Судя по выступлениям на Гайдаровском форуме, управленческая элита не собирается ничего менять, но уже готовится к наступлению скандинавского социализма. Как считает лидер ПАРТИИ ДЕЛА, автор стратегии экономического роста России Константин Бабкин, нам до этого еще далеко. В интервью «Накануне. RU» он рассказал о том, что необходимо предпринять для уверенного развития и построения более справедливого государства.
Вопрос: Вчера завершился Гайдаровский форум. Каковы Ваши впечатления от мероприятия, посвященного в этот раз «вещам поважнее экономики»?
Константин Бабкин: Экономику гайдаровцы не хотят обсуждать, хотя это выглядит странно. Те, кто собрались на форум, занимают высшие позиции в управлении экономикой России, но при этом обсуждать свои действия, обсуждать стратегию они не хотят. Я усматриваю в этом стремление закрепить существующий статус-кво, даже при темпах развития экономики России 2% в год. Видимо, их это устраивает, но устраивает ли это нас, граждан страны?
Это запрограммированное отставание от темпов развития мира. Это значит, Россия постепенно превращается из второсортной в третьесортную державу. При этом те, кто собрался на Гайдаровском форуме, обсуждать ничего не хотят. Поэтому мероприятие выглядело достаточно бледно, бесперспективно.
Вопрос: Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия должна превратиться во вторую Норвегию. Как Вы считаете, нам правда готовят скандинавский социализм?
Константин Бабкин: Смотря что скрывается за этими словами. В Норвегии, как известно, существует фонд будущих поколений, огромные деньги выводятся из страны и инвестируются в экономики зарубежных стран. Для наших финансовых властей Норвегия, наверное, в этом смысле пример, и они планируют продолжать уже устоявшуюся практику вкладывания минимально свободных денег в другие страны. Эта практика проводилась много лет через Резервный фонд, золото-валютные резервы Центробанка. Теперь нам приводят в пример Норвегию, дескать, посмотрите, Норвегия делает так, значит, и мы так должны. Но я не думаю, что это действенный рецепт по выводу России из кризиса.
Вопрос: А если говорить о налогах, то как в скандинавских странах обстоят с ними дела, и как нужно сделать у нас?
Константин Бабкин: Как известно, там очень высокие налоги, но, тем не менее, в скандинавских странах находят возможность поддерживать свою промышленность, сельское хозяйство. Субсидии для сельского хозяйства в Норвегии одни из самых больших в Евросоюзе, порядка 900 евро на гектар. Но вряд ли, когда наш министр финансов говорит, что он хочет превратить Россию в Норвегию, он имеет в виду увеличение аграрных субсидий. Лишь часть действий правительства Норвегии он планирует, наверное, копировать. При чем не лучшую. Норвегия, где живет 5 млн человек и есть огромные запасы нефти и газа, может вести себя по-другому, но Россия, которая должна развивать свою экономику, сельское хозяйство, промышленность, не может жить на одной нефтегазовой ренте. Мы должны жить за счёт создания реальной экономики. Поэтому слова министра финансов меня не порадовали.
Вопрос: По Вашим наблюдениям, что-то в подходах к развитию собственного несырьевого производства в стране меняется в лучшую сторону?
Константин Бабкин: По выступлениям на Гайдаровском форуме я не увидел, что они собираются что-то менять в лучшую сторону. Если отвлечься от этого форума, то кое-что меняется, появляются элементы протекционизма, начинается поддержка экспорта. Робкие шаги есть, но они локальные, все могло бы быть гораздо лучше и решительнее. Проведенный Гайдаровский форум мне показывает, что такой решимости улучшить экономическую политику у властей нет.
Вопрос: Известно, что готовится Госсовет по реализации экономического потенциала регионов. Вас приглашали к работе, хотели бы поучаствовать?
Константин Бабкин: Да, начали приглашать. Может быть, этот совет пройдет на территории «Ростсельмаша». Хотел бы поучаствовать, но пока содержание обсуждения мне не раскрывали.
Вопрос: Что бы Вы предложили рабочей группе Госсовета, которую, как известно, возглавляет губернатор Владимир Якушев? Может быть, опыт работы программы поддержки сельхозмашиностроения, когда аграриям возмещается часть затрат на приобретение техники по постановлению Правительства № 1432?
Константин Бабкин: Да, как пример. Расширить действие этой программы субсидирования и продвижения техники российского производства на другие отрасли. Или заменить эту программу какими-нибудь аналогами, например, снижением налогов или процентных ставок. Послушаем, какие основные доклады готовятся и что можно будет добавить нам, промышленникам. Я считаю, что в нашей стране все может быть гораздо лучше, потенциал для этого огромный.
Вопрос: В этом году нас ждут выборы президента, а ещё раньше возможно усиление санкционного давления на Россию, тогда как капиталы всё больше утекают за границу. Вообще в этих условиях можно ли выжить без национально ориентированного бизнеса?
Константин Бабкин: Ни одна страна не может выжить без национального бизнеса. Санкционное давление — это палка о двух концах. Западные страны придумали эти санкции, чтобы ослабить нашу экономику, но это привело к тому, что сельское хозяйство начало расти. Понемногу улучшается экономическая политика: начали поддерживать экспорт, сельское хозяйство, появились субсидии для промышленности. Сельское хозяйство, например, начало расти, начало расти и сельхозмашиностроение, и в других локальных отраслях есть успехи. Поэтому очередная волна санкций, о которой может быть объявлено в начале февраля, я думаю, приведёт не к ослаблению нашей страны, а будет иметь скорее позитивный эффект.
Вопрос: Ожидается, что санкции ударят по ближайшему окружению президента…
Константин Бабкин: Эти персональные санкции или угроза их применения приведет к тому, что олигархи из 90-х годов, либералы, глобалисты непатриотических воззрений встанут перед выбором: оставаться в России или переводить свои публичные интересы на Запад.
Думаю, это все приведёт к тому, что станут более понятны правила игры для предпринимателей и политиков, и агенты прозападного влияния просто уедут из страны. Такую политику, насколько можно судить, выбрало руководство «Альфа-банка», которое заявило, что не будет работать с оборонными предприятиями России. Это, по моему мнению, Алексей Мордашов (владелец «Северстали», — прим. «Накануне. RU»), лоббист вступления России в ВТО, который всё более явственно будет переводить свои интересы на Запад. Это и ряд других представителей олигархии 90-х годов, их влияние в России ослабнет. Поэтому санкции приведут к тому, что агенты прозападного влияния станут здесь менее влиятельными. Это такие вещи, которые не принципиально повлияют на состояние дел в России. Успех нашей экономики на 99% зависит не от погодных условий, не от действий западных стран, а от того, как ведёт себя наше собственное Правительство. Я думаю, угроза санкций приведет к тому, что Правительство понемногу будет становиться более разумным, патриотичным и эффективным. Это не сразу произойдёт, но произойдёт обязательно. В долгосрочном плане я оптимист в отношении нашей экономики, но в ближайшей перспективе всё может быть не очень радужно, потому что политика по-прежнему остается гайдаровской. Ее приверженцами было сделано всё для того, чтобы «красных директоров» в России не стало.
Вопрос: Вы являетесь автором экономической стратегии ТПП, по мнению экспертов, наиболее реальной в нынешних условиях, способной дать эффект в кратчайшие сроки, поэтому хорошо понимаете ответ на вопрос «что делать». Вкратце, что и в какой срок эта программа может дать по сравнению с тем, что есть сейчас?
Константин Бабкин: Наша стратегия может дать бурный рост в течение четверти века. За это время Россия может расти темпами 12–15% в год. Такие примеры были во многих странах. Китай растёт уже 35 лет такими темпами, мы могли бы повторить такой исторический период для нашей страны. Как только наша стратегия будет принята за основу действий Правительства, этот рост начнётся.
Источник: «Накануне. RU»
|