В Бурятии завершилась церемония награждения лучших практик территориальных общественных самоуправлений. По традиции без очередного рекорда не обошлось: по итогам года количество награжденных территориальных общественных самоуправлений составило свыше 760 (годом ранее награжденных было 505, а еще раньше — около 400).
Каждое из ТОСов получило денежную премию от 40 до 200 тысяч рублей из средств, выделяемых республиканским бюджетом на поддержку этого движения.
Бюджетная поддержка ТОСов в Бурятии не только не сокращалась, но из года в год увеличивалась, составив в нынешнем году 45 миллионов рублей — соразмерно росту членства в рядах ТОС. Что же такого важного региональные власти усмотрели в деятельности территориального общественного самоуправления, разбирался корр. «МК».
На общественных началах
По данным администрации главы Бурятии, в республике на начало 2017 года зарегистрировано свыше 1200 территориальных общественных самоуправлений, объединяющих, по самым осторожным подсчетам, около 400 тысяч жителей республики, преимущественно из сельской местности. То есть почти половина граждан умеет или учится жить самостоятельно и решать проблемы благоустройства своих территорий преимущественно собственными силами, почти половина граждан, убежденных в том, что «развитие поселений и микрорайонов не должно и не может проходить без участия самих жителей». Согласитесь, насколько сильно это расходится с устойчивым мнением об иждивенчестве, которым, словно недугом, якобы поражена республика за Байкалом!
Между тем именно ТОСы обеспечили почти всю Бурятию детскими игровыми площадками — там, где на их строительство не хватило бюджетного финансирования, люди возводили их в складчину за свой счет. За свой счет и на средства грантов жители ТОСов освещают улицы и строят водопроводы, сельские клубы и борцовские юрты, открывают библиотеки, памятники, оснащают пожарные команды, разбивают парки и создают религиозные объекты. А те, кто на это их подвигает, работает, говоря казенным языком, на «общественных началах». То есть бесплатно.
— Это действительно эффективная и созидательная сила, — говорит «МК» консультант администрации главы Бурятии Николай Намсараев. — ТОСами построены начальная школа и дом культуры в Кяхтинском районе, сельский клуб в Еравнинском, культурно-спортивный комплекс в Курумканском, пожарное депо в Хоринском, борцовские юрты в Мухоршибирском, Иволгинском и Баргузинском районах и прочее. На очереди еще более десятка крупных социальных объектов, строительство которых только за бюджетный счет было бы крайне проблематичным.
Основной элемент
«Нам построили — мы сломали, мы построили — мы бережем», — любят говорить активисты ТОСовского движения в споре об эффективности методов народной стройки. За примером далеко ходить не надо. Не так давно в двух селах Селенгинского района (Ацуле и Тохое), не сговариваясь, решили сделать уличное освещение. В Ацуле за дело взялись местные органы власти, выделив из бюджета финансирование и наняв рабочих. В Тохое, где создан «элемент местного самоуправления» — ТОС, жители протянули уличный свет из своих жилищ, не затратив на это ни одного бюджетного рубля. Год спустя в Ацуле улицы вновь погрузились во мрак (в бюджете не оказалось средств на поддержание освещения в рабочем состоянии). А в Тохое свет горит, более того, «народные фонари» появились и на других улицах села. Вот вам и «элемент», на поверку оказавшийся основным.
Всего же ТОСами за год построено, отремонтировано и установлено более 800 больших и малых объектов на 473 миллиона рублей, из которых только каждый шестой (а в ряде случаев — каждый седьмой) рубль — бюджетный. Те самые бюджетные деньги, которые власти охотно выделяют на поощрение лучших ТОСов. Премиальные снова идут в дело — на благоустройство сел, дворов и микрорайонов. А их расходование контролируется всеми участниками территориального общественного самоуправления. И так — каждый год, своеобразный перпетуум мобиле. Странно, но именно в этом и заключается для ТОСов главная проблема — в отсутствии поля для более масштабной командной игры.
ТОС уполномочен заявить
На первом всероссийском съезде территориальных общественных самоуправлений, прошедшем в Москве в феврале 2016 года, опыт ТОСов Бурятии был признан «наиболее успешным и рекомендован для тиражирования другими регионами». А Дашиме Бальжировой, председателю ТОС «Найдал» Кижингинского района, присвоена премия съезда — «отличник ТОС». Лучшей оценки деятельности в командном и личном зачетах придумать невозможно. Качество работы территориального общественного самоуправления подтвердил и телефонный опрос, по результатам которого Бурятия вышла на второе место в России по узнаваемости ТОСовского движения. Это и неудивительно: республику последние несколько лет посетили представители многих федеральных округов России — и приезжали они сюда за опытом.
Но если вспомнить, при разработке знаменитого ФЗ-131 «Об организации местного самоуправления» предполагалось, что именно ТОС станет основой организации органов местного самоуправления. И что именно люди, объединенные конкретной территорией, самостоятельно будут решать вопросы местного значения, опираясь на поддержку государства.
В конечном итоге возобладала иная точка зрения, и роль ТОСов свелась к минимуму — к одной-единственной статье 27 в ФЗ-131, как к возможной, но не обязательной самоорганизации граждан, этакому клапану для выхлопа пара, которую следует иметь на всякий пожарный случай. Но реальность не изменишь, ТОСы, как волшебный горшок из сказки Гримм, варят каши столько, что могут накормить все поселение. Да и возможно ли это — удержать в некоем фиксированном состоянии естественное движение инициативных людей, особенно в условиях открытого информационного пространства?
Специалисты полагают, что при таком уровне развития ТОСов, объединивших 40% жителей республики, необходимо принятие государственной целевой программы. Во всяком случае, инструментарий поддержки ТОСов, которым по старинке оперирует республиканская власть, стал уже неактуальным. ТОСы требуют выхода на федеральный уровень, и готовы вести борьбу за куда более внушительные гранты и куда более внушительную роль.
— Вопрос созрел, — полагает Николай Намсараев. — Нужна целевая программа развития ТОСов, в которой бы предусматривались такие формы сотрудничества, как обучение, организационное, методическое сопровождение, участие в фестивалях и, конечно же, в конкурсах на получение федеральных грантов, для чего наши ТОСы должны стать юридическими лицами. А это уже иной уровень! Не исключаю и такую необходимость, как более конкретное закрепление ТОСов в федеральном законодательстве. Эти вопросы мы рассмотрим 28 апреля на муниципальном форуме Бурятии. И лично услышим от активистов, что не хватает для лучшей работы, и что можно дать им уже сейчас.
Станислав Белобородов |