Приближается 30-ая годовщина кончины генерала Врангеля, и живее вспоминается уже перекрытая многими позднейшими событиями исключительной важности наша основная «Белая» борьба с нашим злейшим врагом коммунизмом. Многое из этой борьбы уже потускнело в туманной дали 4-х десятилетий... Но в памятные годовщины хочется напоминать соратникам еще пощаженным «рекою времен», наиболее яркие имена и наиболее яркие события...
Генерал Врангель... Многое сказано и написано о нем. и кажется даже, что все, что может быть сказано сейчас. будет простым повторением уже давно сказанного...
Но есть вопросы, пусть даже теоретически, которые, как кажется, в русской зарубежной военной печати поставлены не были. Когда прошло первое десятилетие – время живых воспоминаний о борьбе на родных просторах, а также и время, необходимое для какого-то устроены зарубежной жизни, мы подумали о пополнении наших знаний, об изучены долгого и богатого боевого опыта 1-й Мировой и Гражданской войн, о подготовке себя к второму этапу вооруженной борьбы, в приближение которого мы верили. За это дело взялся ген. проф. Головин. Он открыл в Париже и Белграде Высшие военно-научные Курсы. Курсы родили Военно-научные Институты, и поднялся вопрос о соответствующей нашей эпохе «военной доктрине» – по-русски - «науке побеждать». Доктрина эта уже была предложена, еще до 1-ой войны, группой талантливых русских офицеров. с тогда полковником Головиным во главе. В широких кругах Российской армии это предложение, однако еще не успело до начала войны широко распространиться, и даже в высшем командном составе царствовало разногласие между прежней (19-го века) «умозрительной» рутиной и волевой, наступательной «новой» школой. И естественно, что на Курсах и в Институтах проф. Головина это разногласие явилось основным критерием и наиболее интересным вопросом при военно-историческом изучении операций обеих войн и выдвинувшихся в них военачальников.
Результат этого изучены дал весьма интересный вывод, весьма приятный для сторонников «новой школы»: выигранными в условиях и той, и другой войны оказывались те операции, в предвидении которых ясно были видны черты этой школы, а «удачными», т. е. побеждавшими, генералами –- те, которые взгляды этой школы усвоили или по личному своему военному миросозерцанию этим взглядам соответствовали.
И, любопытно, что не углубление в теоретически выкладки «точных» наук обуславливали боевой успех, а активная воля, основанная на здравом смысле и учете психологических данных, т. е. духовных сил ЖИВОГО человека.
Оглянемся сейчас назад. на «Белую борьбу» и ее вождей, тех, которые обычно видели победу, часто даже тогда, когда казалось, что «сила солому ломит». Упомянем только некоторых и из более старых и из совсем молодых; и с высшим военным образованием, и только со средним, и даже вовсе без военного образования. – Здесь прежде всего «старики»: Деникин. Корнилов. Марков. Потом «молодые», усвоившие «новую школу» в Академии, – Врангель, Каппель, Шифнер-Маркевич; наконец «неученые» - Кутепов. Бабиев. Туркул. Еще здравствующих – не упоминаю.
Какое же место между ними занимает Врангель?
Судьба дала ему военный талант, высшее образована в период борьбы Академии за новые идеи, затем исключительно удачное поле для приложена таланта и знания: управление большими конными соединениями в условиях гражданской войны на Сев. Кавказе. Нигде так отчетливо не видны черты школы военного искусства, как в такой обстановка. Пусть даже конница стала ныне анахронизмом, но в 1918 г., в Гражданской войне, она была не только вполне нормальным, но, может быть, даже сильнейшим родом войск. В особенности, если речь идет о коннице Врангеля... Вспоминается октябрьский прорыв 1-ой Конной дивизии на Урупе: неожиданное сосредоточение дивизии с 60-верстного фронта (за исключением всего 2-х полусотен) к месту переправы, прорыв на рассвет. Тяжелый, но победный бой с «дивизией Демоса» и преследование до станции Овечки (25 верст) – ВЫХОД В ТЫЛ главных сил красных у Армавира. Результат: общий отход (собственно – бегство) всей красной армейской группы.
Дальнейшее развитие операции конной дивизии Врангеля являлось как бы показной лекцией по боевом применении «новой школы»: маневр. удар. опять маневр. Приказ ген. Деникина помочь пехоте овладеть городом Ставрополем. Дивизия «исчезает», обходит лесами Ставрополь и врывается в него с севера, откуда ее никто не ждал: ни враг. ни свои ... Противник старается собрать остатки своих частей северо-восточнее Ставрополя. Мороз. Снежная буря. Нарушение связи, нет распоряжений. Врангель ничего не ждет – бросает город, устремляется на северо-восток и разгоняет не успевших устроиться красных. Дальше под его командой уже. Конный Корпус – и соответственно растет размах его маневрирования и сила ударов на широком пространстве – от Ставрополя на северо- восток до Маныча (160 верст).
Не перечесть здесь отдельных операций. Идут недели... И неожиданно встала для белых грозная опасность. Красному командованию удалось сформировать в районе Минеральных Вод новую, 11-ю сов. армию, и бросить ее в направлении Ставрополя (с юго-запада). 20 декабря 1918 г. в Ставрополь прибыл Главнокомандующий ген. Деникин с прибывшими на юг России представителями Англии и Франции, и именно в этот день, прикрывавший район Ставрополя, 1-й Армейский Корпус ген. Казановича был стремительно атакован и потеснен. Создавалось почти критическое положение. Единственно, кто мог помочь – Конный Корпус ген. Врангеля – был далеко, был раскидан на обширном пространстве и, главное, связь с пим потерялась.
Но Врангель узнал об этой угроза соседу. За 12 часов он собрал к своему южному флангу к с. Петровскому - почти весь свой корпус (10 конных полков), при чем многим частям пришлось сделать для этого 80-верстный пробег. Дав им ночь отдыха, ген. Врангель лично повел эту грозную конную массу по глубоким тылам красных. Около 2-х часов дня 21-го декабря были перехвачены все тыловые пути красных и захвачены все армейские учреждения, обозы и самый штаб, и... 11-я советская армия рассыпалась. Важнейшее событие этого дня конная атака одновременно несколькими полками разыгралось у местечка Александры, 50 верст южнее Петровского.
Этих примеров достаточно, чтобы судить о характере «науки побеждать» Белой Армии. Конечно, мы говорили только о Врангеле, т. к. статья посвящается его памяти. Но если бы мы разобрали бои остальных, упомянутых выше генералов (да и многих других белых вождей), то мы почти везде увидали бы те же черты активной, смелой и волевой школы военного искусства. Во второй половине XIX века, да и в Русско-Японской войне, такие действия психологически не были возможны (исключена только Скобелев).
И было бы очень грустно, если бы, с уходом в вечность «Белых» вождей, были бы забыты в русском военном ИСКУССТВЕ их достижения в «науке побеждать».
П.Н. ВРАНГЕЛЬ. Юбилейный сборник.
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15458/ |