15 февраля 1919 года советская газета «Нижегородская коммуна» поместила крохотную заметку об аресте «бывшего полковника» Александра Хвощинского. Никаких подробностей, всего одна фаза – о препровождении арестованного в распоряжение Московского революционного трибунала. Кто же он, тот «бывший полковник»?
Александр Васильевич Хвощинский родился 19 апреля 1873 года и происходил из потомственных дворян Нижегородской губернии. Воспитание получил в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе, куда был помещен родителями в возрасте 11 лет, а по прохождении полного курса продолжил военное образование в 3-м военном Александровском училище (г. Москва). В 1893 году юнкера Хвощинского, окончившего училище по первому разряду, произвели в подпоручики и определили на службу в 1-ю запасную артиллерийскую бригаду, квартировавшую в родном Нижнем Новгороде.
На службе молодой офицер проявил себя с лучшей стороны, каждые последующих четыре года были отмечены очередными воинскими званиями. В 1909 году запасная бригада была расформирована (влилась в 48-ю артиллерийскую). При этом капитан Хвощинский получил новое назначение – в русскую Польшу, в 10-ю артиллерийскую бригаду, квартировавшую в Лодзи. Год спустя, в ходе военной реформы министра Сухомлинова, частью которой была частичная передислокация войск из западных военных округов во внутренние, бригада и вся десятая пехотная дивизия были переведены в Нижегородскую губернию и размещены в казармах за Крестовоздвиженским монастырем. Так капитан артиллерии Хвощинский вернулся к родным пенатам. В 1912 году последовало производство его в подполковники и назначение командиром третьей батареи.
В этом чине и должности Александр Васильевич и встретил известие о начале большой европейской войны, получившей в России название «Второй отечественной». Десятая нижегородская дивизия и ее артиллерия были отмобилизованы и, получив штаты военного времени, по железной дороге убыли на театр военных действий, влившись в состав 5-й полевой армии генерала Плеве, сформированной из частей Московского военного округа. В кампанию 1914 г. нижегородцы участвовали в Галицийской битве, в которой армии Юго-Западного фронта генерала от инфантерии Н.И. Иванова наголову разбили войска Австро-Венгрии. В октябре нижегородцев перебросили на Северо-Западный фронт, где шла Лодзинская войсковая операция.
За отличия в тех боях Александр Хвощинский удостоен двух боевых царских орденов, святой Анны 2-й степи с мечами и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Высочайшие приказы о награждении подписаны Императором Николаем II в Царском Селе, соответственно, и январе и феврале 1915 г. , извещения об этом публиковал в виде специальных приложений журнал «Разведчик». А три месяца спустя он становился Георгиевским кавалером. Георгиевское оружие вручено храброму артиллеристу в воздаяние за подвиг, совершенный в ходе победоносной Галицийской битвы. Из Высочайшего приказа о награждении Георгиевским оружием от 5 мая 1915 года:
«Утверждается пожалование командующего армией, за отличие в делах против неприятеля, по удостоению Местной Думы, из лиц, имеющих Георгиевское Оружие ГО «за то, что, сознавая серьезность положения в бою 7.09.1914г., под д. Пивода, вывел свою батарею на искусно выбранную позицию, а спм, под жестоким ружейным и артиллерийским огнем выдвинулся значительно вперед в передовые цепи 40-го пехотного Колыванского полка, занимавшие д. Пивода, и отсюда руководил огнем батареи, причем отбил атаку австрийцев в превосходных силах, надвигавшихся на д. Пивода, вступил в состязание с 5-ю артиллерийскими батареями, заставив замолчать две из них, и привлек на себя весь артиллерийский огонь, обеспечив положение своей пехоты. В течение боя ружейными пулями дважды пробита шинель, а осколком снаряда перебита ножка шашки».
Весной и летом 1915 года Русская Армия подверглась страшному удару войск Центральных держав, перебросивших с Запада огромные силы и задавшихся целью одним массированным ударом на Восток выбить Россию из войны. В то время фронт представлял собой выступ, образуемый территориями Привисленского края (Польши), и в умах германских стратегов зародился план посредством глубоких охватов со стороны Восточной Пруссии и Галиции окружить и уничтожить русские армии, принудив Санкт-Петербург к безоговорочной капитуляции. Порой казалось, что планы немцев имеют все шансы на успех. Задачи врага облегчались все настающим снарядным голодом в Русской Армии, нехваткой вооружений, вызванных неверными прогнозами относительно соков и масштабов войны.
Готовя очередное наступление, противники создавал двух-трехкратное превосходство в пехоте и пятикратное и больше – в артиллерии. Но замысел германского генштаба потерпел провал. Русская Ставка и главком Северо-Западного фонта генерал Алексеев смогли вывести наши армии из уготованного им «польского мешка». Сыграло роль и возложение на себя обязанностей Верховного Главнокомандующего Императором Николаем II, последовавшее в самые трудные дни августа 1915 года. Но далось это ценой больших потерь и стало возможным благодаря стойкости и героизму русских воинов. В числе отличившихся – подполковник Хвощинский. Вот выдержка из Высочайшего приказа, подписанного в Царском Селе.
«Государь Император в 8 день октября 1916 года Всемилостивейше соизволил пожаловать: Орден святого Великомученика и Победоносца Георгия 4- й степени: Полковникам: …Командиру 5-го мортирного артиллерийского дивизиона, Александру Хвощинскому за то, что, состоя в 10-й артиллерийской бригаде, в бою 26 июля 1915 года у д. Сержбуты Старые, находясь с своей батареей под сильным огнем неприятельской тяжелой и легкой батарей, отвел на себя огонь неприятеля и тем облегчил положение нашей пехоты и, продолжая расстреливать в упор до последнего снаряда неприятельскую пехоту и жертвуя собой, дал время устроиться и отойти нашим войскам».
В 1916 году Хвощинский производится в полковники и назначается командиром 5-го мортирного артиллерийского дивизиона, входившего наряду с 7-й и 10-й пехотными дивизиями в состав V армейского корпуса. В этом качестве он будет воевать до конца войны.
В начале 1918 года последует возвращение на зимние квартиры в Нижний Новгород, затем демобилизация. С возмущением и чувством бессилия наблюдал герой-фронтовик за анархией, воцарившейся в армии вследствие пропаганды большевиков. С горечью были восприняты известия о позорном «мире», согласованного Троцким и Иоффе в Брест-Литовске под диктовку врага (Ленин настоял на принятии капитуляции, констатировав, что действующая армия (его усилиями) благополучно развалена и воевать некому).
Дальнейшее в его биографии выглядит как белое пятно. Не известно, жил ли он все эти месяцы с семьей (жена – Елена Петровна, единственная дочь Варвара умерла в 1913 г.) безвыездно в Нижнем Новгороде или нет, подвергся ли весной-летом 1918 г. обязательной регистрации в губернском комиссариате по военным делам, руководимым товарищами Коганом и Краевским.
Фамилия Хвощинского не встречается в списках командиров и инструкторов, набранных большевиками для формирования нижегородской стрелковой дивизии, нацеленной на борьбу с Донской армией генерала П.Н. Краснова.
Известно лишь, что в начале 1919 года «бывший полковник» Хвощинский арестован местными чекистами и препровожден в Москву. Дальше – ввиду закрытости и неполноты соответствующих архивов – мы можем лишь строить догадки и версии. С учетом тогдашней обстановки и имеющихся фактов.
С большой долей вероятности можно предположить, что арест офицера-фронтовика был продиктован событиями, связанными с переходом на сторону белых большого количества (не менее 150 человек) командиров и инструкторов упоминавшейся выше 11-й советской дивизии. Мобилизованные в принудительном порядке, во многих случаях взятые из тюрьмы или концлагеря, они массово сдались в плен в бою с Донской армией 14 ноября 1918 года (подобно об этом здесь: http://rys-strategia.ru/publ/1-1-0-3180 ).
Хвощинский в списках перебежчиков не обнаружен, но зато среди них немало его сослуживцев и, возможно, подчиненных, в частности, это братья Александр, Николай и Петр Немерцаловы, прошедшие с ним рука об руку через всю Великую войну.
После краха 11-й дивизии ЧК принялась отыгрываться на родных и близких офицеров-перебежчиков, арестовывая их и бросая в тюрьмы на положении заложников. Это была обычная практика, и советские газеты писали об этом не стесняясь. Так, в декабре 1918 г. в «Нижегородской коммуне» появилась серия публикаций, в которых, в частности, сообщалось об арестах родителей братьев Немерцаловых, матери инструктора Николая Иванова – Александры Березиной, близких инструктора Николая Жедринского, сестер Анны и Елизаветы инструктора Граудина и др.
Мы не знаем, о чем думал и к чему стремился в то время закаленный в боях полковник Хвощинский. Надеялся ли он под воздействием усталости от войны уклониться от развертывающейся на Юге России борьбы? Или все же имел намерения к ней примкнуть. Но точно, что в глазах большевиков он принадлежал к группе риска. Его могли расстрелять как потенциально опасного офицера. Или в порядке возмездия за измену сослуживцев. Или за то, что его племянник офицер лейб-гвардии Преображенского полка Ипполит Владимирович Хвощинский, воевал в армии адмирала А.В. Колчака.
Или просто как заложника, попавшегося под горячую руку подверженного пароксизмам ярости Дзержинского. Видимо, именно так погиб в застенке командир нашего героя, генерал-майор А.В. Скрыдлов (командовал 10-й артбригадой в 1915-1916 гг.). Его вместе с женой и сыном арестовали в качестве заложника и расстреляли в бутырской тюрьме с приснопамятном сентябре 1919 г. О том, почему и как совершались такие казни, мы рассказывали в статье «Как убивали правнука мореплавателя Крузенштерна»: http://rys-strategia.ru/news/2019-09-26-8129
Возможно, судьбу боевого офицера и героя Второй отечественной войны Александра Васильевича Хвощинского смогут проявить московские архивы. Вдруг в каких-то архивных узилищах сохранился фонт революционного трибунала, где есть и протоколы его допроса, и соответствующее процессуальное решение! Будем надеяться, что так и будет.
Литература
Нижегородцы и Великая война 1914-1918. Авт.-сост. С.А. Смирнов. Н. Новгород: Поволжье, 2014.
Хвощинские (родослованая). Сайт Союза возрождения родословных традиций: https://forum.svrt.ru/topic/2436-%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5/
Гражданская война и Нижегородский край. Сост. С.А. Смирнов. Н. Новгород: Вертикаль XXI век, 2018.
Высочайшие приказы. Эл. ресурс:
http://ria1914.info/index.php/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B,_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F,_%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D1%8B_1-20
Волков С.В. Белое движение (база данных). Эл. ресурс:
http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_21-H.pdf
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
|