Nota bene. Дополнение по СПРН
Ниже приводится уточнения по списку существующих и действующих станций СПРН (ОТРУ (отдельные радиотехнические узлы. Ряд узлов носит обозначения РО — означает только то, что он предназначен для слежения за ракетными пусками; часть носит обозначение ОС — означает, что может следить и за спутниками):
1. ОРТУ «Оленегорск». Он же узел РО-1. На этом узле работает станция «Днепр»-«Даугава». Эта станция «Днепр» в качестве передатчика и приемник «Даугава» (прообраз приемной антенны станции «Дарьял»). В 2017 году планируется начало строительства станции метрового диапазона «Воронеж-ВП» (ВП — высокопотенциальная) для замены станции «Днепр-Даугава».
2. ОРТУ «Печора». Он же узел РО-30. Единственная в настоящее время работающая в России станция «Дарьял».
3. ОРТУ «Воркута» (поселок Воргашор). В настоящее время там ведется строительство станции метрового диапазона «Воронеж-ВП».
4. ОРТУ «Мишелевка». Иные названия — узел ОС-1, ОРТУ «Усолье-Сибирское-7», объект 1944. На этом узле находится две станции. Старая станция «Днепр» и недалеко от нее, на месте демонтированной станции «Дарьял-У» возведена станция «Воронеж-М» («Воронеж-ВП»). Характерной особенностью этой станции, в отличие от станции в Лехтуси, является вдвое большее по площади антенное полотно. Антенна имеет 6 секций вместо 3-х в Лехтуси.
5. ОРТУ «Лехтуси». Объект 4524. На этом узле (Ленинградская область) была смонтирована первая в России станция «Воронеж» — станция метрового диапазона «Воронеж-М».
6. ОРТУ «Армавир». Объект 1653/ Первая в России станция метрового диапазона «Воронеж-ДМ». Узел состоит из двух сегментов, фактически на узле «Армавир» смонтированы две радиолокационные станции.
7. ОРТУ «Пионерский». Объект 2461. Иногда называют ОРТУ «Калининград» или ОРТУ «Дунаевка», по названию аэродрома, на котором смонтирована эта станция. На узле установлена станция «Воронеж-ДМ».
8. ОРТУ «Барнаул». Объект 4550. Находится в поселке Конюхи. Станция «Воронеж-ДМ». В настоящее время находится на опытно-боевом дежурстве.
9. ОРТУ «Енисейск». Объект 7345. Находится в поселке Усть-Кемь, недалеко от Енисейска и недалеко от разобранной в свое время Красноярской РЛС (ОРТУ «Енисейск-15). Станция «Воронеж-ДМ». В настоящее время на опытно-боевом дежурстве.
10. ОРТУ «Орск». Объект 7357. Станция «Воронеж-М». Идет тестовая проверка оборудования. Данных о постановке на опытно-боевое дежурство пока нет.
11. ОРТУ «Сары-Шаган». Он же узел ОС-2.
12. ОРТУ «Барановичи». Находится в Белоруссии в районе н.п. Ганцевичи. Станция «Волга» (единственная, хотя планировали как минимум 4).
Еще две станции (не существующие или не находящиеся в строю: ремонт и модернизация). Это станция «Воронеж-ДМ», которая будет развернута ОРТУ «Зея» (Амурская область), и станция«Днепр», которая находится в Крыму на мысе Херсонес, т.н. ОРТУ «Николаев». Была в плачевном состоянии.
Дальности обнаружения объектов следующие:
— «Днепр» — до 4000 км;
— Дарьял» — до 6000 км;
— «Волга» — до 4800 км;
— «Воронеж-М» — около 4200 км;
— «Воронеж-ДМ» — встречаются две дальности: 4200 и 6000 км (6000 км — чаще);
— «Воронеж-ВП» — 6000 км.
ОРТУ тщательно охраняются. Общеизвестно только наличие следующих охранных систем: по периметру расположены системы видеонаблюдения и акустические устройства, улавливающие (идентифицирующие) вибрацию, возникающую в земной поверхности под ногами идущего человека. Данные меры безопасности обусловлены стратегическим значением объекта, который запросто может стать целью для вражеских диверсионно-разведывательных групп накануне ядерного удара по России. О наличии других охранных систем информация в СМИ отсутствует.
В СМИ отсутствует официальная информация об обнаружении ОРТУ самолетов и низковысотных целей. Возможно обнаружение самолета, если он окажется в секторе обозрения: от 2 до 60-79 градусов по углу места и от 150 до 4000 км по высоте. Предположим, что ОРТУ не могут фиксировать низковысотные цели (это могут осуществлять загоризонтные РЛС). В рамках рассматриваемой темы «Внезапный глобальный удар» это является не принципиальным. На рисунке представлены зоны обнаружения станций СРПН.
Из рисунка видно, что при подлете групп СБ на дистанцию пуска ЯКР с Северного и с Дальневосточного направлений они попадают в зону обнаружения СПРН. Внезапного удара уже не будет. Если СБ до вхождения в зону обнаружения перейдут на малую (1000 м и ниже) или сверхмалую (100 м и ниже) высоту, то, возможно, они не будут обнаружены. Но, существует другая проблема. Например, боевой самолет может совершать полет на большой высоте с числом Маха равным 0,8 в течение порядка двух часов. На сверхмалой высоте длительность его полета с тем же числом Маха едва превысит 60 минут. Таким образом, при полете СБ на малой высоте в зоне действия ОРТУ у него появится проблема с топливом. Топлива просто не хватит СБ для выхода после удара в зону, в которой самолет может заправиться в воздухе от самолета-заправщика.
не забываем, что Россия не заявляла об уничтожении ЯБП для зенитных ракет, она только говорила об сокращении запасов этих ракет на 50%. По информации из Интернета о ЯО в ПВО:
— еще для старенького комплекса C-75 существовали варианты ракет, снаряжавшихся специальной (ядерной) боевой частью для поражения групповых целей;
— для комплекса С-300 использовались ракеты 5В55С со специальной боевой частью;
— перехватчики МиГ-31 получили на вооружение УР большой дальности Р-33… Ракеты Р-33 могут оснащаться обычной или специальной БЧ.
В настоящее время проводится разработка мобильных систем дальнего радиолокационного обнаружения. Данные РЛС позволят обнаружить самолеты, в том числе созданные по технологии «стелс», а также КР. В случае, если крупные РЛС типа «Дарьял» и «Воронеж» будут уничтожены, то СПРН будет продолжать функционировать до уничтожения указанных мини-РЛС.
Nota bene. Система обнаружения подводных объектов.
Ранее упоминалось об американской программе «DSOP». Датчики этой системы могут обнаруживать надводные и подводные объекты на больших расстояниях (до 2000 км). Однако подобная система есть и у России. МО РФ начало развертывание уникальной подводной системы гидроакустического слежения, способной сделать «прозрачными» целые районы Мирового океана, обнаружив все находящиеся там корабли, подводные лодки и даже низколетящие самолеты и вертолеты. В основе уникального изделия, получившего индекс «Гармония», лежат специальные подводные роботизированные комплексы, которые выходят из подводной лодки и разворачивают на дне мощные гидроакустические станции. Полученную информацию роботы передают на командный пункт управления через спутники. По мнению экспертов, отдельные элементы системы уже начали функционировать, а полностью «Гармония» заработает не позднее 2020 года (сроки из-за финансирования уплывут). Начата подготовка к строительству цеха подготовки роботизированных изделий мониторинга Мирового океана, который будет расположен в бухте Окольной города Североморска. Работа получила индекс «Гармония-С».
Одновременно в населенном пункте Белушья Губа на Новой Земле началось строительство пункта управления новой системой (индекс «Гармония-НЗ»). Головным разработчиком «Гармонии» выступает корпорация космических систем специального назначения «Комета» (входит в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Также в работах принимают участие центральное конструкторское бюро «Малахит» и научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт «Источник». В 2014 году «Малахит» получил более 5,5 млрд. рублей для выполнения составной части опытно-конструкторской работы «Гармония-Гараж» и 1,5 млрд. на ОКР «Гармония-Галька». «Источник» в рамках работы «Гармония» создал литий-полимерные аккумуляторы и аккумуляторные батареи для электропитания подводных технических средств освоения континентального шельфа.
Ключевой элемент «Гармонии» — это роботизированные автономные донные станции (АДС), скрытно устанавливающиеся на морском дне специальными подводными лодками. На глубине АДС разворачивает неподвижные многоэлементные, а также многометровые донные шланговые гидроакустические антенны. Станции могут вести пассивную гидроакустическую разведку, просто прослушивая, что происходит вокруг, пытаясь обнаружить характерные шумы узлов и механизмов кораблей и самолетов. Также АДС может излучать специальный активный звуковой сигнал, который обнаруживает и классифицирует надводные и подводные цели.
Несколько АДС объединяются в единую сеть, способную вскрыть подводную и надводную обстановку на площади в сотни километров. Аппаратура управления донной станции обрабатывает полученную сонарами информацию и пересылает ее на командный пункт. Для этого в составе изделия есть специальный всплывающий буй, передающий данные через спутники связи. По команде пункта управления АДС самостоятельно сворачивает все антенны, опускает буй связи и возвращается на подводную лодку. Носителем автономных донных станций-роботов может служить подводная лодка специального назначения.
Пункт управления «Гармонией», строительство которого идет на территории в/ч 77510 (Новая Земля) — это более скромная постройка размером 48×18 м.
Часть 5. Угрожаемый период
Ниже в сообщении будет рассматривается термин «угрожаемый период» — это промежуток времени различной продолжительности, непосредственно предшествующий началу крупномасштабной войны (от периода мирного времени до начала войны). Характеризуется крайним обострением противоречий между враждующими сторонами и используется ими для выхода из кризисного состояния или для завершения военных приготовлений. В угрожаемый период могут проводиться следующие мероприятия:
— введение военного или чрезвычайного положения в стране;
— проведение полного или частичного стратегического развертывания ВС;
— организация политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
— реализация решений по подготовке к ведению военных действий; перевод экономики страны на работу в условиях военного времени;
— организация и осуществление территориальной и гражданской обороны.
Хранение и транспортирование ЯО США
Из имеющихся в США 7000 ЯБП: 2700 единиц — это ЯБП «оперативного хранения» и 2370 — «стратегического резерва». Военное руководство США уделяет особое внимание всестороннему обеспечению безопасности, управлению подготовкой и транспортированием ЯБП. Согласно требованиям руководящих документов оно является составной частью ядерного обеспечения операций ВС США и включает комплекс оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий. Основные из них:
— планирование транспортирования ЯБП;
— анализ необходимости и целесообразности каждой конкретной перевозки;
— выбор и подготовка маршрутов транспортирования;
— поддержание в исправном состоянии подъемно-транспортных и перегрузочных средств;
— обеспечение безопасности погрузочно-разгрузочных работ с ЯБП;
— подготовка личного состава, техники и оборудования, участвующих в работах и транспортировании ЯБП;
— разведка, прикрытие, охрана и оборона колонн с ЯБП;
— их сопровождение специальными подразделениями с привлечением вертолетов;
— организация управления транспортированием ЯБП;
— подготовка сил и средств к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и аварийных ситуаций при работе с ядерным оружием ЯО.
На континентальной части США транспортирование ЯБП, как правило, осуществляется автомобилями в специальных трейлерах. По особому разрешению военного ведомства они могут перевозиться воздушным и морским транспортом с принятием мер безопасности применительно к конкретным транспортным средствам и маршрутам. Транспортирование ЯБП является также составной частью системы материально-технического обеспечения (МТО) войск ЯО. Система МТО включает органы управления министерств обороны, энергетики, министерств ВВС, ВМС и армии, хранилища с ЯБП и другие объекты ядерной инфраструктуры на континентальной части страны.
Доставка ЯБП с хранилищ ВВС и ВМС при подготовке операций на других удаленных ТВД организуется небольшими партиями воздушным или морским транспортом. Воздушные переброски осуществляются специально оборудованными для этих целей самолетами военно-транспортной авиации из состава командования воздушных перебросок.
При проведении инспекций были выявлены факты употребления наркотиков личным составом, допущенным к работе с ЯБП, употребления спиртных напитков персоналом сопровождения колонн с ЯБП. Результаты расследований показали низкую профессиональную и морально-психологическую подготовку личного состава, отсутствие координации и четкого разграничения ответственности между органами управления США, причастными к решению задач транспортирования ЯБП, несовершенство действующей системы оперативного и административного управления ЯО и ядерного обеспечения.
13.03.2017 г. на сайте «Военное обозрение» было опубликовано сообщение «Деградация системы перевозки ЯО в США». Американская система обслуживания и хранения ядерного арсенала была создана во время апогея холодной войны, более полувека назад. Основной принцип состоял в распределении по территории страны запасов атомного оружия во избежание его полного уничтожения в результате массированного удара СССР. ЯБП США располагаются в ракетных шахтах Вайоминга, Колорадо, Монтаны, Небраски и Северной Дакоты; на субмаринах в Вашингтоне и Джорджии; на авиабазах СБ в Луизиане, Миссури и Северной Дакоте; резерв сосредоточен на авиабазе Кертленд и в хранилище Нью-Мексико (у штаб-квартиры Агентства безопасной транспортировки (АБТ), которое осуществляет доставку ядерных боеприпасов).
Единственный в США завод, который работает с ЯБП, расположен возле Амарилло в Техасе. Он поставляет урановые компоненты в Теннесси, плутониевые — в Нью-Мексико, баллоны с радиоактивным газом прибывают в Южную Каролину, неядерные части — в Калифорнию, списанные механизмы уходят в Канзас-Сити. Все связанные с этим движением перевозки выполняют 42 грузовика АБТ. Штат АБТ составляет 370 человек, однако он не укомплектован. В связи с этим вынуждены перерабатывать водители и курьеры, нанимающиеся из рядов ветеранов спецподразделений, прошедших Ирак и Афганистан. По причине недостаточного финансирования уже 5 лет как не проводятся тренировки курьеров по тактике и стрельбе. Стресс и переутомляемость привели к широкому распространено пьянства в их рядах. За 3 года зарегистрировано 16 случаев потребления алкоголя на работе сотрудниками АБТ.
ЯО Великобритании
Великобритания сохраняет свой ядерный статус, имея на вооружении ПЛАРБ с ядерными БР американского производства «Трайдент-2». Размер ядерного арсенала 215 боеголовок. В настоящее время ракеты оснащены боеголовками Mk-4А с зарядами W76-1 мощностью 100 кт. Обращает на себя внимание полная идентичность маркировке американских боеголовок ракет «Трайдент-2», что указывает на то, что британские боеприпасы и их заряды в конструктивном отношении аналогичны одноименным американским.
Правительство страны, судя по сообщениям СМИ, приняло решение о развертывании широкомасштабных работ по замене существующего ядерного флота из четырех ПЛАРБ типа «Вэнгард» (16 пусковых установок БР на каждой) на лодки нового поколения. В середине 2020-х годов намечено иметь три-четыре таких лодки.
ЯО Франции
Франция, обладающая запасами ЯБП в объеме около 300 единиц, находится на завершающей фазе выполнения крупномасштабной программы модернизации национальных ядерных сил, выполняемой с целью сохранения ядерного потенциала вплоть до 2050-х годов. Наиболее значительным мероприятием является развертывание БРПЛ М-51 на подводных лодках типа «Триумфан».
Завершено перевооружение авиационной компоненты ядерных сил Франции на новую ЯКР ASMP-A с дальностью стрельбы 500 км. Новая ракета снаряжается термоядерным зарядом большой мощности. Носителями ЯКР являются истребители-бомбардировщики «Мираж» 2000N (авиабаза Истрес на Средиземноморском побережье страны) и «Рафаль» F3 (авиабаза Сен-Дизье к северо-востоку от Парижа). В качестве носителя ЯО может использоваться палубная версия истребителя «Рафаль», который базируется на борту авианосца «Шарль де Голль». В мирное время ЯО для этих самолетов хранится на континентальных складах.
Продолжение следует.
Подготовил: Актер