События вокруг гибели у побережья Сирии 17 сентября российского самолета-разведчика Ил-20, на борту которого находились 15 российских военных, продолжают стремительно развиваться. Свое мнение о произошедшем в четверг на пресс-конференции в Москве высказали известные авиационные эксперты Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев и полковник в отставке Виктор Алкснис.
По мнению Толбоева, в результате этой трагедии Россия потеряли не просто граждан, а «образец военнослужащих». Опытный пилот высоко оценил решительное заявление министра обороны РФ Сергей Шойгу о том, что основным виновником случившегося стал Израиль, чьи боевые самолеты атаковали цели в Сирии, прикрывшись нашим тихоходным Ил-20. Толбоев убежден: Шойгу «как мужчина выступил от имени офицерского корпуса. Если бы он этого не сделал, то мы потеряли бы доверие высшему руководству».
Кроме того, Герой России считает, что произошедшее - тщательно разработанная операция союзников во главе с США, исполнителем которой стали израильские Военно-Воздушные силы.
— Есть несколько методов ведения воздушного боя. И есть методы ухода от зенитной ракеты. Один из них — атака сомкнутым строем самолетов для создания на экранах комплексов ПВО противника только одной цели. В момент пуска зенитных ракет атакующие самолеты резко расходятся. И ракеты теряют цель. — пояснил он.
Недоумение знаменитого летчика вызывает то, что, наши наземные службы, зная о подходе к побережью Латакии группы израильских самолетов и о нахождении в воздухе в том же районе Ил-20, российскому пилоту все-таки дали команду на снижение.
— Могли просто сказать по радио экипажу, что на подходе четверка израильских ВВС. Что мы не в курсе, что они хотят делать. Мол, вы держитесь пока на эшелоне на высоте 6 тысяч метров, уходите подальше. Этот самолет может летать без посадки по 10 часов. Почему ему дали разрешение на снижение? — возмущен летчик-испытатель.
Корреспондент «СП» поинтересовался у Магомеда Толбоева, почему самолет-разведчик в ставшем роковым для него полете не прикрывали наши истребители с авиабазы Хмеймим?
— Этот вопрос открыт. Будет разбирательство внутри Минобороны.
«СП»: — Что сейчас следует сделать, чтобы не повторялись подобные инциденты?
— Есть дипломатические методы, есть другие. Но со стороны военно-промышленного комплекса и так делается все, что возможно. Вооружение нашей армии сегодня высочайшего уровня. Но оснащайте тогда современным оружием также и сирийцев. Пусть они им вместе с нами воюют. Израиль превосходит сирийскую армию по боевым возможностям не в 10, а в 100 раз. С-200 — это устаревшие ракеты. Им 40 лет уже. Они предназначены для поражения других самолетов. Сейчас другие машины, другие системы радиоэлектронного подавления, совсем другая тактика. Надо в ногу со временем идти.
Как выяснилось на пресс-конференции, экс-депутата Госдумы, военного инженера Виктора Алксниса объяснения российского военного руководства тоже не во всем устраивают. Эксперт считает, что, обвиняя только Израиль, руководство Вооружеными силами РФ пытается снять с себя ответственность за допущенные ошибки.
— С инженерной точки зрения это бред. Ситуация такова: Россия договорилась с Израилем и, по сути дела, санкционировала любые его атаки на Сирию. За исключением наших военных баз Хмеймим и Тартус. Мы давно закрыли глаза на то, что израильтяне творят в воздушном пространстве Сирии, — заявил Алкснис.
По его словам, в данной ситуации израильские самолеты заходили на цель на малой высоте. А наш самолет находился на высоте 5 тысяч метров и возвращался на свой аэродром.
— Утверждается, что у него якобы большая эффективная отражающая поверхность, поэтому ракета сбила наш самолет. Но позвольте — у С-200 зона разлета поражающих элементов ракеты до 300 метров. Израильские самолеты летели ниже зоны поражения, — пояснил он, оговорившись, что судит по открытым данным.
Кроме того, не устраивает Алксниса и объяснение Минобороны РФ, что израильская сторона лишь за минуту до начала атаки на сирийский объект уведомила об этом Россию.
— А что, у нас в Сирии отсутствует радиолокационное поле? Мы не знаем, кто летает в воздушном пространстве Сирии и над акваторией Средиземного моря? Мы что, находимся в условиях Великой Отечественной войны, когда не было такой возможности? — возмущен военный инженер.
Алкснис считает: за те 20 минут, что израильские истребители летели к рубежу пуска ракет, мы должны были успеть поднять свою боевую авиацию для их сопровождения. Этого сделано не было. Поэтому в первую очередь виновато в инциденте Министерство обороны России, командующий Воздушно-Космическими силами.
— Я, конечно, с уважением отношусь к главкому ВКС Сергею Суровикину. Он блестящий генерал. Но зачем было ставить пехотного генерала командовать всей российской авиацией? Он не тянет. Потому что не знает всего, что обязан знать на своей новой должности.
Виновато также командование нашей группировкой в Сирии, заявил он.
В пресс-конференции принял участие и завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. Он согласен, что комплексы С-200, которыми располагает Сирия, безнадежно устарели. Но дипломат напомнил, что в 2010 году был подписан контракт между Сирией и РФ на поставку Дамаску систем С-300 на сумму 400 миллионов долларов.
— В 2013 году президент Путин этот контракт отменил, сирийской стороне был возвращен аванс. Это было сделано по просьбе Израиля. Если бы С-300 сегодня были на боевом дежурстве в Сирии, израильская авиация вообще бы не совалась на эту территорию, — считает он.
Платошкин уверен, что теперь необходимо выполнить тот давний контракт и поставить Сирии современное вооружение.
София Сачивко |