвеню. Со свиным рылом в калашный ряд. Во всяком случае, массовой кооптации в свои ряды доморощенных олигархов из стран Центральной и Южной Европы в период их аншлюса после распада Восточного блока европейский олигархат не производил, а все более-менее крупные и доходные активы Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии предпочли попросту скупить. В основном они достались немецкому капиталу. Так что, евроустремления местного украинского олигархата, по крайней мере, его части — это не ответ на вопрос о природе Евромайдана, а, скорее, ещё одна загадка, требующая объяснения. Ведь, если считать Евромайдан происками олигархов, то придётся допустить существование феномена коммерческого суицида у олигархов. Надо сказать, подобные странности в истории случались. Например, отдельные крупные русские промышленники поддерживали в начале 20-го века революцию, которая, случившись, их же и похоронила. Но, чтоб массовая эпидемия экономического аутодафе олигархов, подобного прецедента психиатрия до сих пор не знала.

    Таким образом, все три упомянутых версии происхождения Евромайдана, притом что, повторюсь, они не лишены оснований, приходится признать не убедительными. Скорее, эти версии являются попыткой аналитического сообщества хоть как-то объяснить происходящее в Киеве, чтобы не выглядеть совсем уж застигнутым врасплох. В этой связи совершенно необходимой и насущной является задача выявить подлинные и глубинные корни и источники нынешней украинской революции. Никто не сомневается, что в офисах западных «неправительственных» фондов, курируемых ими местных украинских «общественных» организаций; в штаб-квартирах олигархов и оппозиционных партий, Батькивщины, в том числе; в посольствах западных стран, в американском — в первую очередь, на явках резидентов спецслужб можно найти массу потожировых, отпечатков и прочих улик и вещдоков, свидетельствующих об их интригах вокруг Евромайдана. Никто не сомневается, что на организацию протеста тратятся немалые суммы – транспорт, проживание в киевских гостиницах, питание, зарплата бригадирам и активистам, атрибутика и т.д. Но подготовленных в спецлагерях боевиков и проплаченных организаторов беспорядков несколько тысяч, а вот заманивать сотни тысяч обычных людей на продуваемые декабрьскими и январскими ветрами площади – одного желания тайных демиургов для этого не достаточно. Многие ведь, а, скорее всего, большинство приходят не за деньгами и не за деньги. Нужно, чтобы у этих сотен тысяч был свой и притом очень острый мотив.

    В подоплёке Евромайдана феномен, который в теории этногенеза Гумилёва называется «раскол этнического поля». Звучит, казалось бы, просто и понятно. Но, что это такое, по сути, мало кто знает. Так как и сам Гумилёв определение этому феномену давал лишь в нескольких строках. Поэтому на данном вопросе остановлюсь чуть подробнее. Ведь, понять источники Евромайдана в головах людей, куда важнее, чем Евромайдана на улицах.

    2014 г.

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1047 | Добавил: Elena17 | Теги: украина, игорь михеев
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru