Европейский суд по правам человека присудил €13,6 тыс. Станиславу Дмитриевскому, осужденному по ст. 282 УК РФ за публикацию русофобского заявления. Это первое решение Страсбурга по «экстремистским» делам в России, сообщает РБК.
Дмитриевский, который в середине 2000-х возглавлял организацию «Общество российско-чеченской дружбы» и был главным редактором газеты «Право-защита», которая распространялась в основном в Нижнем Новгороде тиражом в 5 тыс. экземпляров. В 2004 году газета опубликовала антироссийские обращения лидеров чеченских боевиков Ахмеда Закаева и Аслана Масхадова, в которых говорилось о «полчищах российских оккупантов», «тотальном российском терроре» в Чечне и Кремле, как центре международного терроризма. Нижегородская прокуратура нашла в этих материалах призывы к насильственному свержению конституционного строя и в январе 2005 года возбудила против Дмитриевского уголовное дело о призывах к экстремистским действиям (ст. 280 УК).
В дальнейшем обвинение было переквалифицировано на «разжигание ненависти либо вражды» (ст. 282 УК). В феврале 2006 года Советский районный суд Нижнего Новгорода приговорил его к двум годам условно с испытательным сроком в четыре года. В том же году Дмитриевский обратился в ЕСПЧ.
Заявитель жаловался на нарушение ст. 10 Европейской конвенции о свободе выражения мнения, а также на нарушения ст. 6 и 13, где речь идет о справедливом суде и эффективных средствах правовой защиты. Свое преследование он назвал попыткой помешать объективному освещению конфликта в Чечне.
Российские уполномоченные при ЕСПЧ в свою очередь заявляли, что приговор Дмитриевскому был законным и необходимым для «защиты прав и интересов многонационального населения России» с учетом напряженной ситуации на Кавказе и опасности, которую могла представлять публикация экстремистских статей».
Страсбург не увидел в публикациях Дмитриевского призывов к свержению строя или разжигания межнациональной розни и отметил, что ограничения на политические высказывания «должны быть жестко обоснованы».
Теперь приговор в отношении Дмитриевского должен быть отменен, а дело — направлено на новое рассмотрение.