В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт. Кому наследует РФ. Русское зарубежье и зарубежные соотечественники (1)
Книга публикуется на "Русской Стратегии" с любезного разрешения автора
В большей степени повезло остзейским немцам, тем из них, кто после распада Российской империи остались на своих исконных землях, в новообразовавшихся государствах – Латвии и Эстонии. Несмотря на земельную реформу и частичный отъезд местных немцев в Германию в середине 1920-х гг., к 1940 г. они составляли до четверти всего населения Эстонии и Латвии. В городах этот процент был ещё выше. В 1940 г., вняв призыву А. Гитлера, балтийские немцы почти поголовно покинули страны Балтии и репатриировались на территорию Фатерланда. Их расселили, по большей части в Познани, которая с 1918 по 1939 гг. была в составе Польши. После разгрома Польши из Познани на восток были выселены поляки и евреи.
В период германской оккупации Прибалтики 1941–1944 гг. туда вернулись буквально единицы из числа остзейских немцев. Но в 1944 г. они покинули Прибалтику и уже навсегда. По сей день в Германии существует Германо – балтийское родословное общество. В нем состоят сыновья и внуки остзейских немцев, уроженцев нынешних Эстонии и Латвии. В лучшем случае о подвигах своих предков на службе государству Российскому они могут читать по-русски со словарём. Увы.
Те же остзейские немцы, кто после окончания Гражданской войны остался на территории Советской России и получили советское гражданство, испили горькую чашу советских репрессий и преследований по сословному принципу. Выше назвалось имя одного из представителей известной германо-балтийской фамилии фон Крузенштерн, расстрелянного по «Таганцевскому делу» в 1921 г. Погиб на Соловках в конце 1920-х гг. граф фон Сиверс, или фон Зиверс.
В 2000 г. в С.-Петербурге была издана книга воспоминаний барона Петера фон дер Остен – Сакена «Откровенные слова». Автор – представитель известной остзейской фамилии, родился ещё в Российской империи. Семья его уехала в Латвию после революции. В Латвийской республике барон отбыл воинскую повинность. Как и прочие остзейские немцы, их семья репатриировалась в Германию в 1940 г. Барон был призван на военную службу. В чине зондерфюрера – лейтенанта служил на оккупированных территориях Советского Союза. В конце войны сдался в плен американцам. Довольно скоро победители выпустили его на волю. Барон П. фон дер Остен – Сакен естественно остался в западной оккупационной зоне Германии. В дальнейшем стал известным ученым – астрономом. Спустя много лет после окончания Второй Великой европейской войны он смог побывать в СССР и восстановить разорванные родственные связи. Его кузен – советский гражданин, бывший барон В. фон дер Остен – Сакен чудом смог эвакуироваться из блокадного Ленинграда на «большую землю». На «большой земле» его репрессировали за то, что он немец и отправили на принудительные работы в составе т. н. Трудовой армии. Эта «армия» была сформирована советскими властями из российских немцев – граждан СССР и использовалась на тяжелых работах, которые в СССР, как правило, выполняли узники ГУЛАГа. Условия жизни в лагерях трудармейцев и труда, мало чем отличались от зэков. Барон фон дер Остен-Сакен выжил в этих лагерях и даже получил какую – то реабилитацию от советских властей. На трудовой фронт была мобилизована и его сестра – советская гражданка, как этническая немка.
Остзейские немцы, получив германское гражданство, в 1940-х гг. служили в Вермахте, или переводчиками – зондерфюрерами на оккупированных территориях СССР. Здесь можно вспомнить капитана В.К. Штрик-Штрикфельдта, по женской линии потомка известной остзейской фамилии фон Бок. Он написал спустя много лет после окончания войны книгу «РОА. Против Гитлера и Сталина». Книга переведена на русский язык и переиздавалась. Зондерфюрер А. фон Зиверс, или фон Сиверс, служил переводчиком в оккупированном немцами Смоленске. Он был родственником известного русского генерала фон Сиверса, командовавшего одной из русских армий на Северо-Западном фронте во Вторую Отечественную войну 1914 г. Можно назвать имена барона фон Корфа и графа фон дер Палена и ряд других балтийских, или остзейских немцев.
Российские немцы – жители больших городов, в XX в. почти полностью ассимилировались. Их так же не миновала «чаша сия» – чаша массовых советских репрессии. Большинство из них остались в России после распада СССР. Выехало меньшинство.
С началом Советско-германской войны немцы – крестьяне подлежали поголовной депортации. В первую очередь это касалось немцев Поволжья, чья автономная республика была ликвидирована в первые месяцы войны и так никогда больше не восстановленная. Подавляющее большинство немцев – мужчин были мобилизованы в трудовую армию. Тысячи и тысячи погибли в рядах этой трудовой армии. Гибли женщины и дети. Даже спустя годы после окончания войны, российские немцы рассматривались советскими властями если не как изменники Родины, то, как изменники потенциальные.
Советские власти не успели депортировать российских немцев с Украины и из Северной Таврии. Поэтому германские оккупационные власти их взяли на учет как этнических немцев-фольксдойчей. В 1944 г., в связи с наступлением советских войск, они ушли с территории СССР с отступающими германскими войсками. Германия испытывала нехватку людских ресурсов и поэтому многие молодые фольксдойчи – бывшие граждане СССР, были мобилизованы на военную службу, включая и войска СС. В частности некоторые молодые фольксдойчи из Северной Таврии в последние месяцы войны проходили подготовку в тренировочном лагере войск СС в Протекторате Богемия и Моравия.
После войны советский диктатор Сталин постарался их всех вернуть в СССР.
Т.о., когда в 1970-х гг. у российских немцев появилась возможность уехать на свою историческую Родину, они стали покидать СССР. Разумеется, эмигрировали они не в ГДР, а в ФРГ. Поток этот не был массовым. Сказывался страх перед советскими карательными органами, присущий едва ли каждому гражданину СССР, даже в относительно либеральные годы брежневского застоя. У многих российских немцев ещё были живы надежды на получение разрешения вернуться в Поволжье и восстановить немецкую культурную автономию. Во всяком случае, российские немцы, эмигрировавшие на свою историческую Родину до перестройки, по большей части успешно адаптировались на земле своих предков и интегрировались в германское общество. Проблемы начались у поздних переселенцев, тех, кто выехал из СССР и из стран СНГ в 1990-е гг. Об этом я уже писал, в частности в своем очерке «Россия в изгнании», который вошёл в сборник «Русский исход» в серии «Перекрёстки истории» издательства «Дрофа».
Примерно тогда же, т. е. в 1970-е гг., начали обивать пороги советских учреждений понтийские греки, добиваясь права на выезд на свою историческую Родину – Элладу.
В целом, третья волна эмиграции с территории бывшей Российской империи, пик которой пришёлся на 1970/80-е гг., по своему национальному составу, была не русской. Русские в ней составили меньшинство. Здесь можно вспомнить несколько имён русских эмигрантов, зато каких!
Лауреат Нобелевской премии по литературе писатель А.И. Солженицын. После кратковременного ареста КГБ в начале 1974 г. был выслан в Швейцарию, из – за опасений того резонанса, который могла бы вызвать расправа над непокорным.
Заставили эмигрировать во Францию писателя В.В. Максимова.
Будучи в командировке в Алжире в качестве переводчика, решил стать невозвращенцем М.В. Назаров.
Эти русские люди были в той или иной степени «ассимилированы» Русским Зарубежьем. Свидетельством тому стали роман – эпопея «Красное колесо» и сбор воспоминаний русских эмигрантов первой волны для будущей всероссийской мемуарной библиотеки А.И. Солженицыным. В.В. Максимов написал роман «Звезда Колчака». М.В. Назаров создал капитальный труд «Миссия русской эмиграции». В 1990-е гг. и Солженицын, и Назаров, вернулись в географические пределы своего Отечества.
Справедливости ради, следует сказать о том, что во всех трёх волнах русской эмиграции были и такие, кто постарались при получении иностранного гражданства сменить имя и фамилию на более созвучные местным жителям, забыть русский язык и побыстрее ассимилироваться.
Рубеж 1980 -90-х гг. ознаменовался всплеском новых тем, которые в условиях расширяющейся гласности, стало возможным открыть для граждан СССР. Первопроходцами выступили журналисты и публицисты, писатели, а уж потом историки.
Одной из таких тем, прежде запретных, стала русская белая эмиграция. Причем в то время ещё были живы свидетели, и даже участники Гражданской войны. Имена некоторых из них тогда же донесли до советских читателей, вместе с их рассказами. Это участник боев за освобождение Царицына 1919 г., офицер Христофоров, ветеран 2-го Дроздовского конного полка Лабунский, фейерверкер – корниловец Асеев и некоторые другие.
Интерес к этой теме был широкий и, как казалось, неподдельный. Об этом свидетельствовали тиражи воспоминаний белогвардейцев, изданные в СССР в те годы. Как память о том романтическом времени, я храню купленный в Петербурге сборник очерков Р. Гуля «Красные маршалы. Тухачевский, Ворошилов, Блюхер, Котовский». Тираж – 300.000 экземпляров. Вышедший в свет в том же, перестроечном 1990 г. другой сборник – «Белое дело: начало и конец. Р. Гуль Ледяной поход, ген. Деникин Поход на Москву, Р. Гуль Жизнь на фукса», я тогда, увы, проворонил. Мне подарили его спустя пятнадцать лет. Его тираж был 100.000. Весной 1990 г. в Москве я купил воспоминания генерал – лейтенанта Я.А. Слащова – Крымского «Белый Крым. 1920 г. Мемуары и документы». Тираж – 200.000 экземпляров. Для сравнения: биография генерала Л.Г. Корнилова, вышедшая в серии ЖЗЛ в 2006 г., авторы А. Ушаков, В. Федюк, её тираж – 5.000 экземпляров.
Осенью 1990 г. по первой программе Всесоюзного телевидения прошла премьера документального фильма «Русскш Домъ», часть первая, в которой рассказывалось о русской эмиграции первой волны. Сюжет был построен вокруг знаменитого Русского дома и русского кладбища в Сент – Женевьев де Буа под Парижем. К тому времени я уже знал, что мои родственники лежат на этом самом знаменитом заграничном русском погосте. Но по ходу фильма я пережил нечто такое, что трудно передать словами. Это чувство сродни тому, как будто то ты заглянул по другую сторону твоего суетного сегодняшнего бытия и не радующей тебя действительности.
На экране телевизора я увидел двоюродную сестру моей бабушки. И вот теперь наша родственница – пансионерка Русского дома в Сент – Женевьев де Буа делилась своими воспоминаниями: «Мой отец был судейским генералом у генерала Деникнна и возглавлял Особую комиссию…. Добровольческая армия шла на Москву, что бы свергнуть власть большевиков. А потом, когда большевиков прогонят, должны были собрать Учредительное собрание. А уже собрание решит, какой порядок должен быть в России, конституционная монархия, или республика». Не ручаюсь, что дословно воспроизвожу её монолог, но смысл был примерно такой. На вопрос о советской власти наша родственница ответила: «Моя семья бежала из Москвы осенью 1918 года. Поэтому, что такое советская власть, я не знаю с восемнадцатого года».
Через несколько лет после этой премьеры я её навестил в Русском доме в Сент – Женевьев де Буа в 1994 и 1995 гг. Сейчас она покоится там же, где её родители, муж, сестра, сын. Вечная память Юлии Георгиевне Барсовой, ур. Мейнгардт (1899–1997)!
Вот на таком общественно-политическом фоне в августе 1991 г. в Москве состоялся первый съезд соотечественников. Тогда всем всё было понятно, кто такие наши зарубежные соотечественники – это русские и россияне, вынужденные покинуть географические пределы своего Отечества в годы Гражданской войны, в годы Второй мировой и в эпоху застоя. Причины были для такого шага политические.
Работа конгресса по времени совпала с попыткой государственного переворота, предпринятой группой высших чиновников советской партийно – хозяйственной номенклатуры, создавшей для этого ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению. Участники конгресса стали свидетелями драматических событий, развернувшихся в Москве 19–21 августа 1991 г. Попытка переворота потерпела позорное фиаско и перед русскими и россиянами открывались реальные возможности для демонтажа комммуно-советского режима и проведения над ним судебного процесса по образу и подобию Нюрнбергского. Но этого не произошло. В значительной степени по вине тех политиков, кто тогда оказался вознесенным на вершину политического Олимпа. В первую очередь в этом вина первого президента РФ Ельцина Б.Н. и российских демократов «первой волны». (кстати, а где демократы «второй волны»? может кто-то слыхал о таких? прим. Автора)
А через несколько месяцев после выступления ГКЧП распался Советский Союз. Когда я слышу «реанимированную» мелодию «Гимна Советского Союза», я невольно вспоминаю куплет -
Союз нерушимый республик свободных Сплотила на веки великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов, Великий могучий Советский Союз!
И в голове вертится вопрос, как же так бесславно закончил свое существование «сплочённый на веки» «великий» и «могучий» Советский Союз, со всеми своими атрибутами, в т. ч. и гимном? Наконец, где же была в августе 1991 г. та самая «несокрушимая и легендарная» Советская армия, «в боях познавшая радость побед», о которой мы пели в школе на уроках пения?
Вина первых лиц РСФСР, УССР, БССР, подписавших в декабре 1991 г. договор о денонсации Союзного договора 1922 г., очевидна. Промолчали тогда все те, кто позднее стали критиковать задним числом Ельцина, Кравчука, Шушкевича. Но при этом критиканы забывают о том, что создатели СССР в 1922 г. обошлись без референдумов и при этом, абсолютно произвольно проводили и перекраивали внутренние границы СССР. Тем самым они закладывали мины замедленного действия под фундамент СССР. А мины имеют обыкновение взрываться, рано или поздно. Вот они и взорвались на рубеже 1980 – 90-х гг.
За чередой драматических событий, последовавших за развалом СССР, уже порядком забылось, с чего начались конфликты на национальной почве в СССР. Эти конфликты унаследовали в той или иной степени бывшие союзные республики, ставшие независимыми государствами, признанными мировым сообществом.
За давностью лет, наверное, уже забылось, что самым первым конфликтом на национальной почве, открывшим цепь кровавых конфликтов на территории СССР были столкновения в Сумгаите. Там в 1988 г. произошли кровавые антиармянские погромы, устроенные азербайджанцами. В 1990 г. в Баку азербайджанцы устроили погром иноплеменников, которые в тот момент были такими же, как азербайджанцы гражданами СССР. За этим вспыхнула война между армянами и азербайджанцами из – за Нагорного Карабаха. Военные действия прекратились к 1994 г. Итого войны таков: де – факто Азербайджан Нагорный Карабах потерял. Азербайджанцы бежали из Нагорного Карабаха. Армяне никогда не согласятся на повторное включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Но правящие круги Азербайджана не могут принять такое положение вещей, ибо соплеменники их обвинят в предательстве национальных интересов, в потере территории, которую они считают своей. Плюс проблема беженцев из нагорного Карабаха, которая тоже дает о себе знать. Виноваты в этом сторонники советской государственности.
Произвольно проводя границы на Кавказе в начале 1920-х гг., они включили населенный преимущественно армянами Карабах, в состав Азербайджана. Если бы они включили Карабах в состав Армении, то возможно, что и войны в начале 1990-х гг. не было.
В начале 1990-х гг. Абхазия завоевала независимость от Грузии в ходе войны. Её так же, абсолютно произвольно включили в состав Грузинской ССР. Если бы у отцов – основателей СССР хватило ума включить Абхазию в состав РСФСР, или предоставить статус союзной республики, то, возможно, что и этой войны удалось бы избежать. После распада СССР, Грузия пыталась удержать её силой, но из этого ничего не вышло. Спустя много лет после того, как абхазы отстояли независимость своей страны с оружием в руках, они провозгласили её в 2008 г. Т. е. положение, которое существовало более полутора десятков лет де-факто, получило свое закрепление де-юре.
Мировое сообщество, поспешившее признать независимость Косово от Сербии, ещё раз продемонстрировало свои двойные стандарты, не желая признавать независимость Абхазии и упрекая РФ в поспешности признания того, что де-факто имеет место быть уже без малого два десятка лет.
Создание в 1940 г. Молдавской ССР из собственно Молдавии (Бессарабии) и Приднестровья, так же в начале 1990-х гг. откликнулось ещё одной войной.
До 1917 г. у киргиз – кайсаков, или казахов, своего государства не было, поскольку они были кочевым народом, скотоводами. Но вот после окончания Гражданской войны была образована Казахская ССР и в её состав включили земли Семиреченского казачьего войска и земли юга Сибири. Становление молодого государства Казахстан в начале 1990-х гг. сопровождалось всплеском националистических настроений. Это привело к массовым отъездам российских немцев из Казахстана в ФРГ, а русских и русскоязычных в РФ.
Подобные процессы происходили в те годы и в соседних республиках Средней Азии, бывших до 1991 г. в составе СССР. У местных националистов тогда стал популярен лозунг адресованный русским: «Чемодан, вокзал, Россия!» Спустя десять лет русские дали ответ: «Чемодан, вокзал, кишлак!» Или аул.
После окончания Второй великой европейской войны, населенную карпа-тороссами, или русинами Подкарпатскую Русь, присоединили к Украинской ССР, вместо того, что бы присоединить к РСФСР. Ведь хорошо известно, что в годы Первой великой европейской войны 1914–1918 гг. австрийские власти применяли жестокие репрессии против карпатороссов, справедливо подозревая их в пророссийских симпатиях. В то время как галицийские украинцы верой и правдой служили Габсбургам, исполняя свой воинский долг в рядах Австро – Венгерской императорско – королевской армии. Из этого же контингента германскими нацистами была сформирована Ваффен – гренадерская дивизия СС «Галичина» в годы Второй мировой империалистической войны.
Зачем СССР понадобилась Галиция, не понятно. Лучше, с точки зрения интересов России, подчёркиваю, России, а не СССР, превратить Галицию в независимое государство, или, отдать её обратно Польше.
По Рижскому мирному договору, РСФСР отдала в обмен на уничтожение СЗА генерала Н.Н. Юденича новообразованной Эстонской республике исконные русские земли – Печерский край с православной святыней – Псково – Печерским монастырем. Здесь всё было логично – ведь коммунисты – безбожники. В СССР сторонники советской государственности во главе сначала с Лениным, потом во главе со Сталиным последовательно претворяли в жизнь свою богоборческую политику. Хорошо, что после войны у советских руководителей хватило ума включить Печерский край в состав РСФСР.
В 1954 г. советский лидер Н.С. Хрущов подарил Крымский полуостров, входивший в состав РСФСР, Украинской ССР. Крымская автономная республика вошла в состав другой союзной республики СССР. Правда, Севастополь был подчинён на прямую, союзному центру – Москве, а не Киеву. Так возникла по вине советского руководства во главе с Хрущовым проблема Крыма. При этом следует напомнить, что в 1918 г., когда территория Украины была оккупирована германскими и австро-венгерскими войсками, Крым не был включен в состав Украинской державы гетмана П.П. Скоропадского.
Мало общего имеют с центральной Украиной восточные области Украины, не говоря уже о Галиции.
Так, или иначе, но в результате распада СССР, около двадцати пяти миллионов этнических русских оказались за пределами нынешней РФ. Их стали называть зарубежными соотечественниками. Правда, с поправкой – соотечественники из ближнего зарубежья.
|