После окончания Второй мировой войны в американских вооруженных силах имелось значительное количество зенитных орудий среднего и большого калибра, малокалиберных зенитных автоматов и 12,7-мм пулемётных установок. К 1947 году около половины зенитных позиций 90 и 120-мм орудий на территории США были ликвидированы. Буксируемые орудия отправились на базы хранения, а стационарные зенитные установки законсервировали. Крупнокалиберные зенитки сохранились в основном на побережье, в районах крупных портов и военно-морских баз. Впрочем, сокращения коснулись и ВВС, значительную часть построенных в годы войны истребителей с поршневыми двигателями пустили на слом или передали союзникам. Это было связано с тем, что в СССР до средины 50-х не имелось бомбардировщиков, способных выполнить боевую задачу на континентальной части Северной Америки и вернуться обратно. Однако после окончания американской монополии на атомную бомбу в 1949 году, нельзя было исключить вариант, что в случае начала конфликта между США и СССР советские поршневые бомбардировщики Ту-4 будут совершать боевые вылеты в «одну сторону».
Маховик ядерной гонки раскручивался, 1 ноября 1952 года в США состоялось испытание первого стационарного термоядерного взрывного устройства. Через 8 месяцев в СССР была испытана термоядерная бомба РДС-6с. В отличие от американского экспериментального устройства высотой с двухэтажный дом – это был вполне пригодный для боевого применения термоядерный боеприпас.
В середине 50-х, несмотря на многократное превосходство американцев по числу носителей и количеству ядерных бомб, вероятность, что советские дальние бомбардировщики достигнут континентальной части США, увеличилась. В начале 1955 года в строевые части Дальней авиации начали поступать бомбардировщики М-4 (главный конструктор В.М. Мясищев), за ним последовали: усовершенствованный 3М и Ту-95(ОКБ А. Н. Туполева). Эти машины уже могли гарантированно достигнуть Североамериканского континента и, нанеся ядерные удары, вернуться обратно. Конечно, американское руководство не могло игнорировать угрозу. Как известно, кратчайший путь для самолетов, летящих из Евразии в Северную Америку, лежит через Северный полюс, и на этом пути было создано несколько рубежей обороны.
На Аляске, в Гренландии и северо-востоке Канады, на наиболее вероятных маршрутах прорыва советских бомбардировщиков была построена так называемая DEW-линия – сеть стационарных радиолокационных постов, соединенных между собой и командными пунктами ПВО кабельными линиями связи, и радиорелейными станциями. На нескольких постах, помимо РЛС обнаружения воздушных целей, впоследствии построили радиолокаторы предупреждения о ракетном нападении.
Для противодействия советским бомбардировщикам в середине 50-х в США были образованы так называемые «Барьерные силы» для контроля воздушной обстановки вдоль западного и восточного побережий США. В единую централизованную сеть оповещения увязали береговые РЛС, корабли радиолокационного дозора, а также аэростаты ZPG-2W и ZPG-3W. Основным назначением «Барьерных сил», расположенных на атлантическом и тихоокеанском побережьях США, являлся контроль воздушного пространства с целью раннего предупреждения о приближающихся советских бомбардировщиках. «Барьерные силы» стали дополнением к радиолокационным станциям DEW-линии, расположенным на Аляске, в Канаде и в Гренландии.
Корабли радиолокационного дозора появился ещё в годы Второй мировой и использовались ВМС США главным образом на Тихом океане в составе крупных корабельных эскадр, с целью своевременного обнаружения японских самолётов. В конце 40-х начале 50-х для переоборудования в корабли радиолокационного дозора в основном использовались транспорты типа «Либерти» и эсминцы типа «Гиринг» военной постройки. На кораблях устанавливались РЛС: AN/SPS-17, AN/SPS-26, AN/SPS-39, AN/SPS-42 с дальностью обнаружения 170-350 км. Как правило, эти корабли в одиночку несли дежурство на удалении до нескольких сотен километров от своего берега и, по мнению адмиралов, были весьма уязвимы для внезапных атак боевых самолётов и подводных лодок. Желая снизить уязвимость морских средств дальнего радиолокационного контроля, в 50-е годы в США приняли программу Migraine. В рамках реализации данной программы радиолокаторы устанавливались на дизельные подводные лодки. Считалось, что подводные лодки, обнаружив врага на экранах радиолокаторов, после выдачи оповещения смогут укрыться от противника под водой.
Помимо переоборудования лодок, построенных в военное время, ВМС США получили две ДЭПЛ специальной постройки: USS Sailfish (SSR-572) и USS Salmon (SSR-573). Однако дизель-электрические субмарины для несения длительного дежурства не обладали необходимой автономностью и из-за небольшой скорости не могли действовать в составе быстроходных оперативных групп, и их эксплуатация по сравнению с надводными судами обходилась слишком дорого. В связи с этим предусматривалось строительство нескольких специальных АПЛ. Первой атомной лодкой с мощной РЛС обзора воздушной обстановки стала USS Triton (SSRN-586).
РЛС AN/SPS-26, установленная на АПЛ «Тритон», была способна обнаружить цель типа «бомбардировщик» на дальности 170 км. Впрочем, после появления достаточно совершенных самолётов ДРЛО от использования подводных лодок радиолокационного дозора решили отказаться.
В 1958 году началась эксплуатация самолётов ДРЛО E-1 Tracer. Эта машина была построена на базе палубного транспортного самолёта снабжения C-1 Trader. Экипаж «Трейсера» состоял лишь из двух операторов РЛС и двух пилотов. Функции офицера боевого управления приходилось выполнять второму пилоту. К тому же в самолёте не хватило места для аппаратуры автоматизированной передачи данных.
Дальность обнаружения воздушных целей достигала 180 км, что по меркам конца 50-х было неплохо. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что «Трейсер» не оправдал надежд, и количество построенных ограничилось 88 единицами. Информация о цели с борта «Трейсера» передавалась пилоту перехватчика голосом по радио, а не централизовано через пункт управления полетами и КП ПВО. По большей части «Трейсеры» эксплуатировались в палубной авиации, для самолёта ДРЛО сухопутного базирования дальность обнаружения и время патрулирования были неудовлетворительными.
Гораздо лучшими возможностями обладали самолёты радиолокационного дозора семейства ЕС-121 Warning Star. Базой для тяжелых самолётов ДРЛО с четырьмя поршневыми двигателями послужил военно-транспортный самолёт С-121C, в свою очередь созданный на основе пассажирского авиалайнера L-1049 Super Constellation.
Большие внутренние объёмы самолёта позволили размесить бортовые радиолокационные станции обзора нижней и верхней полусферы, а также аппаратуру передачи данных и рабочие места для экипажа численностью от 18 до 26 человек. В зависимости от модификации на «Варнинг Старах» устанавливались БРЛС: APS-20, APS-45, AN/APS-95 , AN/APS-103. Поздние варианты с усовершенствованным БРЭО получили автоматическую передачу данных наземным пунктам управления системой ПВО и станции радиотехнической разведки и постановки помех AN/ALQ-124. Характеристики радиолокационного оборудования тоже последовательно улучшались, например РЛС AN/APS-103, установленная на модификации ЕС-121Q, могла устойчиво видеть цели на фоне земной поверхности. Дальность обнаружения высоколетящей цели типа Ту-4 (В-29) при отсутствии организованных помех для РЛС AN/APS-95 достигала 400 км.
Ещё на этапе проектирования конструкторы уделили большое внимание удобству работы и условиям обитаемости экипажа и операторов радиоэлектронных систем, а также обеспечению защиты персонала от СВЧ излучения. Время патрулирования обычно составляло 12 часов на высоте от 4000 до 7000 метров, но иногда продолжительность полёта доходила до 20 часов. Самолёты использовались как в ВВС, так и во флоте. ЕС-121 серийно строились с 1953 по 1958 год. По американским данным, за это время ВВС и ВМС было передано 232 самолёта, их служба продолжалась до конца 70-х годов.
Помимо «Барьерных сил» и станций DEW-линии в США и Канаде в 50-е годы активно строились наземные радиолокационные посты. Первоначально предполагалось ограничиться сооружением 24 стационарных РЛС большой мощности для защиты подходов к пяти стратегическим областям: на северо-востоке, в районе Чикаго-Детройт, и на западном побережье в районах Сиэтл - Сан-Франциско.
Однако после того как стало известно о ядерном испытании в СССР, командование вооруженными силами США санкционировало строительство 374 радиолокационных станций и 14 региональных командных центров ПВО по всей континентальной части США. Все наземные РЛС, большая часть самолётов ДРЛО и кораблей радиолокационного дозора увязывалась в автоматизированную сеть неведения перехватчиков SAGE (англ. Semi Automatic Ground Environment) — система полуавтоматической координации действий перехватчиков путём программирования их автопилотов по радио находящимися на земле компьютерами. Согласно схеме построения американской системы ПВО, информация с радиолокационных станций о вторгшихся самолётах противника передавалась в региональный центр управления, который, в свою очередь, управлял действиями перехватчиков. После того как перехватчики поднимались в воздух, их наведение происходило по сигналам системы SAGE. Система наведения, работавшая по данным централизованной сети РЛС, обеспечивала выведение перехватчика в район цели без участия пилота. В свою очередь центральный командный пункт ПВО Северной Америки должен был координировать действия региональных центров и осуществлять общее руководство.
Первыми американскими РЛС, развёртываемыми на территории США, были станции AN / CPS-5 и AN / TPS-1B /1D времён Второй мировой войны. Впоследствии основу американо-канадской радиолокационной сети составили РЛС AN / FPS-3, AN / FPS-8 и AN / FPS-20. Эти станции могли обнаруживать воздушные цели на дальности долее 200 км.
Для обеспечения детальной информацией о воздушной обстановке региональных командных центров ПВО строились радиолокационные комплексы, ключевой частью которых были стационарные РЛС большой мощности AN / FPS-24 и AN / FPS-26 с пиковой мощностью более 5 МВт. Первоначально вращающиеся антенны станций монтировались на железобетонных капитальных основаниях открыто, впоследствии для защиты от воздействия метеорологических факторов их стали укрывать радиопрозрачными куполами. При расположении на господствующих высотах станции AN / FPS-24 и AN / FPS-26 могли видеть высотные воздушные цели на дальности 300-400 км.
В районах, где была высока вероятность прорыва бомбардировщиков на малой высоте, развертывались РЛС AN / FPS-14 и AN / FPS-18. Для точного определения дальности и высоты полёта воздушных целей в составе радиолокационных и зенитно-ракетных комплексов использовались радиовысотомеры: AN / FPS-6, AN / MPS-14 и AN / FPS-90.
В первой половине 50-х основу ПВО континентальной части США и Канады составляли реактивные перехватчики. Для обороны с воздуха всей огромной территории Северной Америки в 1951 году имелось около 900 истребителей, предназначенных для перехвата советских стратегических бомбардировщиков. Кроме узкоспециализированных перехватчиков, к выполнению задач ПВО могли привлекаться многочисленные истребители ВВС и ВМС. Но самолёты тактической и палубной авиации не имели автоматизированных систем наведения на цель. Поэтому в дополнение к истребительной авиации было решено разработать и развернуть зенитно-ракетные комплексы.
Первыми американскими истребителями-перехватчиками, специально предназначенными для борьбы со стратегическими бомбардировщиками, были F-86D Sabre, F-89D Scorpion и F-94 Starfire.
Для самостоятельного обнаружения бомбардировщиков с самого начала американские перехватчики оснащались бортовыми радиолокаторами. Атаковать вражеские самолёты первоначально предполагалось 70-мм неуправляемыми ракетами «воздух-воздух» Mk 4 FFAR. В конце 40-х годов считалось, что массированный залп НАР позволит уничтожить бомбардировщик, не входя в зону действия его оборонительных артиллерийских установок. На взгляды американских военных относительно роли НАР в борьбе с тяжелыми бомбардировщиками большое влияние оказало успешное использование люфтваффе реактивных истребителей Ме-262, вооруженных 55-мм НАР R4M. Неуправляемые ракеты Mk 4 FFAR также входили в состав вооружения сверхзвуковых перехватчиков F-102 и канадских CF-100.
Однако против бомбардировщиков с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, имеющими гораздо большую скорость полёта по сравнению с поршневыми «Крепостями», неуправляемые ракеты оказались не самым эффективным оружием. Хотя попадание в бомбардировщик 70-мм НАР было для него смертельным, разброс залпа из 24 неуправляемых ракет на дальности предельной дистанции огня 23-мм пушек АМ-23 равнялся площади футбольного поля.
В связи с этим ВВС США активно вели поиск альтернативных видов авиационного вооружения. В конце 50-х на вооружение принята неуправляемая ракета AIR-2A Genie «воздух-воздух» с ядерной боевой частью мощностью 1,25 кт и дальностью пуска до 10 км. Несмотря на относительно небольшую дальность пуска «Джина», достоинством этой ракеты была высокая надёжность и нечувствительность к помехам.
В 1956 году ракету впервые запустили с борта перехватчика Northrop F-89 Scorpion, а в начале 1957 года приняли на вооружение. Подрыв БЧ осуществлялся дистанционным взрывателем, срабатывающим сразу же после завершения работы двигателя ракеты. Взрыв боеголовки гарантированно уничтожал любой самолёт в радиусе 500 метров. Но даже при этом поражение с её помощью скоростных высоко летящих бомбардировщиков требовало от пилота истребителя-перехватчика точного расчета пуска.
Помимо НАР на вооружение истребителей ПВО в 1956 году поступила ракета воздушного боя AIM-4 Falcon с дальностью пуска 9-11 км. В зависимости от модификации ракета имела полуактивную радиолокационную или инфракрасную систему наведения. Всего было произведено около 40 000 ракет семейства «Фалкон». Официально эта УР снята с вооружения ВВС США в 1988 году вместе с перехватчиком F-106.
Вариант с ядерной боевой частью имел обозначение AIM-26 Falcon. Разработка и принятие на вооружение этой УР связаны с тем, что ВВС США хотели получить ракету с полуактивным радиолокационным наведением, способную эффективно поражать сверхзвуковые бомбардировщики при атаке на встречном курсе. Конструкция AIM-26 была практически идентична AIM-4. Ракета с ЯБЧ была немного длиннее, значительно тяжелее и имела почти вдвое больший диаметр корпуса. На ней использовался более мощный двигатель, способный обеспечить эффективную дальность пуска до 16 км. В качестве боевой части использовалась одна из самых компактных ядерных БЧ: W-54 мощностью 0,25 кт, весившая всего 23 кг.
В Канаде в конце 40-х - начале 50-х также велись работы по созданию собственных истребителей-перехватчиков. До стадии серийного производства и принятия на вооружение удалось довести перехватчик CF-100 Canuck. Самолёт поступил на вооружение в 1953 году, Королевские ВВС Канады получили более 600 перехватчиков этого типа. Как и на американских перехватчиках, разработанных в то время, для обнаружения воздушных целей и прицеливания на CF-100 применялась РЛС APG-40. Уничтожение бомбардировщиков противника должно было осуществляться двумя батареями, размещенными на законцовках крыла, в которых имелось 58 70-мм НАР.
В 60-е годы в частях первой линии ВВС Канады CF-100 сменил сверхзвуковой F-101B Voodoo американского производства, но эксплуатация CF-100 в качестве барражирующего перехватчика продолжалась до середины 70-х.
В составе вооружения канадских «Вуду» имелись ракеты с ядерной боевой частью AIR-2A, что шло в разрез с безъядерным статусом Канады. По межправительственному соглашению между США и Канадой ракеты с ядерными боеголовками находились под контролем американских военных. Впрочем, непонятно как можно было контролировать в полёте пилота истребителя перехватчика, с подвешенной под его самолёт ракетой с ядерной боевой частью.
Кроме истребителей-перехватчиков и их вооружения, значительные средства в США тратились на разработку зенитных ракет. В 1953 году первые ЗРК MIM-3 Nike-Ajax начали разворачивать вокруг важных американских административно-промышленных центров и оборонных объектов. Иногда ЗРК располагались на позициях 90 и 120-мм зенитных орудий.
В комплексе «Найк-Аякс» использовалась «жидкостная» ЗУР с твердотопливным ускорителем. Наведение на цель происходило с помощью радиокоманд. Уникальной особенностью зенитной ракеты «Найк-Аякс» было наличие трёх осколочно-фугасных боевых частей. Первая, массой 5,44 кг, размещалась в носовой секции, вторая — 81,2 кг — в средней, и третья — 55,3 кг — в хвостовой. Предполагалось, что это позволит увеличить вероятность поражения цели, за счёт более протяжённого облака осколков. Наклонная дальность поражения «Найк-Аякс» составляла около 48 километров. Ракета могла поразить цель на высоте немногим более 21000 метров, двигаясь при этом со скоростью 2,3М.
Каждая батарея «Найк-Аякс» состояла из двух частей: центрального пункта управления, где располагались бункеры для персонала, РЛС обнаружения и наведения, счётно-решающее оборудование, и технической пусковой позиции, на которой располагались пусковые установки, склады ракет, цистерны с топливом и окислителем. На технической позиции, как правило, имелось 2-3 хранилища ракет и 4-6 пусковых установок. Однако рядом с крупными городами, военно-морскими базами и аэродромами стратегической авиации иногда сооружались позиции от 16 до 24 пусковых установок.
На первом этапе развёртывания позиции «Найк-Аякс» не укреплялись в инженерном отношении. Впоследствии, с появлением необходимости защиты комплексов от поражающих факторов ядерного взрыва, были разработаны подземные ракетные хранилища. Каждый заглубленный бункер хранил 12 ракет, подававшихся горизонтально через раскрывающуюся крышу гидравлическими приводами. Поднятая на поверхность ракета на рельсовой тележке транспортировалась к горизонтально лежащей пусковой установке. После заряжания ракеты ПУ устанавливалась под углом в 85 градусов.
Несмотря на огромные масштабы развертывания (на территории США с 1953 по 1958 год было развёрнуто более 100 зенитных батарей), ЗРК MIM-3 Nike-Ajax обладал рядом существенных недостатков. Комплекс был стационарным и не мог перебазироваться в разумные сроки. Первоначально между отдельными зенитно-ракетными батареями не осуществлялся обмен данными, в результате чего несколько батарей могли вести обстрел одной и той же цели, но игнорировать другие. Этот недостаток был впоследствии исправлен путём введения системы AN/FSG-1 Missile Master компании Martin, позволявшей вести обмен информацией между счетно-решающими устройствами отдельных батарей и осуществлять координацию действий по распределению целей между несколькими батареями.
Большие проблемы вызывали эксплуатация и обслуживания «жидкостных» ракет из-за использования взрывоопасных и токсичных компонентов топлива и окислителя. Это привело к форсированию работ по ракете на твёрдом топливе и стало одной из причин снятия с вооружения ЗРК «Найк-Аякс во второй половине 60-х годов. Несмотря на непродолжительный срок эксплуатации, компании Bell Telephone Laboratories и Douglas Aircraft успели с 1952 по 1958 год поставить более 13 000 зенитных ракет.
На смену ЗРК MIM-3 Nike-Ajaх в 1958 году был принят на вооружение комплекс MIM-14 Nike-Hercules. Во второй половине 50-х годов американским химикам удалось создать рецептуру твёрдого топлива, пригодную для применения в зенитных ракетах большой дальности. По тем временам это было очень большое достижение, в СССР повторить подобное удалось только в 70-е годы в зенитно-ракетной системе С-300П.
По сравнению с «Найк-Аякс», новый зенитный комплекс имел почти втрое большую дальность поражения воздушных целей (130 вместо 48 км) и высоту (30 вместо 21 км), что достигнуто путем применения новой, более крупной и тяжелой ЗУР и мощных радиолокационных станций. Однако принципиальная схема построения и боевой работы комплекса осталась прежней. В отличие от первого советского стационарного ЗРК С-25 ПВО Москвы, американские ЗРК «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес» были одноканальными, что существенно ограничивало их возможности при отражении массированного налёта. В то же время одноканальный советский ЗРК С-75 обладал возможностью смены позиций, что повышало выживаемость. Но превзойти по дальности «Найк-Геркулес» удалось лишь в фактически стационарном ЗРК С-200 с «жидкостной» ракетой.
Первоначально система обнаружения и целеуказания ЗРК «Найк-Геркулес», работающей в режиме непрерывного излучения, была практически аналогична ЗРК «Найк-Аякс». Стационарная система имела средства опознавания государственной принадлежности авиации и средства целеуказания.
В стационарном варианте зенитные комплексы объединялись в батареи и дивизионы. В составе батареи имелись все радиолокационные средства и две стартовые площадки по четыре пусковых установки. Каждый дивизион включает шесть батарей. Зенитные батареи обычно размещались вокруг защищаемого объекта на расстоянии 50-60 км.
Однако военных вскоре перестал устраивать чисто стационарный вариант размещения комплекса «Найк-Геркулес». В 1960 году появилась модификация Improved Hercules - «Усовершенствованный Геркулес». Пусть и с определёнными ограничениями, этот вариант уже можно было развернуть на новой позиции в разумные сроки. Помимо мобильности, модернизированный вариант получил новую РЛС обнаружения и модернизованные радары сопровождения цели, с повышенной устойчивостью к помехам и возможностью отслеживания высокоскоростных целей. Дополнительно в состав комплекса был введён радиодальномер, осуществлявший постоянное определение дистанции до цели и выдававший дополнительные поправки для счетно-решающего устройства.
Прогресс в миниатюризации атомных зарядов позволил оснастить ракету ядерной боевой частью. На ЗУР MIM-14 Nike-Hercules устанавливались ЯБЧ мощностью от 2 до 40 кт. Воздушный взрыв ядерной боеголовки мог разрушить летательный аппарат в радиусе нескольких сотен метров от эпицентра, что позволяло эффективно поражать даже сложные, малогабаритные цели вроде сверхзвуковых крылатых ракет. Большая часть зенитных ракет комплексов «Найк-Геркулес», развёрнутых в США, оснащалась ядерными боеголовками.
«Найк-Геркулес» стал первым зенитным комплексом с противоракетными возможностями, потенциально он мог перехватывать одиночные боеголовки баллистических ракет. В 1960 году ЗУР MIM-14 Nike-Hercules с ядерной боеголовкой удалось осуществить первый успешный перехват баллистической ракеты — MGM-5 Corporal. Впрочем, противоракетные возможности ЗРК «Найк-Геркулес» оценивались невысоко. Согласно расчётам, для уничтожения одного боевого блока МБР требовалось не менее 10 ЗУР с ЯБЧ. Сразу после принятия на вооружение противосамолётного комплекса «Найк-Геркулес» началась разработка его противоракетного варианта «Найк-Зевс» (подробней здесь: Система ПРО США ). Также у ЗРК MIM-14 Nike-Hercules имелась возможность нанесения ядерных ударов по наземным целям, с заранее известными координатами.
Всего в США к середине 60-х было развернуто 145 батарей «Найк-Геркулес» (35 построено заново и 110 переоборудовано из батарей «Найк-Аякс»). Это позволило обеспечить достаточно эффективную защиту основных промышленных районов. Но, по мере того как основную угрозу для объектов в США стали представлять советские МБР, численность развёрнутых на территории США ракет «Найк-Геркулес» стала снижаться. К 1974 году все ЗРК «Найк-Геркулес» за исключением батарей во Флориде и на Аляске были сняты с боевого дежурства. Стационарные комплексы раннего выпуска по большей части были утилизированы, а мобильные варианты после проведения восстановительного ремонта перебрасывались на заокеанские американские базы или передавались союзникам.
В отличие от Советского Союза, окруженного многочисленными базами США и НАТО, территории Северной Америки не угрожали тысячи боевых самолётов тактической и стратегической авиации, базирующиеся на передовых аэродромах в непосредственной близости от границ. Появление в СССР в значимых количествах межконтинентальных баллистических ракет сделало бессмысленным развёртывание многочисленных радиолокационных постов, зенитных комплексов и строительство тысяч перехватчиков. В данном случае можно констатировать, что миллиарды долларов, потраченные на защиту от советских дальних бомбардировщиков, были в итоге выброшены на ветер.
Продолжение следует…
По материалам:
https://fas.org/nuke/guide/usa/airdef/searching_the_skies.htm
http://www.boeing.com/history/products/mb-1-air-2-genie-missile.page