Считанные 18 вёрст разделяли две кочующие армии, Корниловскую Добровольческую и Кубанскую, вынужденную покинуть Екатеринодар. Но между ними лежала станица Ново-Дмитриевская, где укрепилась трёхтысячная, хорошо вооружённая группировка красных. Решено было нанести удар сразу с двух сторон и таким образом не дать большевикам уйти. На рассвете 15 марта Корнилов двинул войска в путь. Всю предшествовавшую ночь лил, не прекращаясь ни на мгновенье, дождь. К утру тучи рассеялись, и показалось солнце, но вскоре ливень, смешанный со снегом, начался с новой силой. Дороги размыло, и в жидкой грязи безнадежно увязали подводы, которые не в силах были вытянуть слабые черкесские лошадки. Тряпьё и одеяла, которыми были кое-как укрыты раненые, промокли насквозь. Промокли насквозь и идущие сквозь густой туман Добровольцы. Ветер швырял в лицо хлопья снега, нещадно колол лица, глаза, становилось тяжело дышать. Снега намело на аршин, а к вечеру ударил мороз, и до нитки промокшая одежда обледенела настолько, что полы шинелей ломались с хрустом, как стекло.
Дорогу к станице преграждала речка Чёрная. Неширокая и мелкая в обычное время, теперь она превратилась в бурный, грязный поток, размывающий берега и сметающий мосты. Армия остановилась перед неожиданным препятствием. Корнилов разослал конные разъезды на поиски переправы, но переправ не находилось. В трёх хатах, стоявших на берегу, по очереди грелись воины. Люди сгрудились у реки, тронутой ледяной коркой, и то там, то здесь мелькала высокая белая папаха генерала Маркова.
Кубанцы не то заплутали впотьмах, не то сробели перед стихией, но к месту действия так и не явились, и очевидно становилось, что рассчитывать придётся вновь лишь на свои силы, а, значит, кому, как не Офицерскому полку пролагать путь к победе?
- Ваше превосходительство, пленного взяли! Говорит, брод знает!
Марков окинул суровым взглядом дрожащего не то от холода, не то от страха пленника, уже немолодых лет казака.
- Значит, брод знаешь?
- Т-так т-точно, вашство!..
- А не брешешь, борода?
Казак затряс головой.
- Добро! – кивнул Сергей Леонидович. – Вот, первым и пойдёшь по нему! А то сунемся вброд по самый рот… Ну, что стоишь? – повысил он голос. – Пошёл вперёд!
Под наставленными на него винтовками и не терпящим возражений генеральским взором отступать пленнику было некуда, и он, весь сжавшись, ступил в реку. Марков неотрывно следил за дрожащей фигурой, двигающейся по ледяной воде, совсем рядом с разрушенным мостом.
- Ценный трофей добыли! Кажется, и впрямь не соврал сукин сын! – довольно прищёлкнул он языком, не переводя взгляда. – К чёрту теперь все поиски переправ! Пока наши разъезды хоть что-нибудь найдут, мы здесь околеем и пропадём не за грош! Будем переправляться здесь!
Слова у Сергея Леонидовича никогда не расходились с делом. Едва приняв это решение, он первым бросился в воду:
- Вперёд, друзья! За мной!
И первая офицерская рота, подняв над головами винтовки, немедленно последовала за своим командиром и вместе с ним перешла реку вброд. И уже с другого берега раздался его громкий голос:
- Всех коней к мосту! Полк переправлять верхом на крупах!
Началась долгая и тяжёлая переправа. Измученные лошади из последних сил перевозили людей, а некоторые из них, не выдержав, просто ложились в воду и погибали. Наконец, Офицерский полк переправился целиком. Марков усмехнулся, покрутив заиндевевший ус:
- Сыровато, господа!
- Так точно, ваше превосходительство… - ответили окоченевшие люди и всё же рассмеялись, преодолевая изнеможение.
Кубанцы так и не появились, а переброска остальных частей армии требовала времени. Большевики же, почуяв неладное, уже начали громить переправу артиллерией. Оценив ситуацию, Сергей Леонидович распорядился, как всегда, скоро и решительно:
- Вот что, друзья мои, ждать некого, а в такую ночь без крыши над головой мы тут подохнем в поле. Идём в станицу! Зададим большевичкам перцу к сердцу!
Под ружейным и пулемётным огнём офицерские цепи двинулись на станицу. Хрустя ломающимся льдом шинелей офицеры, словно сказочные ледяные богатыри, подошли в Ново-Дмитриевскую. Выскочил навстречу часовой красный, не ждавший нападения в этакую непогоду:
- Какого полка?!
- Первого Офицерского! – услышал в ответ несчастный и в тот же миг получил пулю в лоб.
Повыскакивали из крайних хат встревоженные, не успевшие толком одеться товарищи, и закипел штыковой бой между ледяным воинством и распаренными у теплых печей красными разбойниками.
- Ну, буржуи, сейчас мы вас оседлаем!
- Подождите, краснодранцы!
Огонь вёлся из каждой хаты. Ноги проваливались в ледяное месиво из грязи, снега и льда. В кромешном мраке шла невообразимая битва, в которой наряду со своими подчинёнными, показывая им пример, сражался сам генерал-профессор.
Ново-Дмитриевская была взята, и до рассвета продолжалась переправа остальных частей армии и многострадального обоза. Под утро перепуганные ночной кутерьмой жители могли наблюдать диковинную картину: по улицам шли обледенелые, белые существа, с сияющими штыками и покрытыми инеем бровями и усами. Ледяное войско шло при этом в ногу, как на параде, а сбоку от него шагал коренастый офицер с сосульками вместо бороды и командовал:
- Ать, два! Ать, два!
Это была рота полковника Кутепова со своим командиром.
- Рота стой! Разойдись!
Ледяные воины рассыпались по тёплым хатам…
После отдыха, оттаяв и подкрепив силы нашедшейся в хозяйских закромах снедью, иные из них занялись игрою в железку. На стол была высыпана целая гора серебра – выданное «жалование» в мелких серебряных монетах. Делать с этим «богатством» было решительно нечего. Только играть, коротая в кой-то веки выдавшиеся свободные часы. В разгар игры грозно хлопнула дверь просторной хаты, и вместе с морозным воздухом влетел в неё стремительный Сергей Леонидович. Мгновение, и широко расставленные руки генерала загребают всю наличность безо всякой игры… «Трофей» тотчас увязывается в любезно поданную хозяйкой тряпку. Офицеры, вытянувшиеся по стойке «смирно», смиренно наблюдали этот беспроигрышный «удар по банку».
- Если вы не находите лучшего применения, то мне они пригодятся! – объявил Марков и покинул хату, унося весь «банк». – Вольно, господа!
Рис. Игоря Колгарева
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733
Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |