Историю государственных учреждений можно рассматривать через призму борьбы с политическими и уголовными преступлениями, а можно и иначе – через биографии и судьбы тех или иных людей, служителей или разрушителей общественного порядка.
Отечественные спецслужбы зародились у истоков русской государственности. Их деятельность можно обнаружить в период Древней Руси, например, в правление князя Святослава. Ряд специалистов причисляет к органам госбезопасности Опричнину Ивана Грозного. При Алексее Михайловиче произошло законодательное разделение уголовных и политических преступлений и возник первый специальный орган политического сыска – Приказ тайных дел. Время учреждения последнего – не будь нынешнее руководство ФСБ России столь привязанным к символам и ценностям «вооруженного отряда партии» – вполне можно было бы принять за день рождения российских спецслужб, устранив тем самым известное напряжение в обществе, обусловленное известной терминологией и нехорошей датой 20 декабря.
Развитие спецслужб государства Российского вступило в завершающую фазу при Императоре Николае I, когда возникло Третье отделение Собственной Его Величества Канцелярии. В 1827 г. был учрежден Корпус жандармов – исполнительный орган политической полиции. Во главе его стоял штаб, в столичных городах корпус располагал жандармскими дивизионами, в губернских – жандармскими штаб-офицерами и командами. В 1880 г. функции Третьего отделения перешли к Департаменту полиции. Все эти реорганизации были ответами на вызовы времени, проявлявшиеся в росте леворадикальных групп и их террористических актов.
Вот на этом историческом фоне и шел по ступеням карьерной лестницы жандармский офицер Николай Семенович Бирин. Его имя почти не известно исследователям. Едва ли не единственным, кто удосужился его помянуть, был местный краевед Макаров, но опубликованные им сведения сводятся к ошибкам в датах и обнародованию никчемного факта бракосочетания дочери жандарма с известным купцом. Имя еще одного Бирина, внука полковника, оказалось замешанным в так называемый «заговор поручика Громова», сфабрикованный в 1918 г. большевистским военревштабом явно с целью имитации бурной деятельности и обоснования необходимости создания Губчека. В отчете ЧК кадет Бирин, которому едва минуло 17 лет, был назван одним из руководителей контрреволюционного «подпольного батальона», будто бы готовившего свержение соввласти в Нижнем. В наше время эту фальшивку тиражируют некоторые ангажированные журналисты, сочиняющие компиляции в угоду новым идеологическим трендам (подробнее об этом здесь http://rys-strategia.ru/news/2018-01-19-4630 ).
Николай Семенович Бирин состоял начальником Нижегородского губернского жандармского управления с 22 сентября 1878 г. по 27 января 1881 г.
Будущий глава нижегородских органов безопасности родился 26 августа 1827 г. Происходил из дворян Владимирской губернии. По достижении десятилетнего возраста Николай Бирин отдали в Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Завершив в 1844 г. общее образование, юноша поступил в Дворянский полк – так называлось военно-учебное заведение для подготовки армейских офицеров. Из Дворянского полка он с чином корнета был выпущен в Чугуевский уланский полк, расквартированный в г. Чугуеве (Харьковская губерния).
В Чугуевском полку и протекала поначалу служба будущего жандармского полковника. В 1850 г. Бирин был произведен в поручики. Вскоре началась Крымская война, и молодой офицер принял в ней деятельное участие. Полный список о службе Бирина Н.С. сообщает о его участии в ратных делах против соединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии на Одесском рейде, у острова Тендры, в княжестве Молдавия, в окрестностях Куинбурна. На протяжении 1853-1856 гг. Николай Бирин воевал в составе отрядов генералов Остен-Сакена, Плаутина, Радзивилла. В 1857 г. ему был пожалован первый орден, Святого Станислава 3-й степени, год спустя – звание штаб-ротмистра. Есть в послужном списке и еще один важный эпизод – участие в усмирении польского мятежа 1863 г.
Вполне благополучно складывалась и личная жизнь. Николай Бирин сочетался браком с дочерью подполковника девицей Ольгой Александровной Свет. В 1863 у них родилась первая дочь, нареченная Еленой, а затем, с интервалами в 1-2 года, Николай, Софья, Екатерина и Мария. Николаю, видимо. Прочили также военную стезю, он окончил Нижегородский кадетский корпус, но в дальнейшем предпочел гражданскую службу и в начале XX века возглавлял в Симбирске отделения государственных дворянского и крестьянских банков. Был женат на дворянке Ольге Бологовской. Елена состояла в замужестве за нижегородским купцом и меценатом Иваном Рукавишниковым (тем самым, который построил на Верхне-Волжской набережной знаменитый палаццо), вторым браком – за генералом Вендорфом. Мужем Екатерины Николаевны Бириной был известный педагог, надворный советник И.К. Мельников. Екатерина была женой представителя еще одного славного дворянского рода – Корвин-Круковских. Наконец, младшая сестра, Мария, стала артисткой столичных театров, замуж вышла за генерала А.И. Марачева.
В 1864 году, уже с чином майора, Николая Бирина переводят на службу в Корпус жандармов и назначают начальником жандармского управления Вилькомирского уезда (Ковенская губерния). Затем, в июле 1865 г., он становится жандармским штаб-офицером в Херсонской губернии. С образованием губернских жандармских управлений, Бирин переименовывается в начальника Херсонского ГЖУ. Это происходит 17 октября 1867 г. Еще два года спустя новым местом службы становится Ковна.
Начальником Ковенского ГЖУ Николай Семенович побудет до весны 1872 г., когда приказом по Корпусу жандармов № 39 ему было предписано вступить в должность начальника столичного жандармского управления. То было время относительного спокойствия. Подрывная организация «Земля и воля», после арестов ее лидеров и идеологов (Чернышевский, Писарев) была ликвидирована. Однако, ненадолго. В 1876 г. произошло ее воссоздание, наметился вектор в сторону расширения террора. Через два года возникла сначала группа «Свобода или смерть» с задачей принуждения к реформам посредством убийств представителей власти, а затем и группировка «Народная воля», избравшая целью убийство Императора Александра II.
22 сентября 1878 г. полковника Бирина назначают начальником Нижегородского ГЖУ. Это можно расценить, как понижение, но и новый пост был чрезвычайно ответственным. Нижний Новгород был городом с быстро растущей промышленностью (в 1849 г. здесь был основан Сормовский завод), Нижегородская ярмарка, крупнейшая в империи, была средоточием не только торговли, но и всякого рода противоправной деятельности, кроме того, ее регулярно посещали монархи и члены Императорской фамилии.
Полковник Отдельного корпуса жандармов Николай Семенович Бирин скончался от сердечного приступа 27 января 1881 г. Его верная служба Престолу и Отечеству была отмечена орденами Святого Станислава 3 и 2 степени, Святой Анны 3 и 2 степени, Святого Владимира 4 и 3 степени, а кроме того – Высочайшим благоволением и многочисленными наградными денежными выплатами.
Через месяц после его кончины случится непоправимое – революционные бесы подкараулят и подло убьют Царя-Освободителя. Нашему герою было не суждено пережить это несчастье. Дело служения Царю и Отечеству продолжат его сын Николай. А затем и внук, Николай Бирин 3-й. После ареста и пребывания в чекистском застенке он будет освобожден, потому что все, о чем писали в связи с его именем большевистские газеты, было нелепым вымыслом чекистских функционеров. В 1920-е годы Бирин-младший покинет Нижний Новгород. Скончается он в Москве около 1869 г.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |