«Ад – это, когда нельзя больше любить», - это определение Ф.М. Достоевского могло бы стать эпиграфом к постановке «Короля Лира» на сцене Малого театра.
Сама атмосфера спектакля: мрачные декорации, тревожное музыкально-звуковое сопровождение – уже погружают зрителя в некий пугающий мир, в котором едва ли возможно различить хотя бы проблеск надежды. Грубоватый в сравнении с привычным классическим перевод Сороки не оставляет места для отвлечённой сентиментальности, раскрывая характеры и страсти героев во всей их наготе.
В этой постановке нет ничего от набившего оскомину «модернизма», никаких вольных дополнений гениального произведения. Напротив, всё выдержано в стиле классическом, но при этом трагедия Шекспира обретает особую остроту, обнаруживая такие глубины, которые прежде оставались в значительной степени прикровенными. В этом особый дар режиссёра Антона Яковлева: дойти до самой сути произведения, до самых сокровенных его смыслов – и донести их до зрителя.
«Король Лир» - одна из самых многогранных трагедий Шекспира. Здесь и драма отца, и бедствие разделённого в приступе самодурства царства, и всегдашняя кажущаяся слабость правды, искренности перед ложью и лестью… Но главное, объединяющее все эти грани – это то, как властолюбие и алчность, деспотизм и гордыня обращают мир в самый настоящий ад, из которого нет спасения. Бог, как известно, есть Любовь. Жизнь есть Любовь. Там, где Любовь иссякает, не остаётся места для жизни, бездна поглощает всех.
Такая бездна и показана в «Короле Лире». Бездна, в которую смотрит весь наш мир. Мир иссякающей любви и торжествующих страстей, мир бессильного добра и всё сокрушающего зла. Мир, изгоняющий Бога… Что ждёт его? То, что в миниатюре увидели мы на сцене Малого театра. В финале постановки почти физически ощущаешь тот бесконечный холод, пустоту и безнадежье, что воцаряются на подмостках. И вспоминается восклицание Гоголя: «Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире!» Впрочем, это уже не Божий мир, а мир, из которого Бог был изгнан… «Се, оставляю дом ваш пуст!»
«Король Лир» в постановке Антона Яковлева смотрится, как настоящая мистерия, мистерия-предостережение – без исключения всем. Как и предыдущие спектакли режиссёра, он обращается к каждой душе, пробуждая, обращая внутрь себя и одновременно к единственному Источнику любви и силы.
Е.В. Семёнова
|