Размышления путешественника "в драме истории"
Начало беседы
Р.А.: При виде русофобии в нынешних постсоветских государствах, как Вы думаете, существовала ли политическая многосоставная российская нация до революции, как о ней сегодня принято говорить?
М.Н.: И да (в какой-то своей части), и нет в целом, в российской огромности... Тогда это была не похожая на все другие Империя с державообразующим триединым русским народом (кажется, 67 % в 1897 году), в которую входили очень разные народы с разными правами и обязанностями: от первобытных северо-сибирских племен до фактически автономных государств как Финляндия. Однако русский народ был первенствующим по своей организующей и удерживающей имперской функции, да и не могло быть иначе.
Р.А.: Давайте уж заодно уточним и понятие империи, которое используется сегодня немалой частью русского патриотического движения и тоже вызывает неоднозначную реакцию... Ведь в современных языках слово "империя" явно отрицательное с жупелом "империализма".
М.Н.: Империя (лат.: верховная власть) возникает из естественного экономического или военно-завоевательного (в соперничестве с соседями) расширения политической власти могущественной державы на соседние малые народы без их национальной унификации. Это далеко не всегда плохо для них, если более культурная центральная власть создает дороги, каналы и прочую инфраструктуру, повышает уровень жизни, облагораживает дикие обычаи, умиротворяет давние конфликты между малыми народами, устанавливает более справедливые законы (поэтому, в частности, ни Христос, ни апостолы не порицали Римскую имперскую власть, видя в ней организующее удержание от зла). Плохо, если центр эгоистично эксплуатирует окраины, чего в Российской империи не было.
Имперское расширение дореволюционной России диктовалось на юге и на востоке обороной от осколков Орды, в Средней Азии ‒ защитой добровольно просившихся под русскую защиту малых народов, на Кавказе ‒ защитой христианских народов от иранского и турецкого притеснения, на Балканах ‒ освобождением христиан от турецкого рабства, войны с Турцией за возвращение Малороссии и Крыма привели к возвращению России на Черное море (где в Х веке в противодействие Хазарии было основано Тмутараканское русское княжество, просуществовавшее до нашествия Орды). При этом везде мы видим умиротворение конфликтов и великодушную защиту слабых народностей от сильных соседей, культурное и правовое облагораживание обычаев, доступ для желающих истины Православия, что для языческих народностей северо-востока было особенно важно и спасительно в их духовном развитии.
От упомянутой составной политической нации империя отличается тем, что узаконивает относительное естественное административно-политическое (но не личное гражданское!) неравноправие, ибо она объединяет порою совершенно чужекультурные составляющие на разных уровнях развития, представители которых по своим личным качествам могут допускаться к участию в центральной администрации, но они не могут существовать без державообразующего стержневого народа, который несет на себе основную ответственность и государственное бремя. От его благополучия зависит благополучие всех остальных, поэтому, сознавая это, малые народы не могут требовать от стержневого народа умаления его интересов и влияния. Так было в Римской империи в ее лучшие времена, так было в Российской империи ‒ Третьем Риме, поэтому, с моей точки зрения, она не была нацией в нынешнем западном понимании.
И больше всего прав и обязанностей возлагалось на русских ‒ только так столь огромное государство и могло существовать, причем на основе уникального качества русских, о котором сказал К.С. Аксаков: «Русский Народ не есть народ, это человечество; народом он является от того, что обставлен народами исключительно с народным смыслом, и поэтому человечество в нем является народностью». Именно в этом качестве можно видеть главную разгадку геополитического феномена русского освоения срединной части земной суши, то есть духовную сущность вселенской "удерживающей" православной империи Третьего Рима, донесшего свет Православия до американского континента.
Р.А.: С этой точки зрения, заморские колониальные империи европейцев были чисто эксплуататорскими и Российская империя не заслуживает сравнения с ними. Особенно, учитывая работорговлю и геноцид туземного населения в Америке...
М.Н.: Разумеется. Но православную Российскую империю уже не восстановить, как и интернациональную советскую. Максимум возможного ‒ взаимовыгодный оборонный и Таможенный союз. И у русского народа нет на это сил в нынешнем расчлененном состоянии после большевицкого Русского холокоста и советской денационализации, к тому же до сих пор без должной государственной власти.
После распада СССР и вместе с ним территории исторической Российской империи, когда отпали почти все окраинные территории, согласно переписи 2002 года русские в РФ составляют 84 % населения (вместе с "украинцами" и "белорусами"), а следующий по величине народ, татары ‒ всего 3,9 %, на третьем месте башкиры – 1,17 %. Фактически РФ ‒ это мононациональное государство, однако русский народ не имеет в нем пропорционального представительства в экономике, культуре и в органах власти (особенно это бросается в глаза в сравнении с евреями, которых насчитывается лишь 0,16 %). Русские дискриминируются и в вопросах миграции (переселения в РФ из стран СНГ, в том числе с Украины), и в "национальных республиках" внутри РФ и даже, в отличие от них, русский народ не упоминается в конституции РФ. Запрещено создание политических организаций со словом "русский" в названии, запрещено упоминание национальности в паспорте. Опасаясь русского национального возрождения, несовместимого с нынешним компрадорско-олигархическим режимом, нынешние правители РФ пытаются говорить о некоем многонациональном "российском народе" в смысле многосоставной нации ‒ фактически с перелицовкой "советского народа как новой исторической общности" ‒ главный современный идеолог этой концепции академик Тишков осыпан множеством почетных званий и орденов, в том числе от руководства РПЦ.
Но такая дискриминация русского народа разрушительна и для крепости всего оставшегося постсоветского государства. Оно сможет выздороветь только при ведущей роли русского народа на основе осуждения геноцидного Русского холокоста и восстановления русской православной культуры.
Поэтому вернемся к тому, что нацией называют и большой сильный народ уже не только в политическом, но и этническом значении. Независимо от неприемлемой для нас трактовки нации в некоторых вариантах фашизма, в Православии это тоже ценность, только не вместо Бога. В народе-нации мы видим ступеньку в иерархии ценностей между личностью и Богом, где низшие ступени служат для восхождения к высшей. Для нас народ-нация ‒ это не биологический организм и не прагматически объединенный коллектив. Это целостное и личностное понятие: соборная личность, о которой есть Замысел Божий (ответно осознаваемый нами как национальная идея).
Человечество было разделено на отдельные народы в результате крушения Вавилонской башни, чтобы языковыми границами между ними затруднить распространение зла. И Господь решил также создать от Авраама заново Свой, новый народ для особой великой миссии. В Ветхом Завете о миссии и о падениях еврейского народа всегда говорится о нем как о целостной личности. И в Новом Завете многократно говорится о народах. Христос говорит своим ученикам: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19); это подтверждается схождением Святаго Духа на апостолов, которые обрели знание «иных языков» (Деян. 2:4). После падения еврейского народа именно эти другие народы занимают у Бога место изменившего своему призванию еврейского народа (таков смысл многих притч Христа), и в конце времен Господь будет судить народы, которые предстанут пред Ним (Мф. 25:32). Таким образов, во всем контексте Священного Писания "народы" ‒ это не просто синоним понятия "все люди", "человечество", а ответственные и нравственно вменяемые деятели истории.
Народу как соборной личности присущи единая история и судьба, единое чувство солидарности и взаимоответственности в добре и зле, но эта народная личность основана также и на кровной общности (что в русском языке обычно и понимается как национальность в составе многонациональной империи). Можно напомнить, что эта кровная общность в Священном Писании многократно выражена Богом через пророков в отношении к пестуемому богосозданному народу, которому в Ветхом Завете запрещено смешивание с другими.
Р.А.: Вы сейчас говорите о кровной общности народа, но при этом часто подчеркиваете, цитирую, что «выдающиеся русские люди порою имели такие фамилии, как Аксаков (треть знатных дворянских родов на Руси имела татарские корни), Багратион, Даль, Дитерихс, Нилус или Роуз (урожденный американец о. Серафим даже не совсем хорошо владел русским языком, больше писал по-английски, но большинству современных русских очень далеко до его понимания мірового призвания России). И семья последнего нашего Государя имела лишь небольшую долю русской крови, но явила собой образец русского патриотизма и русской святости. Русский, по нашему убеждению, – тот, кто соответствует Замыслу Божию о русском народе, кто старается служить Ему» ("Что значит быть русским").
М.Н.: Этот важный дополняющий фактор русскости на уровне культуры и самосознания имеет главное значение для осознанной принадлежности к русскому народу, которая в данном случае воспринимается не как переход в новую национальность, а как приобщение части к целому должному в смысле всечеловечного свойства русского народа, отмеченного Аксаковым и Достоевским. И это не отменяет уважения к своим биологическим предкам ‒ татарским или немецким ‒ но это уже на уровне как бы особенностей личной биографии. Ведь и русский народ сложился поначалу не только из славянских, но и из финско-угорских, балтийских, половецких кровей. Но, в моем понимании, личные биографии присоединяющихся к народу из других национальностей не отменяют значения природной кровной общности основной части любого народа (хотя могут быть и недостойные его миссии кровные члены, от народа фактически отпадающие, как шелуха).
Таким образом, хотя "кровь" сама по себе не является определяющим принципом, ‒ все же попробуем уточнить понятие "кровной общности", ведь оно не только физиологическое. С одной стороны, это биологическая генетическая основа, определяющая внешние национальные черты. Они, конечно, могут быть разнообразными в определенном спектре, например, славянин может быть и голубоглазым блондином или кареглазым брюнетом, но оба они заметно отличаются от африканца (и если африканец приобретает российское гражданство, он не становится этническим русским). В этом можно видеть для народа и определенную культурно-эстетическую ценность своего традиционного облика, которая не высшая (как в расизме), но достойна защиты от ее размывания.
Помимо этого, кровное происхождение в то же время имеет важный бытийственный смысл для личного самосознания человека. Это ощущение нашей причинно-наследственной связи с предками, с их историей, их природным пространством, уготованным нашему народу Богом, с их молитвами и чаяниями, страданиями, победами над злом ‒ мы живем на созданном ими культурно-историческом фундаменте как продолжатели с чувством ответственной принадлежности к единому родовому корню. Отрыв от него обедняет человека, что убедительно доказывали И.А. Ильин и другие русские православные мыслители, говоря о национальном самосознании. Например, прот. Сергий Булгаков писал в эмиграции:
«Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он чрез лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан чрез родину и с матерью-землей и со всем Божиим творением... Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждой другой, это есть дар Божий. И она включает в себя не только лично-качественное я, идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность, – родину и предков... И как нельзя восхотеть изменить свою индивидуальность, так и своих предков и свою родину. Нужно особое проникновение, и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнув в ней самого себя, узнать в ней свой образ Божий» (Автобиографические заметки. Париж. 1946).
И ведь бывает так, что выросший в другом народе человек уже в зрелом возрасте неожиданно узнает свое точное кровное происхождение от другого значительного народа, и это знание может по-новому влиять на его самосознание, отношение к мiру, пробуждает в нем новые интересы, новое чувство долга и даже лояльности...
Так называемый "зов предков" ‒ это безспорное явление онтологической связи человека с давшими ему жизнь поколениями предков, что в чем-то соответствует описанному К.Г. Юнгом понятию "коллективное безсознательное", важному для сохранения и творческого развития народной культуры, философии и других наук. Разумеется, тут нет стопроцентной зависимости от кровного происхождения, но оно порою прагматично учитывалось кадровиками и властями в некоторых государственных обстоятельствах в виде отбора и отсеивания кандидатур в те или иные важные профессии, на ответственные должности, ‒ чтобы исключить риск профессиональной непригодности и нелояльности. Причем это было не только в авторитарных странах (ограничения для "нерастворимого" еврейства в фашистской Италии) или в тоталитарном СССР (депортация и дискриминация российских немцев, чеченцев, крымских татар и др., а с началом еврейской эмиграции это коснулось и евреев), но и, например, в Америке, где в годы войны с Японией американские граждане японского происхождения считались неблагонадежными и были интернированы в специальные поселения.
Р.А.: Вроде бы Ваше суждение подтверждается тем, что кровное происхождение сегодня лежит в основе законов о репатриации в некоторые европейские государства, например, этнических немцев в Германию, евреев в "Израиль". И это никем в мiре не осуждается как "нацизм"... Но, возможно потому, что тут чисто государственные причины?
М.Н.: В любом государстве это проявление заботы о своих кровных соплеменниках. В Германии это связано с большими расходами, а не с соображениями какой-то государственной выгоды. В нынешнем еврейском государстве выгода очевидна в увеличении численности евреев в соотношении с палестинцами. Однако, помимо этого, репатриация евреев имеет религиозный аспект, освящающий именно кровное единство еврейского народа. Причем это у евреев не придумка их религиозных вождей, она имеет эмпирическую и духовно-мистическую основу. Давайте на этом примере дополнительно попробуем уточнить сущность "крови".
С моей точки зрения, упомянутое "коллективное безсознательное" Юнга основано на верном эмпирическом наблюдении, однако этому феномену он дает лишь психологическое объяснение, духовно не осмысленное и порою оккультно-нездоровое, лишь распространяя индивидуальное безсознательное Фрейда на народный коллектив. Тогда как этот феномен имеет и несомненную духовную причину, коренящуюся в духовной взаимосвязи членов одного народа как соборной личности, и на примере еврейского народа это особенно очевидно.
В толковании талмудического иудаизма еврейская кровь священна, потому что Бог создал мiр только для евреев, только евреи люди, неевреи не имеют той же человеческой души и подобны скоту. На этом основан еврейский моральный кодекс "Шулхан арух", поэтому и сегодня в еврейском государстве запрещены браки евреев с неевреями, запрещено хоронить неевреев на еврейских кладбищах. Этот жидонацизм (замечу, что слово "жид" здесь уместно в том антихристианском смысле, как оно содержится в Новом Завете в словах апостола Павла), конечно, ‒ горделивое заблуждение, но в нем не просто биологическое отношение к кровному наследству, оно имеет и таинственный духовно-мистический аспект единства еврейского народа.
Это особое еврейское мистическое единство заметно и в нашем жизненном опыте, оно интуитивно ощущается и самими евреями, чему поражался еврейский писатель Амос Оз: «Что объединяет всех этих людей воедино?!!.. Достаточно лишь мимолетного взгляда, чтобы убедиться, что все эти люди – евреи. Не спрашивайте меня, что такое еврей. Сразу видно, что ты в окружении евреев... И это – волшебство. Это – вызов, это – великое чудо...»; оно «сметает даже политические барьеры», объединяя левых и правых (Континент. М., 1991. № 66 ). (Это "волшебство" и мне бросилось в глаза, когда впервые посетил здание Радио "Свобода" и впервые увидел евреев в таком количестве... Ранее у меня такого опыта не было. "Третья эмиграция" своим поведением и заставила меня вникать в "еврейский вопрос", за что могу ее поблагодарить: гл. 23. "Третья эмиграция" как духовный феномен и еврейский вопрос в русском зарубежье.)
Протоиерей Сергий Булгаков (к которому обвинение в т.н. "антисемитизме" тоже никак не применимо) в связи с современным ему холокостом в Германии размышлял об этой загадке еврейского народа, коснеющего в антихристианстве: «Самой таинственной стороной из судеб Израиля остается именно его единство. Благодаря ему вина одной лишь его части, вождей, является судьбой для всего народа, призывая на себя проклятие христоубийства и христианоборчества». Поэтому отвергшее Христа и ждущее антихриста еврейство стало «лабораторией всяких духовных пороков, отравляющих мiр и в особенности христианское человечество» (Булгаков Сергий, прот. Христианство и еврейский вопрос. Париж, 1991).
В этом еврейском мистическом единстве мне видится та же тайна, что и в понятии первородного греха: каким образом грех прародителей несут и все их потомки, лично не причастные к грехопадению в раю? И в других местах Ветхого Завета указывается, что Божественное наказание постигает не только непосредственных виновников отступничества от Бога, но и их потомство. Например, в книге "Исход": «не поклоняйся им [бесам] и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5). И еще жестче: «Проклятия сии... будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек» (Втор. 28:46).
То есть нельзя не видеть, что есть некий установленный Самим Господом Богом духовный закон, который объединяет индивидуумов в соборные общности с присущей им коллективной ответственностью в добре и зле. Апостол Павел говорит, что «если страдает один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор.12:26).
Это единство людей лежит и в основе Искупления, когда вочеловечившийся Христос взял на Себя, невинного, грехи всех людей и за всех искупил их и открыл всем путь спасения.
И если через Моисея и пророков Господь грозил карой всему еврейскому народу за отступничество его части, то какие же последствия могут быть за страшный грех богоубийства, скрепленный страшной клятвой: «весь народ сказал: Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25)! Причем сделано это было еврейскими начальниками сознательно, ради принятия «иного» мессии (Ин. 5:43), который поставит еврейский народ господствовать над человечеством. «Ваш отец диавол» (Ин.8:44), ‒ сказал им на это Христос.
И так же, как члены Церкви мистически связаны друг с другом в таинствах, в общей молитве и любви к Богу, в сострадании, но также и в допускаемых грехах – как члены одного соборного тела в пространстве и времени, так и "дети диавола" мистически связаны друг с другом в совершенном и совершаемом преступлении богоубийства в некое прочное единство с иным духовным знаком, ощущаемое ими интуитивно и проявляющееся вовне как еврейская солидарность.
Видимо, столь ужасная кровавая клятва богоубийства требует специального покаяния и отречения от христоборчества. Полагаю, что именно из осознания этого свт. Амвросий Медиоланский и составил специальный "Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правей вере христианстей"... В Чине существует специальная пометка, что такое публичное отречение от жидовства необходимо даже в том случае, если крестят еврея-младенца. В этом случае ("аще будет детищ" – говорит церковнославянский текст) отречение за него должен произнести восприемник.
Это место в Чине крещения указывает именно на то, что удивляло о. Сергия Булгакова: что существует проблема еврейской "крови" в виде национальной причастности каждого еврея к общееврейскому греху богоубийства, даже если лично данное крещаемое лицо (младенец) не совершало этого греха. И так же, как грехопадение Адама стало причиной первородного греха всего человечества, начиная с момента зачатия каждого младенца – так и этот грех богоубийства может быть преодолен и достигнуто спасение только в Церкви присоединением к искупительной жертве Сына Божия с отречением от сатаны (что, впрочем, предусмотрено в чине крещения для всех, но для евреев, как видим, особое). Такие освобожденные из сатанинского плена евреи становятся нашими братьями во Христе и порою даже ведут жертвенную борьбу за спасение своих соплеменников, как наш соратник Семен Кизельштейн, поплатившийся за это жизнью.
В противном случае кровная клятва, возможно, и заставляет человека даже с небольшой долей крови этого народа нести на себе некую причастность к его ужасному коллективному греху. Я не могу ни закрывать глаза эту на реальность, ни найти иного объяснения тому, почему некоторые христиане-евреи или даже с небольшой долей еврейского происхождения не могут забыть о нем и часто выступают в роли борцов против "православного антисемитизма". В их среде также находятся "реформаторы" Церкви, либералы-западники, борцы за "толерантность", русофобы и ненавистники Православия.
Р.А.: Евреи проживают далеко не только в Израиле, и почти везде — особенно в США, ЕС, РФ — это привилегированные и влиятельные сообщества вне связи с государством "Израиль" и без формальной принадлежности к иудаизму. Можно ли, по-Вашему, объяснить данный факт на уровне их национальной психологии?
М.В.: Объяснение дает известная еврейская писательница Ханна Арендт:
«Главной особенностью секуляризации евреев оказалось отделение концепции избранности от мессианской идеи... представление об избранности евреев превратилось в фантастическую иллюзию особой интеллигентности, достоинств, здоровья, выживаемости еврейской расы, в представление, что евреи будто бы соль земли. Именно в процессе секуляризации родился вполне реальный еврейский шовинизм... С этого момента старая религиозная концепция избранности перестает быть сущностью иудаизма и становится сущностью еврейства». Х. Арендт анализирует это на примере Ротшильдов: «Превращение Ротшильдов в международных банкиров... дало новый стимул для объединения евреев как группы, причем международной группы... в тот момент, когда религиозно-духовная традиция перестала объединять евреев. Для неевреев имя Ротшильда стало символом международного характера евреев в міре наций и национальных государств. Никакая пропаганда не могла бы создать символ, более удобный, чем создала сама действительность... Еврейский банковский капитал стал международным, объединился посредством перекрестных браков, и возникла настоящая международная каста». Их «изоляция и независимость укрепляли в них ощущение силы и гордости» (Арендт Х. Антисемитизм // Синтаксис. Париж. 1989. № 26).
Но и связь с еврейской религией тут все же остается. Многие еврейские историки гордятся господством евреев в мiровой торговле и мiровых финансах еще с дохристианских времен. Философ В. Соловьев и известный банкир-мондиалист Ж. Аттали дают этому такое объяснение, что евреи считают свое богатство служением своему "б-гу" и фактически объединили своего "б-га" с деньгами. Именно поэтому им удалось с помощью денег обезпечить комфортную для себя среду в западном мiре. Об этом есть откровенная книга американского профессора-еврея Слезкина "Еврейский век", в ней профессор констатирует, что современный мiр развивается евреями по еврейским законам и на основе еврейского менталитета, и профессор прогнозирует, что все народы должны этому подчиниться, если хотят быть «успешными» в таком мiре.
Кроме того, что касается "вне связи с государством Израиль", не забудем, что это государство считает своим любого еврея в мiре, и, по иудейским законам, где бы ни жил еврей и какое бы гражданство не имел – он обязан служить интересам своего народа и еврейского государства. И.А. Ильин напоминал этот существенный момент, обычно умалчиваемый еврейскими борцами с "антисемитизмом": «...мiровой съезд сионистов, руководимый израильским президентом Вейцманом, ... собравшийся в Швейцарии по окончании войны, вынес резолюцию, согласно которой всякий еврей, где бы он ни находился, есть прежде всего гражданин израильского государства, обязанный ему повиновением и услугами. В свое время эта резолюция вызвала острую реакцию даже в самых либерально-демократических газетах Швейцарии, реакцию, которая, впрочем, была скоро заглушена и приведена к молчанию... Разговор же об антисемитизме, сколь он ни удобен для компрометирующей пропаганды, только упрощает и затемняет дело...».
Разумеется, в каждом народе есть разные его члены, в том числе дегенераты и денационализированные обыватели, отступники или интеллигентные космополиты-атеисты, искренне не понимающие причин т.н. "антисемитизма" (мы страдали, а нас не любят), и выдающиеся деятели в различных областях науки и культуры.
Есть и честные евреи-атеисты, которые ведут себя в жизни порядочнее иных православных. Однако в области культуры или идеологии, где идет основная борьба сил добра и зла, они не могут быть на стороне Бога, потому что не видят линии духовного фронта. Христос сказал: «Кто не со мной, тот против меня» (Мф. 12:30). Это, конечно, касается атеистов любой национальности. Однако евреи еще и связаны упомянутой кровной клятвой. Поэтому, отказываясь от истины христианства, еврей может лишь в большей или меньшей степени участвовать в работе упомянутой «лаборатории всяких духовных пороков», даже преследуя при этом некие "благие цели". Именно в ней были созданы антихристианские достижения во всех областях деятельности: в государственном идеале (либеральная демократия, легализующая грех как норму), экономике (капитализм, освящающий стяжательство как добродетель), в праве (законнический буквализм с равнодушием к нравственному содержанию), позитивистской науке (которая "по ту сторону добра и зла"), в социологии (марксизм как идея уничтожения зла превосходящим злом; не случайно и насаждение евреями дарвинизма, который приписывает Богу эгоистичную жестокость "естественного отбора", якобы положенную Им в основу "эволюции"), в психологии (сведение высшего к низшему – фрейдизм) и особенно в культуре, превращенной в массовую коммерческую секс-культуру.
Повторю свое убеждение: лишь освободившиеся из диавольского плена евреи способны внести достойный вклад в содействие Замыслу Божию о человечестве и о русском народе, став его членами. Например, такие православные деятели, как архимандрит Константин (Зайцев) и философ С.Л. Франк.
Такова моя культурно-психологическая оценка стержневого народа истории, который воплотил Спасителя Христа и, согласно православному учению, воплотит антихриста из колена Данова.
Р.А.: В Вашей статье «О "периодической системе народов" в драме истории» русские и евреи определены как народы «стержневые», и анализу отношений между ними Вы посвятили много своих трудов, публичных выступлений, которые сопровождались необоснованными обвинениями в антисемитизме, судами, внесением Вас во всевозможные «черные списки»… В "Израиле", на Святой земле, Вы, знаю, не были. Вам запретили въезд на территорию этого государства?
М.Н.: О запрете мне не известно. В связи с тремя попытками еврейских деятелей (Алла Гербер, Александр Брод, Берл Лазар и др.) возбудить против меня уголовное дело по ст. 282 УК РФ о "разжигании ненависти", прокуратура РФ в 2005-2006 гг. трижды отказала им в этом и выдала мне три документа о том, что я не "антисемит": «Претензии в адрес М.В. Назарова лишены оснований, так как автор лишь придерживается православно-христианского учения – признанной мiровой духовно-нравственной традиции... Высказывания Назарова являются проявлением православной религиозно-философской концепции мiровой истории, а не проявлением антисемитизма и фашизма».
Но сами евреи, конечно, считают иначе, поскольку, с их точки зрения, сама православная трактовка православного учения о евреях и об их мошиахе-антихристе – "антисемитская" (об этом у меня был продолжительный диспут с моим бывшим студенческим другом-евреем: "Диспут Назарова с Кацманом"; этому "доказательству" посвящена недавняя лукавая книга доктора неких наук В. Шнирельмана, опять-таки с пространным шельмованием моей персоны как «яркого представителя апокалипсического антисемитизма»).
В еврейском государстве я не был. Оттуда ко мне домой приезжали съемочные группы, в том числе одна для готовившегося фильма о "Ста врагах Израиля", куда и меня зачислили. Возможно, они ожидали от меня нужные им "антисемитские" выкрики, но в двухчасовой беседе я им доброжелательно изложил православную концепцию мiровой истории... Не знаю, что у них из этого попало в фильм... Сейчас для граждан РФ еврейская виза не требуется, но не уверен, что с титулом "врага Израиля" меня туда впустят на границе, да и, честно говоря, не хочется собак дразнить: если им не удалось ударить по мне статьей 282, то могут у себя подкинуть наркотики или подстроить иную уголовщину (примеров тому немало)...
Но на Святой земле я все же вместе с супругой побывал: поднимались ночью на величественный Синай (ныне египетский) для встречи восхода солнца ‒ уникальное переживание.
Окунались в Иордан в месте крещения Христа с иорданского берега, посетили другие библейские места в Иордании. Видели там через границу Иерихон, Эйлат и еврейский берег Мертвого моря. Были в Египте в коптских храмах в местах эмиграции Святого Семейства от преследований Ирода.
Египет, 2006 г. Вход в помещение (в одном из коптских храмов Каира), где останавливалось Святое Семейство, бежавшее из Вифлеема
Р.А.: В 70–80-е годы Вы основательно объездили также США и Канаду. С чем были связаны эти поездки и какие у Вас остались впечатления о них?
М.Н.: Дважды я брал "отпуск" от редакционной работы в "Посеве", чтобы отдохнуть от нее. Отдых состоял в том, что я должен был объехать главные морские порты на американском континенте, где останавливались советские моряки, отоваривались там, и моей задачей было ‒ найти на главной торговой улице такие магазинчики, которые были готовы получать от нас литературу для ее безплатного предоставления советским морякам. В двух таких длительных поездках по обоим побережьям Америки мне приходилось на месяцы окунаться в англоязычную среду, искать сочувствующих.
При подлете самолета к очередному городу смотрю на него сверху с мыслью, что его надо "завоевать". Первым делом прочесывал главную торговую улицу близ порта. Началом моего разговора везде было разъяснение, что мы, эмигранты-антикоммунисты, издаем запрещенные в СССР книги в областях политики, истории, религии, художественную литературу (многие доброжелательно откликались на имя Солженицына) и стремимся сделать ее доступной советским гражданам для их просвещения с целью внутреннего изменения марксистского режима, с которым ваша страна ведет Холодную войну. Это менее опасно, чем военная конфронтация, и это в ваших интересах. "За вашу и нашу свободу!"...
Из ста владельцев магазинов примерно трое соглашались, как правило ‒ верующие христиане, через полгода оставался один, потому что советские представители, когда замечали нашу литературу в магазинах, угрожали персоналу, что запретят морякам посещать их и получится убыток... Советские представители пытались и на меня в жаловаться в полицию, дважды она меня задерживала, в аэропорту Гандера и в Галифаксе, но после моих разъяснений отпускала... Более серьезным и длительным был разговор в Монреале... Но были еще портовые службы, клубы для моряков, находил по фамилиям в телефонной книге местных русских эмигрантов, через них ‒ студентов-славистов, чтобы опекали найденные точки в мое отсутствие. В Сент-Джонсе на Нью-Фаундленде владелец книжного магазина уже в конце "перестройки" писал в "Посев", мол, почему больше ничего не присылаете, сейчас моряки всё моментально сметают по 50 центов за книжку...
Лучшие мои представления об американцах и канадцах связаны именно с этими поездками. В Америке народ очень разнообразный, от добродушных консервативных простых американцев (они наиболее приятны в общении) до самоуверенных профессоров-интеллектуалов. А в большинстве ‒ довольно примитивная обывательская масса, ничем за пределами Америки не интересующаяся. Я сейчас имею в виду прежде всего так называемую "белую Америку", про "небелую" и говорить нечего.
От Нью-Йорка первое впечатление было, что это вообще другая планета, сильно отличающаяся от Европы, и что человек для такого расового всесмешения не предназначен Богом, это искусственное насилие над его природой ‒ вопреки разделению народов при крушении Господом Вавилонской башни, чтобы положить между народами препятствия для распространения грехов. А в американском смешении денационализированную человеческую "пыль" с разных континентов объединяют прежде всего общие человеческие грехи, на этом основана и государственная идеология американской демократии: отцы американской конституции «не верили, что добродетель способна когда-либо нейтрализовать порок, вместо этого отцы конституции полагались на способность порока нейтрализовать порок» (Янов А. "Русская идея и 2000-й год"). Но ведь при этом уровень легализуемых пороков может только нарастать... Это постоянно пропагандировалось в культурно-философских программах Радио "Свобода": мол, и в России «необходима мутация русского духа от Православия к новому типу морали на твердой почве просвещенного эгоистического интереса» (Б. Парамонов)...
Таким "эгоистическим быдлом" проще управлять и держать его в послушании посредством дозирования материальных благ. Весьма показательно, по официальным данным, что более половины трудоспособного населения США не работает и живет за счет государственных пособий, пятая часть ‒ неграмотна. Образованный верхний социальный слой "образован" прежде всего в прагматических целях зарабатывания денег. В университетских гуманитарных науках процветает разливанный плюрализм от марксизма до сионистского "христианского фундаментализма", при отсутствии единого духовного критерия истины ‒ как будто все предыдущие поколения человечества никакой истиной не обладали, да она и не нужна сегодня для получения ученых степеней. (Поэтому, с моей точки зрения, сегодня на Западе ученые степени в гуманитарных науках не в меньшей степени девальвированы, чем в СССР/РФ.) Вообще, по выражению той же программы на "Свободе", американская демократия обусловлена «отказом от старого культурного багажа, чтобы не сказать хлама», «будущее принадлежит людям, забывшим о своем происхождении, кто не отяготил себя старыми европейскими ценностями и идеалами».
Объединяет американскую нацию также и гордое чувство патриотизма исключительной сверхдержавы, управляющей мiром: "Боже, благослови Америку!". Хотя ‒ какой "Боже"? Фактически, по точной оценке классика политэкономии В. Зомбарта: «То, что мы называем американизмом, есть в главных своих чертах не что иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух». Евреи являются духовнообразующим и первенствующим народом США, в том числе с помощью своего инструмента ‒ масонства. Достаточно напомнить, что американская столица с высоты птичьего полета выглядит как чертеж с масонскими символами, они же изображены на долларах, а в главном городе США ‒ Нью-Йорке евреев живет больше, чем в еврейском государстве "Израиль". Но оно посредством еврейского лобби в США определяет американскую внешнюю политику.
Поэтому когда многие патриотические конспирологи сводят исток мiрового зла к неким "англосаксам" (иногда такой отвлекающий маневр предпринимается намеренно, как, например, в известной книге некоего Колемана "Комитет 300" ‒ оказывается, мiровым заговором рулит европейская аристократия во главе с английской королевой) ‒ становится смешно и грустно...
Всем этим американское государство представляет собой уникальное образование: созданное из денационализированных осколков множества народов, на крови десятков миллионов уничтоженных местных жителей, отстроенное трудом привезенных из Африки миллионов рабов, украшенное масонской государственной символикой и поклоняющееся капиталистическому "золотому тельцу" под еврейским контролем. То есть в лице США "тайна беззакония" создала свою собственную "вселенскую" империю – прообраз всемiрной империи антихриста – на той самой материалистической идеологии, которой дьявол искушал Христа в пустыне. Упомянутая книга Слезкина "Еврейский век" как раз дает этому хорошую иллюстрацию, хотя сам профессор не имеет духовного знания, чтобы правильно осознать свои откровения.
Но, разумеется, и в Америке свободой можно пользоваться для достойной цели духовного роста, как это делает русская православная эмиграция. Хотя эмигрантская молодежь уже в 1970-е годы мне показалась заметно американизированной. У меня были три поездки на Всезарубежные съезды православной молодежи, где я познакомился с этой Русской Америкой, был и на русской Аляске, в семинарии на острове Кадьяк ‒ остались незабываемые впечатления...
На VI Всезарубежном съезде русской православной молодёжи в Монреале. Организатор съезда П.П. Пагануцци, Митрополит Виталий, М.В. Назаров у мироточивой иконы Иверской Божией Матери. Август 1990.
Тогдашний первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий жил в Монреале и фактически это был центр РПЦЗ, там пребывала мироточивая Иверская икона, освящавшая русскую общину... Сейчас и в этом отношении на американском континенте многое изменилось не в лучшую сторону...
В Монреале у меня до сих пор есть хорошие друзья еще со студенческих времен: Е. Соколов и Ю. Боголепов. Они тогда работали на Международном канадском радио и давали мне возможность подработать репортажами и комментариями, что было очень кстати, так как мои "посевские" командировочные были мизерными и безденежье сильно стесняло, а со стороны выглядело скупостью. (Помню, в 1979 году мои друзья в Монреале пригласили на ужин меня и Сашу Горачека, нынешнего епископа Агапита Штуттгартского, и, желая сделать нам приятное, заказали рыбу за 160 долларов, что ввело нас в смущение: с нашей аскетической энтээсовской точки зрения, было неприлично тратить такие деньги на еду...)
В 1986 году после "посевской" командировки на ЭКСПО-86 в Ванкувер я даже решился поступить к друзьям на радио ‒ в штат, то есть перебраться из Германии в Монреаль, прошел собеседования с начальством по-английски и по-французски, получил одобрение, но тут в СССР началась "перестройка" с ее новыми возможностями поддержки там православной оппозиции, ‒ и это изменило мои планы. К счастью. Не думаю, что я мог бы это так же активно делать с американского континента, и вообще прижиться на "другой планете". Хотя, конечно, тогдашняя Канада представляла собой что-то переходное между США и Англией, она ведь, по-моему, и сейчас формально ‒ конституционная монархия, и ее монарх ‒ королева Великобритании, и более консервативные канадцы любят это подчеркивать в отличие от американцев. Хотя давно уже Канада фактически интегрирована с США.
Р.А.: Знаю, что Вы высоко оцениваете духовное наследие иеромонаха Серафима (Роуза), человека уникальной судьбы, американца по происхождению, внесшего большой вклад в православно-историософское осмысление современности. Искали ли Вы личной встречи с ним в те годы?
М.Н.: К огромному сожалению, я упустил этот случай. В 1981 году я был делегатом от Германской епархии на Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско. В числе докладчиков был и о. Серафим, но он выступал по-английски, восприятие которого от меня требовало напряжения, в то же время меня из Франкфурта обременили многими поручениями: кому-то что-то передать, кого-то посетить, и я, каюсь, сбежал с доклада о. Серафима, чтобы выполнить какие-то из этих поручений. Потом прочел этот его доклад ("Будущее России и конец мiра") и устыдился... А год спустя о. Серафим скончался... Теперь, конечно, очень сожалею...
Р.А.: Какие еще страны и континенты Вы посетили? Индия, Китай, Бразилия, Австралия..?
М.Н.: К восточной мудрости меня не тянуло. Тем более после обращения к Православию в восточных религиях мне виделась некая духовная ловушка для значительной части человечества, которое чувствует, что "мiр во зле лежит", но спасение из него ищет не в Царстве Божием, а в растворении в мираже безличной нирваны. Не добрался я и до стран южного полушария, где люди ходят "вверх ногами", а солнце на севере справа налево, ‒ хотя приглашали на эмигрантские съезды. В молодости я наивно мечтал объехать весь мiр, у меня со студенческих времен даже сохранилась карта с маршрутом такого кругосветного путешествия на 20 лет после замысленного побега из СССР, чтобы познакомиться со всеми национальными философиями, религиями. Но в этом не оказалось нужды для познания смысла мiра. Не перемещение в пространстве, а ознакомление с трудами православной эмиграции об истине Православия дало ключ к пониманию всех народов, их религий и их места в драме истории.
Беседу вел Ренат Аймалетдинов (журнал "Парус")
Февраль 2018 г.
|